Найти тему
Albert Magnus

Статья В. Е. Вишневского "Русские изобретатели — предшественники кинематографа" (1949)

Оглавление

Скан заголовка статьи ("Искусство кино", №4 / 1949)
Скан заголовка статьи ("Искусство кино", №4 / 1949)

Профессор П. Тагер в статье о великой ро­ли отечественной нау­ки в создании немо­го и звукового кино («Искусство кино», №2, 1949 г.), очень правильно и своевременно напомнил советским истори­кам кино об одной из важнейших и ответственных задач, выполнение которой является их патриотическим долгом.

Значение трудов отечественных уче­ных в изобретении немого и звуко­вого кино, к сожалению, до сих пор не получило ни должного освещения в литературе, ни правильной оценки. Задача заключается в том, чтобы но­выми историческими исследованиями и публикациями восстановить правду о приоритете «нашей великой отече­ственной науки в создании предпосы­лок для изобретения кино: разобла­чить псевдоучёных буржуазной киноисториографии, злостно искажающих историю изобретения и развития ки­нематографа и преднамеренно замал­чивающих работы русских изобрета­телей и учёных.

В настоящей статье приводятся не­которые материалы, дополнительно освещающие вопросы, которые были поставлены проф. Тагером. Это ма­териалы о деятельности русских фотографов-изобретателей, чьи труды в значительной мере способствовали практическому осуществлению идеи кинематографа.

Имена этих трёх русских изобретателей-фотографов — И. В. Болды­рева, С. А. Юрковского и В. А. Дю­бюка — должны быть вписаны в первые страницы кииоисториографии, как имена пионеров и зачинателей, без которых изобретение кинемато­графа могло задержаться на долгое время.

1

Фотограф-художник и изобретатель Иван Васильевич Болдырев (родился в 1849 г.) был талантливым русским общественным деятелем и патриотом, всю свою жизнь посвятившим разви­тию отечественного искусства фотографии. К сожалению, ни одно из многих изобретений Болдырева не получило признания и защиты авторского права в дореволюционной Рос­сии.

Болдырев — даровитый самородок из народа, какими всегда была бо­гата русская земля. Сын донского казака станицы Терновской, механик-самоучка, он в детстве самостоятель­но научился «починять часы». К овладению грамотой он приступил лишь в пятнадцать лет. Девятнадца­ти лет он поступил учеником к фотографу Черепахину в Новочеркасске, а через два года сконструировал оригинальный фотообъектив, который дал ему возможность сделать не­сколько сотен чудесных снимков пейзажей, жанровых сцен и портре­тов казаков родного Дона. Эти сним­ки приводили в восторг В. Стасова и Л. Майкова, и почти все поступи­ли на постоянное хранение в этно­графический отдел Русского геогра­фического общества и в Публичную библиотеку.

Болдырев нашел свой стиль н жанр, но никто из современников не хотел признать его самостоятель­ность: недальновидные люди считали его всего лишь подражателем знаменитого фотографа-художника А. О. Карелина. Изобретательская деятельность Болдырева подвергалась сомнению к нападкам, так как он не мог теоретически обосновать принци­пы своих изобретений. Его фотообъектив, созданный «вопреки зако­нам оптики», по сути дела совсем не был изучен, хотя придирчивая эк­спертиза крупнейших специалистов и пробные съемки в 1878 году и подтвердили блестящие свойства и возможности объектива изобретателя- самоучки.

На первом заседании V (фотогра­фического) отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО) по адресу Болдырева было сказано немало хороших слов, от ко­торых потом многие сочли возмож­ным отказаться, когда изобретатель стал добиваться правды и в своей брошюре-автобиографии «Изобретения и усовершенствования, сделанные по фотографии», отстаивая свой приори­тет, стал разоблачать клеветников, «невзирая на лица». Болдырева, ко­торый «компрометировал» аристокра­тических членов V отдела ИРТО резкостью и прямотой своих разобла­чений, стали замалчивать и травить. Протокол, в котором была дана положительная оценка первому изобре­тению Болдырева, позже переделали «во вкусе» правящих кругов (журнал «Фотограф», СПБ, 1883, № 10).

