У Змея (Самаэля) в «Зогаре» есть и положительная роль, ибо без его помощи Шхина неспособна рожать:
wh’y nwqb’ t‘rwg ‘l ’pyqy mym w’yhy mt‘br’ mn dkwr’
И эта Жена «желает к потокам воды[1]» (Пс. 41, 2) и беременеет от Мужа.
wqšy ‘lh dh’ ‘l dyn’ qyym’
Но это для неё трудно, ибо она пребывает в Суде.
wkd’wlydt qwdš’ bryk hw’ zmyn lh ḥd ḥwy’ ‘l’h rbrb’
И, когда ей приходит время рожать, Святой, благословен он, готовит ей вышнего великого Змея,
w’ty wnšyk lgby hhw’ ’tr w’wlydt
И он приходит и кусает её в то место[2], и она рожает.[3]
И сие есть тайна: «Умножая умножу скорбь в беременности твоей» (Быт. 3, 16).
…
w’y tym’ ’m’y ’ṣṭryk ḥwy’ ld’
Зачем же для этого нужен Змей?
’l’ d’ ptḥ ’wrḥ’ lnḥt’ kl ’ynwn nšmtyn d‘lm’
Затем, что он открывает путь к схождению всем душам мира.
d’lml’ l’ ptḥ ’wrḥyn lnḥt’ ltt’ l’ yšry bgwyh dbr nš
Ибо, если бы он не открывал пути к схождению вниз, они бы не пребывали в людях.
Что написано? – «У дверей грех лежит» (Быт. 4, 7). Что значит «у дверей»?
lhhw’ ptḥ d’t‘td’ l’wld’ l’pq’ nšmtyn l‘lm’
«У дверей», чтобы помогать в рождении, чтобы выводить души в мир,
’yhw q’ym lgby hhw’ ptḥ
Для этого он пребывает у этой двери.
wkl’ynwn nšmtyn d’ṣṭrykw lnḥt’ bgwpyn qdyšyn
Но для всех тех душ, которым суждено низойти в святые тела,
l’ q’ym ’yhw lhhw’ ptḥ
Он не пребывает у этой двери,
wlyt lyh ršw bhhy’ nšmt’
И нет у него власти над этими душами.
w’y l’w h’ ḥwy’ nšyk w’st’b hhw’ nhr wl’w ’yhy nšmt’ d’tdkyy’
В противном случае Змей кусает, и эта река осквернена, и душа нечиста.
whk’ ’yhw rz’ ‘l’h
И вот вышняя тайна:
«В болезни будешь рожать детей» (Быт. 3, 16)
rz’ d’ d’ nḥš dh’ ‘myh ’wlydt nšmtyn
Тайна сия есть Змей, ибо с ним она рожает души,
bgyn dd’ ‘l gwp’ wd’ ‘l nšmt’
Ибо он – над телом, а она – над душой,
wtrwwyyhw d’ bd’ d’ nqyṭ nšmt’ wd’ nqyṭ gwp’
Оба – один с другим, она держит душу, а он держит тело.[4]
(Зогар, II, 219b – 220a)
В другом месте «Зогара» уточняется, что Самаэль кусает лань (т.е. Шхину) во влагалище два раза. В первый раз из раны выходит кровь, которой питается сам демонический Змей, во второй – вода, которой питаются ангелы. После этого Шхина рожает, т.е. низводит в мир новые души:
kdyn’pyq ḥd ḥwy’ rbrb’ mgw ṭwry ḥšwk
Тогда [Яхве] выводит великого Змея из Гор тьмы[5],
w’ty byn ṭwryn pwmyh mlḥk’ b‘pr’
И он идёт между горами, и рот его лижет пыль.
mṭy‘d h’y ’yl w’ty wnšyk lh bhhw’ ’tr try zmny
Он достигает той лани, подходит и кусает её в то место два раза.
zmn’ qdm’h npyq dm’ w’yhy lhyk
В первый раз выходит кровь, и он лижет её.
zmn’ tnyyn’ npyq myy’ wštw kl ’ynwn b‘yrn dy bṭwryy’
Во второй раз выходит вода, и все животные гор пьют.
w’tptḥt w’wlydt
И она открывается и рожает.
(Зогар, III, 249b)
Даже сама Шхина может отождествляться со змеёй, хвостом которой являются демонические венцы, т.е. другие народы. В эпоху изгнания её голова опущена, а хвост поднят, поэтому другие народы господствуют над Израилем: «“Голос её (синод.: его) несётся как змеиный” (Иер. 46, 22). Теперь, когда Израиль в изгнании, Она определённо движется как змея. Когда змея склоняет голову в пыль и поднимает хвост, он господствует и поражает всех, которые находятся перед ним… И теперь остальные народы, которые соединены с хвостом, поднимаются вверх, господствуют и поражают, а голова склонена в песок» (Зогар, III, 119b).[6]
[1] Сфирот Нецах и Год (Зогар, III, 68a), т.е. ятра Яхве.
[2] Влагалище (ср. ’wtw mqwm в ВТ Гиттин, 69b, 18).
[3] Ср.: «“Замечал ли [ты] роды ланей?” (Иов. 39, 1). У этой лани узкая матка. Когда она приседает, чтобы родить, я готовлю ей змею (drqwn), которая кусает её во влагалище, и она освобождается от своего плода…» (ВТ Бава Батра, 16b, 2).
[4] Любопытная перекличка с гностическим учением о божественном происхождении душа и демоническом – тела.
[5] Область Суда.
[6] Другие божества тоже могут принимать облик змея, см. комментарии на Исх. 4, 24-26: «Святой, благословен он, послал Уриила, который явился ему в виде змея и проглотил Моисея от его головы до его завета [обрезания, т.е. до фаллоса]» (Мидраш Аггада на Исх. 4, 24); «Рабби Йехуда бар Бизна учил: Когда наш учитель Моисей пренебрёг обрезанием, пришли Гнев (’ap̄) и Ярость (ḥema) и проглотили его, так что остались от него только ноги [эвфемистическое обозначение фаллоса]. Тотчас же “Сепфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего” (Исх. 4, 25), и тотчас же “Отошёл от него” (Исх. 4, 26)» (ВТ Недарим, 32a, 3); «Гавриил спустился в пламени огня, чтобы сжечь его, и принял облик огненного змея, чтобы проглотить его… Но Сепфора увидела и обрезала своего сына» (Зогар, I, 93b).
См. также:
https://ridero.ru/books/kabbala_1/
https://www.ozon.ru/product/kabbala-482852984/?sh=SWW90QAAAA
https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/kabbala-vozrozhdennoe-iudeyskoe-yazychestvo/