По аналогии с популярным форматом FAQ (frequently asked questions, часто задаваемые вопросы), я решил начать рубрику RAQ (rarely asked questions, редко задаваемые вопросы). От того что эти вопросы задают редко, причем не особенно искушенные меломаны, они не кажутся мне менее интересными. Обычно времени развернуто отвечать на них непосредственно вопрошающему сразу нет, так что делаю это в данной заметке.
Зачем нужны такие дорогие колонки? Да еще и комнату оклеивать поролоном!?
Можно выделить несколько пакетов функций, которые могут выполнять акустические системы. Вариант первый, минимальный: номинальное воспроизведение поданного сигнала. Хороший пример радиоприемник в мастерской (парикмахерской), ворчит в углу и ладно, уже не так скучно. Большинство дешевой компьютерной акустики выполняет схожую нагрузку – голос в видеороликах, тихая фоновая музыка. У такого класса акустики можно отметить всего два состояния – она или работает (разборчивый звук без фона - дребезга) или нет.
Следующая ступень качества, акустика для тех, кто любит слушать музыку в самом простом понимании этого слова. От колонок требуется: быть громкими, давать глубокий бас, заполнять помещение звуком, а когда пришли друзья, можно было весело провести время. Выбор довольно широкий, от проверенных временем S-90 до китайского «новодела» Microlab и Edifier. Не редки случаи, когда люди ставят в квартире концертную акустику с мощностью 1-2 кВт, тут без комментариев.
Пакет «расширенный», акустические системы для музыкантов-звукорежиссеров. Много кто занимается музыкой в качестве хобби – пишет сам себя, свою игру на гитаре или вокал. Потом все это приходится обрабатывать, тут уже человек начинает смотреть на недорогие активные мониторы вроде M-Audio. Упрощенно, студийные мониторы просто более качественные колонки, на которых удобнее делать обработку дорожек в музыкальном редакторе. Хотя главную роль в создании популярнейшего трека «Розовое вино», принимала участие обыкновенная компьютерная мультимедийная 2.1 акустика, всегда есть исключения.
Многоканальная система для кино. Совершенно отдельное направление, выпадающее из общего списка. Важно соответствие количества «ящиков» стандартам Dolby, мощность сабвуфера, удобство размещения (габариты), остальное вторично. Существует целый спектр готовых наборов колонок 5.1 – 7.1, ценой от 500$ (дешевле просто жесть) и до бесконечности. Элитные кинотеатры строятся на заказ, явление не очень распространенное, можно пренебречь. В силу некоторых особенностей такие решения слабо хорошо подходят для «аудиофильского» прослушивания музыки и звукорежиссеров.
Пакет требований максимальный, он же аудиофильский или кто покупает дорогие колонки. Прошла буйная молодость, гитара пылится на стенке, соседи давно спят спокойно, надо исправлять положение. Другой сценарий: человек начал замечать, что его напрягает плохое качество звука, то есть существует некоторая склонность к меломании. Возможно, он стал бы звукорежиссером или пианистом, но уже другая жизнь и другие заботы, а к музыке тянет. Постепенно меняя технику, такой слушатель приходит к выводу, что дешевые колонки не удовлетворяют его завышенным требованиям (относительно предыдущих пунктов), покупает Hi-End, шах и мат. Финальный штрих – акустическая обработка комнаты.
Творческий путь меломана-инженера. Если человек имеет технические познания или просто тягу к паяльнику и музыке одновременно, он может начать делать колонки самостоятельно. Неплохо объясняется данный феномен в советском фильме «Лабиринт Минотавра», скрипичный мастер говорит своему ученику (сокращение автора): счастье не получить сразу готовый идеальный результат, а идти к нему всю жизнь, путем проб и ошибок, находится в процессе познания.
Вывод. Все правы, просто разные задачи. Человеку, которому требуется только смотреть ролики на youtube, не понять требования продвинутого меломана. Практический пример. Начав систематически играть в настольный теннис, я быстро понял, в чем разница между хорошей и плохой ракеткой. Несколько позже уже мог сказать, в чем разница между хорошей и очень хорошей ракеткой, еще позже стал различать тонкости влияния накладки. Если бы я продолжал изредка, без амбиций играть в настольный теннис, то до сих пор рассматривал ракетку просто как фанеру с резинкой. Также сильно влияет окружение, тяжело полюбить по настоящему хороший звук, если вы ни разу с ним не сталкивались, вероятность заражения повышается при наличии друга – меломана.
Предположим, музыкант (скрипач\флейтист) когда играет, излучает мощность 5Вт, зачем усилители мощности звуковой частоты по 70-100 Ватт и более?