Нашёлся, впрочем, некий «друг и покровитель», который первым, по словам самого изобретателя, «объяс­нил значение и пользу изобретения» Болдырева. Это был Леон Варнеке, учёный и коммерсант, владелец нескольких предприятий в Англии и России, своеобразная и любопытная фигура в истории русской к мировой фотографии. Характеристика, которую дал ему проф. Болтянский в своей работе «Очерки по истории фотогра­фии в СССР», далеко неполна. Не подлежит сомнению, что этот ученый предприниматель, родившийся в Рос­сии, но живший в основном в Англии, был типичным космополитом, для которого родина была там, где он мог извлечь большие доходы. Леон Варнеке и сыграл свою роль в судьбе ряда изобретений Болдырева, не имевших защиты авторского права в России. Несомненно, что эта роль не исчерпывалась только «дружеским покровительством». Б особен­ности это следует сказать в отноше­нии изобретенной Болдыревым фото­пленки. Мы глубоко убеждены, что дальнейшие изыскания обнаружат связь между русским изобретением и плёнкой Истмэна, появившейся на восемь лет позже.

Описания плёнки Болдырева и спо­соба её изготовления не сохранились в русской литературе. Его доклад в ИРТО в 1880 году, где демонстри­ровались образцы плёнки и снятые им фотографии на плёнке и даже протокол заседания, не опубли­кованы. Со слов самого Болдырева известно, что плёнка «не изменялась ни от высокой температуры, ни от сырости, и положенная с негативным изображением на сутки в воду, — была так же прозрачна и эластична». О том же писала газета «Всероссийская выставка 1882» (№ 30 от 18 июня), рекламировавшая изобретения Болдырева, представленные на Московской промышленной вы­ставке.

Ни одна из газет ничего не писала об экспонатах Болдырева. Только В. И. Срезневский обмолвился не­сколькими словами в своём обзоре экспонатов выставки: «В небольшой раме выставлены все выдающиеся из работ многолетней практики. Можно найти немало живых сцен в жанре г. Карелина. Внизу изобретённый Болдыревым 2-х дюймовый объектив, но это не тот, которым сняты вы­ставленные рисунки и который был оценяем в Комиссии V отдела в 1878 году; тот был больше, тут же не­сколько баночек и принадлежностей, не знаю, принятых ли экспертизой во внимание, и изобретённая Болдыре­вым плёнка для негативов — вы­думка, бесспорно достойная внимания и полезная» («Фотограф», 1882, № 7).

Бот и все, что было сказано об этом изобретении. Ни экспертиза, ни жюри Выставки не проявили никакого внимания к изобретениям Болдырева. Бронзовая медаль была присуждена ему «за фотографические снимки, сделанные особым, придуманным экспонентом, способом и приёмами» («Обзор графических искусств», 1882, № 21), хотя Болдырев выстав­лял прежде всего именно изобрете­ния — объектив, плёнку и другие принадлежности, а фотографии пред­ставил лишь для иллюстрации.

Болдырев не упал духом. Он стал готовиться к публичному сообщению о своих изобретениях, в том числе в области моментальной фотографии, где он добился замечательных успе­хов. Болдырев хотел показать свои достижения в ночных съёмках при обычном керосиновом освещении, при лунном свете, у костров («Ночлег войск в военное время»), под землей («Внутренний вид шахт при разработ­ке каменного угля») и т. п.

Болдырев хотел доказать, что его изобретения «касаются не частного применения и улучшения какой-либо части фотографического процесса, но существенно изменяют средства фотографии и способствуют более об­ширному применению её в научном и техническом отношении». Он предпо­лагал сделать сообщение в августе 1882 года, но осуществить не мог: «денежные средства не позволили приготовиться к демонстрации».

С этого времени имя Болдырева почти совсем не встречалось на страницах русской фотопрессы. Разумеет­ся, он продолжал изобретать и усо­вершенствовать, но... уже анонимно. Имя его часто упоминалось в спис­ках экспонентов различных междуна­родных фотовыставок, но об изобре­тениях ничего не сообщалось. Только в 1888 году в своём докладе о мо­ментальной фотографии в ИРТО Л. Варнеке указал, что лучший затвор для моментальных съемок, имеющий­ся в продаже, сконструирован Бол­дыревым. Докладчик особо подчерк­нул, что этот затвор даёт возмож­ность снимать вполне ясно и отчет­ливо предметы в движении («Фотографический вестник», 1888, №5).

