Найти тему
Основной аэродром

📅 Братья-авиалайнеры от Douglas и неудавшийся штурмовик на базе учебного самолёта. День в истории авиации» №112 (14—20 февраля)

Несостоявшийся итальянский истребитель-биплан, самолёт для самостоятельной сборки от Morane-Saulnier и многое другое в новом выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

14 февраля

14 февраля 1942 года — первый полёт поршневого авиалайнера Douglas DC-4. /США/

После неудачи с авиалайнером DC-4E компания Douglas Aircraft решила доработать проект под обозначением DC-4A — сделать его менее сложным в производстве, более дешёвым и экономичным. Когда США вступили во Вторую мировую войну, самолёт переориентировали в военно-транспортный и назвали C-54 Skymaster. Под этим именем он и совершил первый полёт.

Это был цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси. Вариант DC-4-1009 оснащался 4 × двигателями Pratt & Whitney R-2000-2SD13-G Twin Wasp (1450 л.с.). Крейсерская скорость — 365 км/ч, дальность полёта — 5300 км. Брал на борт до 86 пассажиров (C-54 перевозил 50 солдат или 14,7 тонн груза).

Всего построили 80 самолётов DC-4 и 1163 единиц C-54. После войны многие вчерашние транспортники конвертировали в авиалайнеры. Кроме американских — American Airlines, Pan Am и др. —, самолёты приобретались и зарубежными авиакомпаниями — KLM, Sabena, SAS, Avianca и др.

15 февраля

15 февраля 1963 года — первый полёт лёгкого ударного самолёта North American YAT-28E. /США/

В 1962 году ВВС США после анализа эффективности лёгких штурмовиков в антипартизанских операциях опубликовали спецификацию на подобный самолёт. По ней компания North American Aviation начала работу над проектом YAT-28E.

Для ускорения за основу взяли самолёт T-28D Nomad — учебно-тренировочный T-28 Trojan, переделанный в лёгкий штурмовик и разведчик. Общая компоновка — двухместный низкоплан с убираемым шасси — осталась без изменений. Лишь фюзеляж стал более обтекаемым и было усилено крыло. Оснащался турбовинтовым двигателем Lycoming YT-55L-9 (2445 л.с.) Максимальная скорость — 579 км/ч, дальность полёта — 4441 км. Вооружение — 2 × 12,7-мм пулемёта + до 2721 кг боевой нагрузки на 12 точках подвески.

Первый прототип YAT-28E разбился в своём 13-м полёте. Во время испытаний ещё 2 построенных самолётов выявили проблемы с двигателями. Проект закрыли, а ВВС США предпочли Cessna A-37 Dragonfly.

16 февраля

16 февраля 1938 года — первый полёт поршневого истребителя Caproni Ca.165. /Италия/

Королевские ВВС Италии не могли определиться с тем, каким будет их новый истребитель — быстрым монопланом или манёвренным бипланом. Поэтому в рамках программы R на разработку истребителя-перехватчика наземного базирования объявили сразу 2 конкурса. На один из них подала свой самолёт Ca.165 компания Caproni. Руководил проектом Раффаэле Конфленти (Raffaele Conflenti).

Это был биплан с закрытой кабиной и неубираемым шасси с колёсами в обтекателях. Двигатель Isotta Fraschini L.121 R.C.40 (900 л.с.) позволял развить максимальную скорость в 450 км/ч. Дальность полёта — 672 км. Вооружение — 2 × 12,7-мм пулемёта.

На испытаниях Ca.165 сравнивали с главным конкурентом — Fiat CR.42 Falco. Caproni пыталась интригами выиграть конкурс, но победителем признали истребитель от Fiat. Во многом, из-за его вдвое меньшей цены и проверенного двигателя. Ca.165 так и остался построенным в единственном экземпляре.

17 февраля

17 февраля 1946 года — первый полёт лёгкого самолёта Morane-Saulnier MS.660. /Франция/

В конце 1945 года компания Morane-Saulnier начала работу над лёгким самолётом для любителей. Ввиду сложной послевоенной экономической ситуации, акцент в проекте делался на дешевизну, простоту конструкции и возможность самостоятельной сборки в домашних условиях. Самолёт получил обозначение MS.660.

