Область применения двигателей обширна. Большие объёмы применения приходятся на тракторостроение, ежегодно возрастает применение двигателей в автомобилестроении. В России около 50% локомотивов ж.-д. транспорта составляют тепловозы, т. е. локомотивы с двигателями, в США большинство локомотивов - тепловозы. В речном флоте теплоходы с двигателями и дизельэлектроходы практически вытеснили пароходы. Двигателями оборудуют самоходную военную технику (танки и ракетные установки). Широко применяют двигатели в качестве передвижных и стационарных энергетических установок в районах, удалённых от линий электропередач.
Совершенствование двигателей осуществляется путём повышения удельной мощности, частоты вращения, надёжности и долговечности, расширения ассортимента применяемых топлив (многотопливные двигатели).
Двигатель внутреннего сгорания представляет собой тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу.
Устройство двигателя внутреннего сгорания:
- блок цилиндров, внутри камер сгорания которых воспламеняется
- топливно-воздушная смесь, а газы от этого сгорания приводят в движение поршни;
- кривошипно-шатунный механизм, который передаёт энергию движения на коленчатый вал;
- газораспределительный механизм, который призван обеспечивать своевременное открытие/закрытие клапанов для впуска/выпуска горючей смеси и отработанных газов; система подачи («впрыска») и воспламенения («зажигания») топливно-воздушной смеси;
- система удаления продуктов горения (выхлопных газов).
Так как именно четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания более распространен в повседневной жизни, то разбирать мы будем именно принцип его работы:
Такт — это рабочий процесс, происходящий в двигателе за один ход поршня, точнее, за одно его движение в одном направлении, вверх или вниз.
- Такт первый, впуск. Поршень совершает движение от верхней к нижней мёртвой точке. В это время внутри цилиндра возникает разряжение, открывается впускной клапан и поступает топливно-воздушная смесь. В завершение впуска давление в полости цилиндра в пределах от 0,07 до 0,095 Мпа; температура — от 80 до 120 градусов Цельсия.
- Такт второй, сжатие. При движении поршня от нижней к верхней мёртвой точке и закрытых впускном и выпускном клапане происходит сжатие горючей смеси в полости цилиндра. Этот процесс сопровождается повышением давления до 1,2—1,7 Мпа, а температуры — до 300-400 градусов Цельсия.
- Такт третий, расширение. Топливно-воздушная смесь воспламеняется. Это сопровождается выделением значительного количества тепловой энергии. Температура в полости цилиндра резко возрастает до 2,5 тысяч градусов по Цельсию. Под давлением поршень быстро движется к своей нижней мёртвой точке. Показатель давления при этом составляет от 4 до 6 Мпа.
- Такт четвёртый, выпуск. Во время обратного движения поршня к верхней мёртвой точке открывается выпускной клапан, через который выхлопные газы выталкиваются из цилиндра в выпускной трубопровод, а затем и в окружающую среду. Показатели давление в завершающей стадии цикла составляют 0,1-0,12 Мпа; температуры — 600-900 градусов по Цельсию.
Итак, в сегодняшней статье мы разобрали принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Да, энергетика (а ДВС можно отнести к энергетике) не совсем тематика нашего канала, но думаю что это будет полезной информацией, т.к. это изобретение окружает нас везде)
Всем спасибо за прочтение, пишите ваши пожелания, хорошего дня 🙂