Мы не знаем всех изобретений Бол­дырева, большинство которых уплыло за границу. Но даже часть этих изобретений, бегло описанных нами, в том числе плёнка, без которой не­возможно осуществление идеи кине­матографа и приоритет изобретения которой, безусловно, принадлежит Болдыреву, в значительной мере со­действовали изобретению кинематог­рафа.

Нельзя без волнения читать стро­ки, которыми заканчивает русский изобретатель Болдырев свою авто­биографию. Эта автобиография, пи­шет он, была «написана не с целью описать передряги, пережитые мною, нет, я уже выбился на дорогу, а с целью познакомить публику с тем, как бывает трудно осуществить ка­кие-либо изобретения и усовершен­ствования, даже очень полезные, когда не имеешь средств. На обшир­ной матушке Руси не мало пропало бесследно весьма полезных изобрете­ний вследствие того, что люди, об­ладающие средствами, верят в авто­ритет, а не в труд бедняка, и тем дают заглохнуть полезному изобрете­нию самоучек-практиков и даже тео­ретиков».

2

Не меньшие заслуги в подготовке изобретения кино имеет и фотограф-художник С. А. Юрковский. Талант­ливый пейзажист и портретист, умеющий находить новые, иногда очень неожиданные темы для фото­графий, увлекающийся различными техническими новинками, Юрковский был в то же время активным общест­венным деятелем, принимавшим самое живое участие в работе ИРТО и как докладчик и как автор много­численных, всегда остро написанных корреспонденций.

Юрковский был неплохим любителем-конструктором. Наибольших ус­пехов он добился в области момен­тальной фотографии. В 1882 году на Выставке в Москве демонстрировал­ся его аппарат с оригинальным зат­вором собственной конструкции, по­лучившим в дальнейшем название шторного затвора. Описание затвора Юрковского демонстрировалось на съезде членов ИРТО в августе 1882 года.

Подробные объяснения устройства затвора были опубликованы в статье «Мгновенный затвор» (журнал «Фо­тограф», 1882, № 11), которая вско­ре была переведена и отреферирова­на почти во всех иностранных фото­журналах.

Через несколько месяцев Юрков­ский прислал из Витебска в Петербург новую статью, в которой он подробно изложил и теоретически обосновал новый вариант своего за­твора, названного им «моментальный затвор при пластинке» (позже такой затвор стали называть «щелевым». Эта статья убедительно подтверж­дает новаторское значение изобре­тения Юрковского, открывавшего новые, необъятные горизонты фотогра­фии и, как показало дальнейшее, предопределившего осуществление идеи кинематографа.

Напечатанная в журнале «Фото­граф» (1883, № 4) эта статья, как и предыдущая, была подхвачена ино­странной прессой, тщательно проана­лизирована и изучена. Интересно со­поставить это с тем, как реагировал V отдел ИРТО, где статья С. Юр­ковского тоже подвергалась обсуж­дению. Протокол заседания опубли­кован в том же номере журнала «Фотограф». Сколько аристократиче­ского высокомерия, антипатриотиче­ского пренебрежения и космополитического недомыслия в этом позорном документе! Видные теоретики и прак­тики фотографии не нашли времени и возможности полностью прочитать «Записку» Юрковского, ограничив­шись лишь небольшими выдержка­ми.

«Соглашаясь вполне с принципом такого затвора, — записано в прото­коле,— г.г. члены находят чрезвычай­но трудным выполнение его на прак­тике, так как едва ли удастся избе­жать сотрясения камеры от действия сильных пружин и трения закрывателя» («Фотограф», 1863, № 4).

Так преступно-легкомысленно по­ступили с замечательным изобрете­нием. Сам изобретатель, веря научной добросовестности своих судей, про­сил русских ученых помочь ему усо­вершенствовать изобретение, «я пред­лагаю механизм такого затвора, — писал он.— Не придаю ему значе­ния совершенства и законченности, а, напротив, предлагаю его на общий суд, и искренне буду рад, если он наведёт кого-либо на новую, луч­шую, а главное — простейшую мысль». Такой человек, разумеется, скоро на­шёлся. Это был мало известный то­гда австрийский фотограф из горо­да Лиссы Оттомар Аншютц, вско­ре прославившийся «изобретением» шторного затвора, который был по­строен целиком по принципу затвора Юрковского.

