Проигрыш Вермахта в битве за Москву объясняли самыми разными причинами. Немецкий генералитет винил Гитлера в стратегических просчетах, сам фюрер – суровую русскую зиму и недостаточную храбрость своих солдат, рядовые же Вермахта сетовали на плохое снабжение интендантской службы. Правы были все – ошибки Рейха в планировании операции (не только битвы за Москву, но и всего нападения на СССР) – были слишком многочисленными. И, как водится, критическая масса недочетов привела к краху. Свою лепту внесли даже французские виноделы...
Бардак вместо дисциплины
Принято считать немцев педантичными и дисциплинированными людьми. Мол и в Третьем Рейхе все было просчитано и распланировано до мелочей. Но, к сожалению, хотя для нас — к счастью — дела обстояли несколько иначе. Подробное исследование организации снабжения немецкой армии на Восточном фронте проводит Максим Кустов в книге «Третий Рейх во взятках».
Вот, например, фельдмаршал Вальтер фон Браухич, командовавший сухопутными войсками Вермахта, в своих дневниках вспоминает, что еще в конце лета 1941 года обратился к Гитлеру с просьбой подготовить для армии зимнее снаряжение. Но вплоть до наступления осенних холодов в ставке фюрера царила уверенность, что войну в России удастся закончить до похолодания.
В конце концов распоряжение было отдано, но было слишком поздно. Для того, чтобы снабдить огромную армию теплым обмундированием, требовались не дни или недели, а месяцы. А морозы уже сковали землю. Хотя, по русским меркам, зима 1941-42 гг. была не очень суровой, в паровых котлах германских паровозов, не рассчитанных на суровые климатические условия, замерзала вода. Начались серьезные перебои со снабжением – теплые вещи не только не успевали производить, их даже не могли доставлять.
А при чем здесь французы?
Как вспоминает начальник штаба 4-й армии Гюнтер Блюментрир, немецкие солдаты массово реквизировали валенки, шапки и теплую одежду у гражданского населения. Но это было лишь каплей в море. Впрочем, даже не это было основной проблемой – не хватало боеприпасов. Вместо них на Восточный фронт из Франции везли красное вино.
Гюнтер Блюментрир в книге «Московская битва» пишет: «Вы, конечно, представляете себе, какое отвратительное чувство возникало у солдат и офицеров, когда вместо снарядов, без которых войска буквально задыхались, им привозили вино». Но суровых русских морозов изысканные французские напитки не выдерживали. При перевозке вино замерзало, бутылки лопались, и солдаты получали лишь куски рубинового льда.
Готтлоб Бидерман в книге «В смертельном бою» рассказывает слышанную от старших офицеров историю о том, как кто-то из начальников интендантской службы был подкуплен французскими виноделами, которые очень хотели сбыть свою продукцию. Поэтому вместо коньяка или водки, которыми солдаты могли хотя бы немного согреться, на фронт попадали винные ледышки, медленно, но верно ставя крест на немецких надеждах взять советскую столицу...