Найти в Дзене
Сергей Петров

Рождение душ Шхиной при помощи Самаэля

Угаритские изображения Богини-матери со змеями (XIV в. до н.э.)
Угаритские изображения Богини-матери со змеями (XIV в. до н.э.)

У Змея (Самаэля) в «Зогаре» есть и положительная роль, ибо без его помощи Шхина неспособна рожать:

wh’y nwqb’ t‘rwg ‘l ’pyqy mym w’yhy mt‘br’ mn dkwr’

И эта Жена «желает к потокам воды[1]» (Пс. 41, 2) и беременеет от Мужа.

wqšy ‘lh dh’ ‘l dyn’ qyym’

Но это для неё трудно, ибо она пребывает в Суде.

wkd’wlydt qwdš’ bryk hw’ zmyn lh ḥd ḥwy’ ‘l’h rbrb’

И, когда ей приходит время рожать, Святой, благословен он, готовит ей вышнего великого Змея,

w’ty wnšyk lgby hhw’ ’tr w’wlydt

И он приходит и кусает её в то место[2], и она рожает.[3]

И сие есть тайна: «Умножая умножу скорбь в беременности твоей» (Быт. 3, 16).

w’y tym’ ’m’y ’ṣṭryk ḥwy’ ld’

Зачем же для этого нужен Змей?

’l’ d’ ptḥ ’wrḥ’ lnḥt’ kl ’ynwn nšmtyn d‘lm’

Затем, что он открывает путь к схождению всем душам мира.

d’lml’ l’ ptḥ ’wrḥyn lnḥt’ ltt’ l’ yšry bgwyh dbr nš

Ибо, если бы он не открывал пути к схождению вниз, они бы не пребывали в людях.

Что написано? – «У дверей грех лежит» (Быт. 4, 7). Что значит «у дверей»?

lhhw’ ptḥ d’t‘td’ l’wld’ l’pq’ nšmtyn l‘lm’

«У дверей», чтобы помогать в рождении, чтобы выводить души в мир,

’yhw q’ym lgby hhw’ ptḥ

Для этого он пребывает у этой двери.

wkl’ynwn nšmtyn d’ṣṭrykw lnḥt’ bgwpyn qdyšyn

Но для всех тех душ, которым суждено низойти в святые тела,

l’ q’ym ’yhw lhhw’ ptḥ

Он не пребывает у этой двери,

wlyt lyh ršw bhhy’ nšmt’

И нет у него власти над этими душами.

w’y l’w h’ ḥwy’ nšyk w’st’b hhw’ nhr wl’w ’yhy nšmt’ d’tdkyy’

В противном случае Змей кусает, и эта река осквернена, и душа нечиста.

whk’ ’yhw rz’ ‘l’h

И вот вышняя тайна:

«В болезни будешь рожать детей» (Быт. 3, 16)

rz’ d’ d’ nḥš dh’ ‘myh ’wlydt nšmtyn

Тайна сия есть Змей, ибо с ним она рожает души,

bgyn dd’ ‘l gwp’ wd’ ‘l nšmt’

Ибо он – над телом, а она – над душой,

wtrwwyyhw d’ bd’ d’ nqyṭ nšmt’ wd’ nqyṭ gwp’

Оба – один с другим, она держит душу, а он держит тело.[4]

(Зогар, II, 219b – 220a)

В другом месте «Зогара» уточняется, что Самаэль кусает лань (т.е. Шхину) во влагалище два раза. В первый раз из раны выходит кровь, которой питается сам демонический Змей, во второй – вода, которой питаются ангелы. После этого Шхина рожает, т.е. низводит в мир новые души:

kdyn’pyq ḥd ḥwy’ rbrb’ mgw ṭwry ḥšwk

Тогда [Яхве] выводит великого Змея из Гор тьмы[5],

w’ty byn ṭwryn pwmyh mlḥk’ b‘pr’

И он идёт между горами, и рот его лижет пыль.

mṭy‘d h’y ’yl w’ty wnšyk lh bhhw’ ’tr try zmny

Он достигает той лани, подходит и кусает её в то место два раза.

zmn’ qdm’h npyq dm’ w’yhy lhyk

В первый раз выходит кровь, и он лижет её.

zmn’ tnyyn’ npyq myy’ wštw kl ’ynwn b‘yrn dy bṭwryy’

Во второй раз выходит вода, и все животные гор пьют.

w’tptḥt w’wlydt

И она открывается и рожает.

(Зогар, III, 249b)

Даже сама Шхина может отождествляться со змеёй, хвостом которой являются демонические венцы, т.е. другие народы. В эпоху изгнания её голова опущена, а хвост поднят, поэтому другие народы господствуют над Израилем: «“Голос её (синод.: его) несётся как змеиный” (Иер. 46, 22). Теперь, когда Израиль в изгнании, Она определённо движется как змея. Когда змея склоняет голову в пыль и поднимает хвост, он господствует и поражает всех, которые находятся перед ним… И теперь остальные народы, которые соединены с хвостом, поднимаются вверх, господствуют и поражают, а голова склонена в песок» (Зогар, III, 119b).[6]

[1] Сфирот Нецах и Год (Зогар, III, 68a), т.е. ятра Яхве.

[2] Влагалище (ср. ’wtw mqwm в ВТ Гиттин, 69b, 18).

[3] Ср.: «“Замечал ли [ты] роды ланей?” (Иов. 39, 1). У этой лани узкая матка. Когда она приседает, чтобы родить, я готовлю ей змею (drqwn), которая кусает её во влагалище, и она освобождается от своего плода…» (ВТ Бава Батра, 16b, 2).

[4] Любопытная перекличка с гностическим учением о божественном происхождении душа и демоническом – тела.

[5] Область Суда.

[6] Другие божества тоже могут принимать облик змея, см. комментарии на Исх. 4, 24-26: «Святой, благословен он, послал Уриила, который явился ему в виде змея и проглотил Моисея от его головы до его завета [обрезания, т.е. до фаллоса]» (Мидраш Аггада на Исх. 4, 24); «Рабби Йехуда бар Бизна учил: Когда наш учитель Моисей пренебрёг обрезанием, пришли Гнев (’ap̄) и Ярость (ḥema) и проглотили его, так что остались от него только ноги [эвфемистическое обозначение фаллоса]. Тотчас же “Сепфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего” (Исх. 4, 25), и тотчас же “Отошёл от него” (Исх. 4, 26)» (ВТ Недарим, 32a, 3); «Гавриил спустился в пламени огня, чтобы сжечь его, и принял облик огненного змея, чтобы проглотить его… Но Сепфора увидела и обрезала своего сына» (Зогар, I, 93b).

См. также:

https://ridero.ru/books/kabbala_1/

https://www.ozon.ru/product/kabbala-482852984/?sh=SWW90QAAAA

https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/kabbala-vozrozhdennoe-iudeyskoe-yazychestvo/