Ни в одной статье Аншютца, ни в трудах немецких и других буржуаз­ных историков ничего не сказано о том, что Аншютц заимствовал идею и принципы у русского изобретателя. Не упоминается об этом и в немец­ком патенте Аншютца (№ 49919 от 27/XI 1888 г.), где описание затвора почти текстуально повторяет статьи Юрковского.

И только В. И. Срезневский, в свое время участвовавший в заседа­нии ИРТО, когда был забракован проект Юрковского, пытался позже, в год появления кинематографа Люмьера, в докладе «О современном положении русской фотографической промышленности и о мерах к её раз­витию» восстановить приоритет Юрковского. «Как во многих других отраслях технической промышлен­ности,— говорил он о русских конструкторах фотокамер к моментальных аппаратов,— и здесь русская выдум­ка не находит осуществления в Рос­сии и вполне оценяется за границей, принося выгоды иностранным фаб­рикам. Так. например, весьма остро­умный затвор при пластинке, извест­ный за границей под названием за­твора Аншютца и Торнтон-Пикара, принадлежит русскому фотографу С. А. Юрковскому («Записки ИРТО». 1896, № 10).

Несмотря на авторитетное разъяснение неосновательности претензий Аншютца и других иностранцев на авторство изобретения Юрковского, в ряде журналов продолжалось повто­рение наглой выдумки буржуазных историков.

К сожалению, легенда об авторстве Аншютца продолжала оставаться пол­ностью неразоблаченной до самого недавнего времени.

Советские историки кино ещё очень мало сделали для восстановления приоритета и объяснения су­щества изобретения Юрковского. Кое-кто ещё продолжал его замал­чивать, как это сделано, например, в работе А. Сахарова «Съемка щеле­вым аппаратом» (журнал «Советская кинофотопромышленность», М., 1936, № 8, стр. 26), где почему-то назван английский изобретатель Горнер, ни­когда не занимавшийся съемкой ще­левым аппаратом, и совсем не упо­мянут русский изобретатель Юрков­ский, фактически создавший основу теории щелевого аппарата. В ряде справочников («Краткая фотоэнциклопедия» Г. Поляка, Киев, 1936, и др.), даже продолжалась пропаганда Аншютца, как якобы «изобретателя» изобретённого Юрковским затвора.

К сожалению, до сих пор ни один советский историк кино даже и не пытался исследовать вопрос об исто­рическом значении изобретения Юр­ковского, хотя это дало бы цен­ный материал для выяснения роли русских учёных и изобретателей в дело реализации идеи кинематографа.

К концу 80-х годов XIX века почти все элементы кинематографа были уже открыты. Несколько изобретате­лей билось над осуществлением идеи кинематографа, которая буквально «носилась в воздухе». Переворот про­изошел после опытов Аншютца, ко­торый, используя затвор Юрковского, нашёл возможности для серийной фотографии.

Сам Аншютц, по существу, ничего не изобрёл самостоятельно. Он шёл по пути Мэйбриджа, так же после­довательно снимая 21 фотокамерами, но уже с затвором Юрковского. Его проекционный аппарат — «электротахископ», был даже шагом изобре­тательской мысли назад, к стробо­скопу Плато-Штампфера. Но благо­даря тому, что зрителя видели под­линно художественные снимки (чего Аншютц не мог бы добиться, если бы не воспользовался затвором Юрковского), они забывали о примитивности «электротахископа».

Проф. Н. Ермилов, видевший электротахископ в 1892 году в Нижнем Новгороде, отмечал, что «впечатле­ние это было так же сильно, если не больше, как теперь оно бывает у людей, впервые попадающих в кино­театр». (Н. Ермилов, «Кинематограф», Л., 1925).

Воспользовавшись изобретением Юрковского, Аншютц нащупал путь, по которому пошли дальнейшие опыты кииоизобретателей. Применив затвор Юрковского, он освоил новую область серийной фотографии, кото­рая после этого стала называться «живой художественной фотогра­фией». До Аншютца ни одному изоб­ретателю не удавалось добиться та­ких художественных результатов какие давал затвор Юрковского. Таким образом, прогрессивное значение изобретения Юрковского состоит в том, что оно направило мысль изо­бретателей на верный путь, содейст­вовало возникновению современной кинематографии. Без изобретения Юрковского идея кинематографа долгое время оставалась бы нереа­лизованной.