Все техническое, что придумал человек, обладает таким грехом как КПД. Есть вещи с высоким КПД: трансформатор, электродвигатель, светодиод. Есть вещи, которые больше выделяют тепла или механической работы, чем полезного действия, например динамик. Микрофон, которым снимается звук тоже не такое уж совершенное устройство, отчасти по причине наличия воздуха в качестве прослойки между источником и приемником. Оценить КПД вашей системы отчасти можно по значению характеристической чувствительности, чем она больше – тем лучше. Короче первая причина это потери при преобразовании сигнала от записи до воспроизведения, на их компенсацию и уходит избыточная мощность.
Вторая причина – когда пишется симфонический оркестр, другой большой музыкальный коллектив, колонкам приходится воспроизводить полный спектр слышимого сигнала, а не только один инструмент. Можно сделать высокоэффективный излучатель для узкой полосы частот, с узкой диаграммой направленности, вспомните как громко и мерзко пищат пьезо-сирены, пожарные например. Но излучающий во все стороны спектральную кашу громкоговоритель с высоким КПД – пока еще фантастика. В принципе слушать музыку при мощности 5 Вт вполне реально, на небольших «компьютерных» колонках или больших Hi-End акустических системах с высокой чувствительностью.
За чувствительность приходится платить: качественные излучатели с нужными параметрами стоят дорого, корпуса громоздкие, вспомнить хотя бы классические рупоры. Сделать двухполосную (трехполосную) АС на компрессионных динамиках с резиновым подвесом и тяжелой подвижной системой гораздо проще, пусть и потребуется мощный усилитель. Звук такой акустики устраивает подавляющее большинство пользователей (покупателей), следовательно, на рынке господствует акустика с «низкой» чувствительностью, вот почему нужны мощные усилители.
Чем колонка отличается от динамика?
Почему колонки не могут работать без усилителя, мы уже разобрали в отдельной статье. Термины «системный блок – процессор» и «колонка – динамик» путают между собой с завидной регулярностью, поэтому это годится для близкого примера.
Динамик (динамическая головка) это часть колонки, собственно сам излучатель, громкоговоритель, главная деталь. Колонки (на самом деле акустические системы) представляют собой всю конструкцию в целом: корпус, динамики, фильтры, может быть усилитель, прочее. Аналогично дело обстоит с компьютерами. Системный блок это все детали в сборе, процессор одна из таких деталей, с виду небольшой металлический квадрат, ставится в материнскую плату, а она в системный блок. В ту же кассу, кулер (охлаждение ПК) = радиатор + вентилятор.
Есть диапазон 20 Гц – 20 кГц, берем эквалайзер на 32 полосы и выравниваем как надо!
Большинство людей в наши дни к счастью почти ушли от всех видов эквализации при прослушивании. Беда часто не столько в самих средствах, сколько в умении ими пользоваться. Конечно, кое-что уже сделали, DSP процессоры широко применяются, особенно в студийных мониторах. Да, с помощью цифровой коррекции настроенной в условиях лаборатории можно заставить звучать даже убогий «трансляционный» широкополосник.
Существуют также системы автоматической коррекции, которые основываясь на сигнале с микрофона в реальном времени исправляют погрешности АЧХ вашей акустики в точке прослушивания. Не будем называть конкретные марки, но крупные производители поняли «фишку», прошить микросхему гораздо проще, чем делать хорошие корпуса или ставить дорогие динамики. Аналогия – есть лекарства, которые убирают причину заболевания (скажем гудящий корпус в нашем случае), а есть препараты, которые убирают симптом (вырезают эквалайзером частоты на которых корпус резонирует).
Позволю себе отвлеченный пример из области звукорежиссуры. Как-то я обрабатывал плохо записанный вокал (в неправильном помещении), короче были слышны нежелательные призвуки. Было потрачено много времени на попытки исправить ситуацию эквалайзером. В итоге на дорожке стояли 4 (!) эквалайзера, два из них работали динамически, в зависимости от амплитуды сигнала. Думаете, стало сильно лучше? Да, немного стало, слушать можно, но хорошую запись никак, увы, не заменит. Казалось бы, вот речь человека, эффективный диапазон от 300 Гц до 5 кГц, отрежем все лишнее и получаем звук хуже, чем из динамика телефона.
Переведем аналогию на человеческий язык. Акустические системы обладают множеством характеристик, которые можно измерить, откорректировать. В итоге, чем больше требуется «костылей» для получения оптимального результата тем меньше «души» в звуке. В случае с мониторной акустикой ничего страшного: инструмент он и есть инструмент, привыкаешь. Меломаны-любители напротив, постоянно ищут нечто новое, так требует наш мозг, «бездушный» цифровой саунд быстро надоедает, не приносит удовольствия.
Теперь вы понимаете, секрет идеальных колонок не в АЧХ, а в тех уникальных для каждого особенностях звука (гармониках, обертонах, как угодно) заставляющих снова и снова прослушивать свой любимый трек. В итоге можно наблюдать такую парадоксальную картину: есть супер-крутые линейные колонки с ленточными твитерами и НЧ-СЧ с титановыми диффузорами, а музыка большую часть времени звучит из самодельных колонок на широкоплосниках.
