В Послании к Евреям апостол Павел много внимания уделяет фигуре Мелхиседека - царя и священника, встретившего Авраама и благословившего его. Позвольте напомнить историю Мелхиседека:
"Когда он (Авраам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего." Бытие 14:17-20
Белый царь Мелхиседек
Я писал прежде о Мелхиседеке как о самом первом прообразе Белого царя, и потом еще в статье О Белом царе и царе Мелхиседеке. Мелхиседек является частью неведомой нам, но Богом ведомой (и ведОмой) традиции. И апостол Павел много пишет про Мелхиседека, чтобы подчеркнуть - значимость служения Иисуса Христа выше даже значимости левитского священства, поскольку оно восходит к еще более древнему религиозному чину - Мелхиседека.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во‐первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира. Евреям 7:1-2
Вот он - первый Белый царь. Он же указывает и на последнего Белого царя. Но сегодня я хочу поговорить не о Белом царе, а об историчности той великой религиозной традиции, которую Библия связывает со священством и царством Мелхиседека. Очевидно, что упоминается некая древняя монотеистическая традиция, избранным и помазанным сопричастником которой сделался Авраам, встретившись с Мелхиседеком, как носителем этой традиции.
Но что же это была за традиция? Единобожия в многобожном мире? Древняя, как Авраам, и даже древнее? Широко распространенная в Малой Азии? Имеет ли она аналог в истории? Есть, кажется, толька одна религиозная традиция, которая (как нам предстоит увидеть) соответствует всем критериям того, что Священное Писание связывает с чином Мелхиседека, о котором говорится с величайшим уважением, даже почитанием. И это - зороастризм.
Зороастризм
Не спешите бросать в меня камнями, друзья, свистеть и улюлючать: не велите казнить, велите слово молвить. Я - христианин, и никуда не денусь. Но послушайте о добрых истоках нашей веры - они глубже, чем кому-то может показаться.
Зороастризм – уникальная древняя религия, уходящая корнями во второе и третье тысячелетие до нашей эры. В настоящее время это самая древняя религия, которая, хотя и в измененном виде, все еще практикуется (в Индии, в лице 200 потомственных зороастрийцев, круг которых сужается). Одной из самых интересных особенностей зороастризма является влияние, которое эта религия оказала на религии, пришедшие ей на смену. Можно сказать, зороастризм отдал себя им.
Зороастризм считается реформацией некоторых распространенных доисторических религиозных систем, обычно индоиранских по своей природе. Религиозным пророком, который, как считается, возглавил эту реформацию, является Зороастр, который в какой-то момент (одни считают 2 тысячи лет до н.э., другие относят к в 6-10 веках) взял многие политеистические иранские религии и превратил их в то, что начало напоминать зороастризм.
Первое упоминание о религии и большая часть наших знаний о ранней религии происходят из «Историй» Геродота. Текст описывает ситуацию на Ближнем Востоке в 648–330 гг. до н. э. и упоминает об этой форме религии. Более поздние тексты относятся к месопотамской ветви религии, которая впоследствии стала известна как зурванизм. Многие императоры того времени признавали свою преданность Единому богу зороастризма.
Религия эта, полагают, оставалась постоянной и в основном неизменной до завоеваний Александра Македонского. По легенде, Александр Македонский сжег священные тексты во время разрушения Персеполя, пытаясь заменить поклонение зороастризму эллинистическими верованиями. Это отправит зороастризм в период упадка, пока он не возродится, в преображенном виде, в третьем веке нашей эры.
Если взглянуть на структуру верований зороастризма, многим она может показаться знакомой. Некоторые из основных основных убеждений зороастризма заключаются в том, что есть только один истинный Бог, Ахура Мазда, который является началом и концом, всезнающим, чистым и вечным. Существует также священный текст зороастризма, Гаты, в котором говорится, что нет другого божественного бога, кроме Ахура Мазды.
Религия также придерживается веры в то, что существует вечный Закон, Даэна, который был передан людям святыми словами самого Ахура Мазды. Даэна интерпретируется как священный путь жизни и рассматривается как долг каждого верующего следовать. Он состоит из семнадцати гимнов, утверждений и запрещений, которым нужно следовать, чтобы вести хорошую жизнь.
Еще одно убеждение, которого придерживаются зороастрийцы, состоит в том, что все физическое творение должно работать в соответствии с генеральным планом, установленным Ахура Маздой. Нарушения этого плана были нарушениями против Бога, и из-за этого они рассматривались как нарушения против творения и природы. Рука об руку с этим идет вера в то, что Ахура Мазда создал все хорошее в мире, и что все плохое идет против этого творения и противоречит истине. Из-за этого идет постоянная борьба между добром Ахура Мазды и злом тех, кто стремится сорвать его генеральный план; однако существует абсолютная вера в то, что добро в конечном итоге победит.
Считается, что в этой борьбе добра и зла решающую роль играют все живые существа, особенно люди и животные. Они созданы Ахура Маздой, но у них есть собственные души, а также свобода воли для принятия собственных решений. Зороастрийцы считают своим долгом использовать эту свободную волю для защиты порядка и принятия мер против зла и упадка. В соответствии со свободной волей, данной людям, их судят по их делам в материальном мире. От их жизни будет зависеть, пойдут ли они в рай или ад? Великий Суд состоится в конце времен, и в то время каждый получит свою награду или наказание.