3

Был в дореволюционной России еще один пионер киноизобретательства, внесший свой вклад в изобре­тение кинематографа. Это В. А. Дюбюк, старейший русский фотолю­битель, сконструировавший в конце 80-х годов съёмочный аппарат собственной конструкции. К сожалению, сведения об этом изобретении крайне скудны, и о многом приходится су­дить по догадкам и предположениям.

Владимир Александрович Дюбюк (1842—1892), сын известного пиани­ста и композитора, профессора Мос­ковской консерватории А. И. Дюбю­ка, ещё студентом стал увлекаться фотографированием мокрым коллоид­ным способом. Почти 35 лет он вни­мательно следил за всеми успехами развития фотографии и её примене­ния в науке и технике. Это был под­линный энтузиаст-фотограф и общественник, основатель фотографического отдела Общества распространения технических знаний в Москве, соз­данного в 1872 году, где он был по­жизненным членом-учредителем, выс­тупал с докладами и сообщениями, организовывал выставки, конкурсы, публичные чтения и пр.

Последние годы Дюбюк занимался только моментальной Фотографией и в качестве штатного фотографа Им­ператорского коннопромышленного товарищества в Москве почти исклю­чительно Фотографировал на скачках и бегах. Для этого он сконструиро­вал особый чрезвычайно быстродействующий затвор, посредством которого мог очень точно и отчетливо снимать самые быстрые движения ло­шадей. Очевидно, в конце 1891 года ему удалось сделать какое-то приспособления к аппарату для производства серийных фотографий. Об этом он сделал особое сообщение «Мо­ментальные фотографические снимки на скачках и бегах» в январе 1892 года в Обществе распространения технических знаний. Незадолго до своей смерти он сделал второй док­лад «Различные способы приготовления картин для волшебных фонарей».

Нам, к сожалению, ничего неизве­стно о принципе конструкции аппа­рата Дюбюка. Но известно, что съемки демонстрировались аппаратом Аншютца на фотографической вы­ставке в Москве 1892 года, о чем свидетельствует такая заметка:

«В. А. Дюбюк выставил ряд сним­ков лошадей Коннопромышленного общества во время движения. Чуде­са снимков лошадей на ходу показы­вает «электротахископ», оживляющий фотографии. Зрителю кажется, что лошадь и всадник без остановки движутся, причем отчетливо видны все движения мускулов всадника и лошади» («Новости дня», 1892, 15/II) Преждевременная смерть оборва­ла опыты, которые, безусловно, мог­ли оказать значительное влияние на развитие изобретательской мысли, бьющейся над осуществлением идеи кинематографа. Но и в зачаточном виде они, несомненно, сыграли свою прогрессивную роль.

* * *

Наш беглый очерк о трёх русских пионерах, работавших задолго до изобретения кинематографа н подго­товивших его рождение, даёт осве­щение сравнительно небольшой части фактов, которые должны знать совет­ские киноисториографы. Безусловно, что были сделаны многие другие по­пытки продвинуть вперёд дело изоб­ретения кинематографа. В этом убе­ждает нас, в частности, и заметка, найденная в одном малоизвестном фо­тожурнале. Речь идёт о том, что в де­кабре 1904 года в Русском фотогра­фическом обществе состоялся доклад В. А. Богданова «Кинематографы по­следних конструкций» с демонстра­цией ряда иностранных киноаппара­тов. Остановившись на одном из ан­глийских аппаратов, докладчик заметил, что он построен «на гени­ально простом по мысли механизме проф. Московского университета Лю­бимова» и подробно описал эту кон­струкцию. (см. «Повестки Русского фотографического общества в Мо­скве». М., 1904., № 4).

Историки советского кино, когда они начнут планомерно к системати­чески изучать архивные и малоиз­вестные материалы истории отечест­венно кинотехнической науки, най­дут немало подобных фактов. Тогда мы получим полное представление о том великом вкладе в дело создания кинематографа, который сделан наши­ми отечественными изобретателями.

(с) Вениамин Вишневский, 1949

OCR и подготовка текста - Albert Magnus