Недавно я побывала на мастер-классе по рисованию. Дети рисовали снеговика. Замечательная преподавательница, интересно рассказывала о смешивании красок, объясняла и показывала приемы рисования и помогала. Я находилась рядом с мальчиком лет семи. Рядом с ним сидела его сестра постарше примерно года на три. Начали дети рисовать с фона. Брат часто украдкой и с некоторой завистью смотрел, как сестра отработанными движениями набирала гуашь, смешивала ее на палитре и жирными уверенными мазками наносила краску на бумагу. Ее нимало не смущало небольшое отклонение от образца. Она позволяла себе быть не идеальной. Она даже не пыталась поработать над качеством смешивания гуаши или пропорциями красок, ее вполне устраивал результат, она была им довольна, ей все нравилось. А брат все делал осторожно, как будто заранее извиняясь за неумелое исполнение, он видел каждый свой неидеальный штрих, переживал за каждый неловкий мазок кисти, и, казалось, не только руки, но и все его тело испытывали мучительную зажатость, скованность, каждое движение его было, как преодоление себя. При этом фон его рисунка отличался от изображения сестры не только красивым смешением палитры красок, он притягивал взгляд внутренней глубиной, как завораживающее зимнее мерцающее ночное небо может не только манить, но и возбуждать воображение, обещать несбыточное.
Далее дети перешли к рисованию снеговика. Это было просто: надо было взять трафарет, окунуть губку в белую гуашь и заполнить краской силуэт снеговика. А дальше самое интересное - прорисовать лицо, дорисовать ручки-палочки и набрызгать снега-крапинок. Все действия подробно и наглядно демонстрировала педагог и помогала, если кто-то не справлялся сам.
Сестра в свойственной ей манере бойко выводила тонкой кисточкой черты лица своего снеговика. А брат, мне кажется, уже даже припотев, неуверенно, но аккуратно и кропотливо, словно вдыхал жизнь в свое создание, с любовью и благоговением, трепетно и аккуратно прорисовывал глаза и улыбку Снеговику.
И Снеговик оживал прямо на глазах! Он хитро улыбался и прищуривался одним маленьким глазом.
Мальчик нарисовал Снеговику ручки-веточки. Прямо как настоящие, не ровные, крючковато-изогнутые. И мальчик так остался доволен полученным результатом, что, наконец-то, улыбнулся! Теперь он расслабился и откинулся на спинку стула. И любовался картиной. Он уже не смотрел в сторону картины сестры, не сравнивал, его теперь ничто не тревожило, он был доволен своим рисунком, счастлив.
Увы, не так уж долго...
Будучи ответственной за результат, преподавательница хотела, что бы картины детей как можно более точно походили на образец. Она подошла к мальчику, и умелыми движениями своей кисти выровняла Снеговику ручки-веточки, дорисовала одинаково глазки, подправила улыбку. И пошла помогать другим. Как думаете, что чувствовал в этот момент мальчик? Сначала был несмелый порыв остановить преподавательницу, но мальчик себя сразу же осадил, потом смирение, а потом и признание, что да, так лучше. Он искоса смотрел на уже не своего снеговика. Уже не улыбался. Немного растерянно выглядел мальчик: "Маме должно понравиться, ведь рисунок, как у всех, не лучше и не хуже, а для меня, так даже хорошо", - скорее всего думал он. На общем фото в конце мастер-класса так и осталось у мальчика смущенно-недоуменное выражение лица.
Но может быть сохранятся в его памяти те процессы, через которые он прошел на этом мастер-классе?
Это было творение! Ребенок творил! Он радовался и восхищался результатом своего труда. Действительно труда! Преодолением себя, преодолением страха, неуверенности, получением навыков, удивлением собой (ведь и правда: он от себя никак не ожидал такого!) и радостью от результата труда - вот чем стал для мальчишки этот мастер-класс!
И как же важно не позволять другим разрушить свой мир, свое вИдение, свою уникальность, свои таланты! Позволить себе просто быть. Не идеальным, не правильным, не таким, как все, развивать свою индивидуальность!
А вы позволяете себе и другим быть не идеальными?
Позволяете ли близким и друзьям просто быть? Быть счастливыми, такими, какие они есть, не пытаясь привести
их в соответствие с вашими стереотипами?