Услышав об этих верованиях и доктринах зороастризма, вы, возможно, подумали про себя: «Господи, все это кажется очень знакомым», и вы были бы правы в этой оценке. По большей части авраамические религии находились под сильным влиянием верований зороастризма, взяв за основу такую идею, как существование только одного истинного Бога. Ислам, христианство и иудаизм придерживаются веры в единого верховного Бога, который правит всем, и это не единственное сходство с зороастризмом.
Такие важные принципы, как вера в загробную жизнь и суд после смерти, также приняты авраамическими религиями. В долгий период Вавилонского плена, но уже при династии Мидо-Персов, этих арийских царей от восхода солнечного, иудеи действительно многое переняли у зороастризма. И то, как они это сделали, является примером того, как верующему человеку, имеющему Закон и Писание, относиться к тем идеям и той культуре, которые настойчиво окружают нас.
Что-то из этих идей - большая, пожалуй их часть - что напущены на нас, должно быть отвергнуто. Но это не отвержение ради отвержения. Здесь должен работать главный библейский принцип мудрости: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).
То есть, если какое-то учение, какие-то идеи идут против того, что в Слове Божием - в них нет света. Но если эти идеи находят свое отражение, иногда не вполне яркое, в Писании, перекликаются, сопряжаются, то к ним стоит прислушаться. На этом основана настоящая наука - как духовная, так и сопряженная с изучением физического мира.
Саддукеи
На примере взаимоотношений зороастризма и иудаизма это особенно ярко видно. Напомню читателям, что к Новозаветным временам у иудеев сформировались две главные религиозные школы, очень различные между собой - фарисеи и саддукеи. Саддукеи были строгими буквалистами и следовали принципу: "все, что не в Слове - ложь". Они были националистами и составляли большинство в синедрионе. Ни один из них, насколько известно, не сделался христианином.
Саддукеи не верили, что есть воскресение из мертвых или загробная жизнь - потому что нигде этого напрямую не следовало из Писаний Ветхого Завета. Они также не верили, что Богу есть противоборствующая сила зла. Не верили они и в Суд, и в полное торжество добра над злом. Потому что нигде этого, как им казалось, в Писании нет.
Фарисеи
Фарисеи руководствовались другим принципом: "все, что в согласии со Словом - истина". И из этого принципа, размышляя над религией зороастризма, они пришли к выводу, что есть воскресение из мертвых, есть Суд, есть рай и ад, есть сатана, противящийся Богу. Кстати, само слово "фарисей" буквально означает "из Фариса", или "персиянин". Так звали этих иудейских учителей саддукеи - обвиняя фарисеев в щедрых заимствованиях из зороастризма.
Зороастризм действительно подтолкнул иудеев увидеть в Писаниях Ветхого Завета то, что действительно не было еще ярко явлено, но над всем была, говоря словами апостола Павла, как будто ширма, которая сдергивается Иисусом Христом. Иисус Христос пришел явить все это сокрытое в Писании.
Выводы
Зороастризм, как оказалось, помог людям принять многие откровения Божии, заложенные в глубинах пророческих. И хотя в целом фарисеи у нас ассоциируют с людьми, которые не приняли Христа, многие фарисеи (включая Савла - апостола Павла) впоследствии сделались христианами. Кстати, мессианская картина зороастризма, как и ветхозаветние мессианские пророчества, были важным звеном в формировании у ранних христиан (из числа иудеев, особенно фарисеев) осознания мессианства Иисуса Христа.
Вера в Единого всемогущего Бога, вера в рай и ад, в Суд после смерти, в борьбу между добром и злом, вера в победу Добра с приходом Мессии - все эти отличительные характеристики зороастризма расширили горизонты авраамических религий. Это было легко сделать, потому что корни современных религий и без того уходят в зороастризм.
Христианство не произошло из зороастризма - не поймите меня неверно, пожалуйста. Оно является исполнением пророчеств зороастризма - как и пророчеств Ветхого Завета. Но зороастризм, наряду с другими религиозными традициями, а впереди их всех - уведомляет мир о пришествии в него Мессии. Мы еще с Божьей помощью, вернемся к теме зороастризма и его отношения к другим монотеистическим религиям, в частности - к христианству. Бог ведь уведомлял не только иудеев.
Почему это важно? Потому что первый Белый царь, Мелхиседек, был обязан своему божественному помазанию как царь и священник не какой-то религиозной традиции (иудаизм, ислам, христианство), а непосредственному Божиему избранию.
Царствование Мелхиседека имеет права на традиции иудаизма, ислама и христианства - и это то, что указывает на права Белого царя, как последнего Мелхиседека. Первый и последний в Священном Писании всегда соотносятся друг с другом. И если первый упомянутый по имени Белый царь Мелхиседек дал начало этим трем великим монотеистическим традициям, значит и последний Белый царь уготован приготовить эти традиции к приходу Иисуса Христа Мессии и Царства Его.
Продолжение следует. Использованные работы:
Бойд, Джеймс В. и Мэри Бойс. «Зороастрийцы: их религиозные верования и обычаи». Журнал азиатских исследований, том. 40, 1, 1980.
Моррилл, Джон и Тамара Сонн. Инструментарий по религии: полное руководство по религиоведению. Уайли-Блэквелл, 2012.
«Зороастризм». Википедия, Фонд Викимедиа.