Как должны выглядеть настоящие колонки?
Например, в виде виолончели или гитары. Как-то в нашей группе VK была новость про акустику в форме силуэтов музыкальных инструментов. Новость набрала неожиданно много (для нашей группы) лайков. Потом я еще не раз сталкивался с восторженными отзывами случайных людей, чаще женщин, мол, это круто.
Обычные люди, не аудиофилы, хотели бы видеть в своем жилище красивую акустику. Или не видеть ее вообще, для этого придумали встраиваемую акустику. Что значит красивая? Можно сделать классические трехполосные колонки с плавными обводами, шпоном, лаком, шипами и прочими премудростями ставшими стандартом в Hi-End индустрии.
НО! Это красиво только для меломана, который любит колонки сами по себе. Обычный человек, не знает даже, чем отличается колонка от динамика. Бывали случаи, когда люди путали нашу сферическую акустику с видеокамерами и.т.д. Но вот скрипку, гитару, виолончель, саксофон он не путает с компьютером или автомобилем. Более того, иметь дома музыкальный инструмент (даже если на нем не играют) считается престижно, давняя аристократическая традиция можно сказать.
В голове неискушенного человека такой стереотип: колонки излучают музыку, виолончель это музыка. Поставить дома виолончель (или повесить на стену скрипку) это красиво, добавился предмет интерьера, искусства. Поставить дома пару ящиков тяжело, где найти для них место и жену не уговорить. Поставить дома виолончель – прикольно, гости оценят, а еще, если она подключается к телефону без проводов – вообще мечта.
Еще один пункт связан с народным убеждением, что лучшая акустика из натурального дерева, то есть резонировать (как гитара); суровые технари знают - колонки НЕ должны резонировать. НО! В жизни не все так однозначно, истина как всегда посредине. Действительно проще сделать сильно задемпфированные колонки, это понятная техническая задача с известными решениями, предсказуемым результатом. Поиск резонансов, которые бы работали на пользу АС задача куда сложнее. Пример удачной реализации этой концепции – акустика от радиолы «Симфония».
Выбор широкополосная или многополосная акустика
Некоторые выдающие ШП передают хорошо любую музыку, всеядны. Но в среднем, широкополосные колонки идеальны для джаза, классики, вокала. У них более открытый звук, скрипки, трубы, виолончели будут играть так, словно перед вами живые инструменты. Рок-музыка звучит из таких акустических систем несколько крикливо, ритм-секции не хватает низов, а гитарным риффам плотности.
Многополосные колонки, напротив, прекрасно воспроизводят рок, отлично справляются с блюзом, но «живой» скрипки вы из них не услышите. Я не говорю, что слушать классику или джаз на многополосной акустике невозможно. Слушать можно, но хорошая широкополосная АС раскроет такую музыку полнее, т.е. не огрехи, а сам музыкальный материал.
Редко кто может позволить себе две пары акустических систем под разные жанры, поэтому приходится делать предпочтение, хотя иметь два комплекта акустических систем – реально хороший выход.
Какой формат выбрать - CD audio, DSD, DVD audio, lossless, mp3, винил?
Большинство меломанов уже решило для себя этот сложный вопрос, т.е. имеет в коллекции все вышеперечисленное. На самом деле качество начинается не с формата как такового, а на студии, зависит в большей степени от того как был записан музыкальный материал, на каком оборудовании, каким звукорежиссером сведен и.т.д. Нельзя воспринимать запись как нечто идеальное, она сделана ровно с таким качеством, каким позволили на тот момент уровень знаний и технического развития, другие обстоятельства. Это как с фотографией, хороший кадр мы может сжимать до низкого разрешения, и он останется красивым даже в размере 640*480. Для меня первична музыкальная ценность материала, и уже во вторую очередь его качество, однако ниже mp3 320 kb\s я стараюсь не опускаться. Немаловажным фактором является удобство формата, возможно, винил и звучит непревзойденно, но вряд ли мы сможем слушать его на работе в качестве фоновой музыки.
Один альбом непревзойденно звучит на виниловой пластинке, другой на CD: подвести черту не представляется возможным. Можно предположить, что наибольшее качество достигается, если мы слушаем запись в том виде, котором она была издана впервые, в идеале бы конечно мастер-ленты... Например, речь идет о старой записи записанной на винил с помощью старого аналогового оборудования (сейчас исходник и аппаратура это цифра), следовательно, нет смысл искать истину на CD. Напротив, есть запись в чистом DSD – т.е. от природы цифровая, в таком случае остается только заиметь соответствующий ЦАП, который сможет его воспроизводить без конвертации в PCM.