MS.660 представлял собой одноместный высокоплан с неубираемым шасси. Оснащался двигателем Train 4E01 (50 л.с.) Крейсерская скорость — 130 км/ч, дальность полёта — 500 км.

Компания планировала продавать как наборы для сборки MS.660, так и просто чертежи. В 1947 году самолёт показали на выставке лёгкой авиации, но интереса у потенциальных заказчиков он не вызвал. Morane-Saulnier пыталась доработать MS.660, но безуспешно. Проект закрыли, построив лишь один прототип.

18 февраля

18 февраля 1928 года — первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Blackburn B.T.1 Beagle. /Англия/

Компания Blackburn Aeroplane & Motor Co. Ltd. в 1925 году начала работать над высотным бомбардировщиком по спецификации 24/25 от британского авиационного министерства. Руководил проектом B.T.1 Beagle конструктор Джордж Петти (George Petty). В процессе решили изменить назначение самолёта на бомбардировщик-торпедоносец берегового базирования.

Это был двухместный биплан с неубираемым шасси. Двигатель Bristol Jupiter VIIIF (460 л.с.) позволял развить максимальную скорость в 225 км/ч. Топлива хватало на 3,5 часа полёта. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта + 18" торпеда или 500 кг бомб.

Испытания показали, что самолёт не соответствует требованиям спецификации. Инженеры Blackburn Aeroplane несколько раз дорабатывали его, заменили двигатель, но результата это не принесло. Проект закрыли, а единственный построенный B.T.1 Beagle использовался компанией для своих нужд до 1933 года.

19 февраля

19 февраля 1941 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Airspeed AS.45 Cambridge. /Англия/

Опубликованная в 1939 году спецификация T.4/39 британского авиационного министерства описывала требования к учебному самолёту для продвинутой лётной подготовки. Компания Airspeed Limited представила на конкурс свой проект AS.45 Cambridge.

AS.45 представлял собой двухместный низкоплан с убираемым шасси. Был выполнен из дерева с фанерной и полотняной обшивкой. Оснащался двигателем Bristol Mercury VIII (730 л.с.) Максимальная скорость — 381 км/ч, дальность полёта — 1094 км.

Испытания выявили у AS.45 проблемы с лётными характеристиками на малых скоростях, а также с максимальной скоростью полёта. К тому же, на вооружение Королевских ВВС Великобритании стали в достаточных количествах поступать самолёты Miles Master и North American Harvard. В итоге, проект закрыли, успев построить 2 прототипа.

20 февраля

20 февраля 1939 года — первый полёт ближнемагистрального поршневого авиалайнера Douglas DC-5. /США/

В 1938 году компания Douglas Aircraft начала работу над проектом нового транспортного самолёта DC-5. Он задумывался для использования на более коротких маршрутах, чем уже выпускавшийся DC-3 и разрабатывавшийся DC-4.

В отличие от привычных низкопланов DC-2/3/4, новый самолёт был высокопланом с убирающимся шасси. Впервые на транспортных самолётах появилось шасси с носовой стойкой. Оснащался 2 × двигателями Wright GR-1820-G102A Cyclone (900 л.с.) Крейсерская скорость — 314 км/ч, дальность полёта — 2600 км. Брал на борт от 16 до 24 пассажиров.

Построили 12 самолётов Douglas DC-5 — 5 в гражданской версии и 7 в военно-транспортной. Они эксплуатировались ВВС и ВМС США, Королевскими ВВС Австралии, ВВС Израиля, а также авиакомпаниями Australian National Airways, KNILM и KLM West Indies и др. Одним DC-5 владел основатель компании Boeing — Уильям Боинг (William E. Boeing).

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно читать по тегу #основнойаэродром_деньвистории

P.S. Стоит сказать, что с каждым разом всё тяжелее находить героев для дайджеста, чтобы не повторяться 🙂