На объекте работало несколько бригад, одна из них - тоже сварщики (бригадир Петрович). В депо их называли махновцы - наши, в некотором роде, конкуренты, было их 5 человек. Работа у них была организованна предельно бестолково, отсюда и их прозвище, но, учитывая, что оплата у них была посуточно, им было пофигу. С нами расплачивались за объем работ, поэтому задержки и простои нам были невыгодны. У нас наметилась задержка из-за отсутствия оборудования насосной. И Володя предложил Сергею-подрядчику, чтобы те опуски пожарных гидрантов, которые махновцы должны были смонтировать, сделали мы, за 50 000 рублей. Сережа почесал затылок.
-Да не, Володь, махновцы вон сделают. Там деньщина, всего по 1500 в день на человека, пусть работают.
Они провели подготовительную работу, привезли кучу баллонов, резаков, лестниц, инструмента. Впятером, мешая друг другу, лезли в запотолочное пространство, что-то там прихватывали, матерились, вылазили, отдыхали, курили. И всё заново. Мы посмеивались незаметно, чтобы не обидеть работяг. Не смешно было только Сереже, когда они смогли закончить работу через три недели.
Была на объекте бригада немцев. Бригадир у них жил в России лет 10, хорошо владел русским языком и худо-бедно ориентировался в наших реалиях. Остальные русский не понимали. Сварщик у них частенько закатывал истерики на немецком. Я в училище изучал английский, да и то по курсу «допрос военнопленного», поэтому через коллег узнавали, что там у него не клеится. То электроды завезли не такие, как в проекте - LB-52U, а наши обычные - УОНИ, хотя это одно и то же, при нормальных навыках. То не обеспечили его сварочными перчатками, специальными. Другой раз выяснилась проблема посерьезнее. Перекрытия в депо оказались на 5 см ниже, ну накосячили проектанты (наши, кажется). Теперь сименсовские электрички не заедут на сименсовский станок? На наших стройках (а может и на всех остальных) такое бывает. Собрались бригадиры, покумекали.
-Первый вариант, оставить как есть, - предложил Петрович, с надеждой, что так прокатит.
-Нет, оставить так не получиться. Там куча оборудования на перекрытиях монтируется: мостки на высоте крыши вагонов для обслуживания подвижного состава, складные опоры контактной сети, и всё к высотам привязано - руководитель работ, Василий Иванович, переводил взгляд на всех по очереди, ожидая дельного предложения.
- Нужно исправить проект, разобрать всё здание, установить опоры требуемой высоты и смонтировать перекрытия, - немец озвучил, как ему казалось, правильное решение.
Может в Германии так и поступили бы, но тут… Все посмотрели на него, как наши предки в 43-м.
- Нужно, поднять домкратами перекрытия, гибкость металлических конструкций, думаю, позволит это сделать, и наварить 5-ти сантиметровые вставки на опоры.
Серегина идея была признана заслуживающей проработки. Работать решили по ночам, чтобы не привлекать внимания к этим переделкам и не нарушать дневной график. Бригадир немцев попросил, чтобы сварщики приходили, для тестирования на эту ответственную работу к его специалисту, а он их будет допускать к работе. Немецкий сварщик отсеял уже несколько человек, и пока сам, по ночам занимался этой работой. Охрану и ночную смену рабочих очень нервировали раскатистые немецкие выражения, разносящиеся под сводами депо. Люди с богатым воображением после такого долго не могли войти в рабочий ритм. Нашу бригаду все эти перипетии в принципе не касались, но Володя, как любитель экстрима и всего нового, тоже вызвался поучаствовать. В назначенное время на «гусе» (коленчатый подъемник) поднялись к опоре. Володя, собрав все свое мастерство, вываривал свои металлические шедевры. Немец остался доволен и допустил его к работе. Вова ходил гордый несколько дней. Весь русскоязычный персонал был в курсе этого достижения и, проходя мимо, почтительно склонял голову. Ночью Вова с Большим Лёхой садились в люльку «гуся», поднимались к опоре и наваривали вставки, зачищали, подгоняли, красили. Пока любопытство не толкнуло их глянуть, а как выполнил работу заграничный мастер, приблизились ли они к уровню гуру. Их ждало горькое разочарование, кумир был низвергнут. Швы были довольно позорные, неровные с попытками зачистить болгаркой и переварить. Миф о немецкой исключительности был развеян давно, и не нами, сейчас мы только очередной раз в этом убедились. Также стало очевидно то, что мы и раньше знали – наш Володя, самый лучший сварщик на побережье.
Прошел месяц, мы выполнили планируемый объем работы, доказали свою состоятельность, получили некоторую сумму. По вечерам стал появляться шашлык, курица в лаваше, пиво. Тут нужно не прозевать потерю энтузиазма в купе с нарастанием лени на фоне вредных привычек. Сережа стал пропадать по вечерам и возвращаться на рогах. На следующий день он был работник никакой. Я руководствовался известным принципом советского замполита – если не можешь предотвратить пьянку – нужно её возглавить. И мы неплохо отдыхали коллективом, когда усталость накапливалась. У всех были семьи и дела в Волгограде, мы старались не затягивать работу. Но иногда позволяли себе расслабиться. Леха разведал, где продают недорогую и нормальную чачу. Хотя, тут вся чача недорогая, а вот голова может не болеть сутра, не только лишь после каждой…. Да, порой ощущаешь себя то ли мэром, то ли боксёром.
Работа в депо продвигалась в целом по плану. Но мы стали подозревать, почему свинтила предыдущая бригада. Остались недоделки в таких местах, куда без смазки не залезешь. Мы ничуть не испугались сложных технических задач, но нашего энтузиазма стали пугаться представители депо. Мы должны были смонтировать трубу двухсотого диаметра, проталкивая её между фермами перекрытий и линиями освещения, с ножничного подъемника на высоте семь метров. Всё происходило над дорогущим немецким станком, вокруг которого ежедневно с гордым видом кружили начальники, сопровождаемые важными немцами, видимо представителями Сименса. Мы с Олегом были не робкого десятка, скакали по фермам перекрытий с куском трубы, массой килограмм восемьдесят, наперевес, вызывая внизу шок и трепет. Володя варил хитрые стыки, лежа на подъемнике, потом, вися вниз головой на страховочном поясе, и на вытянутых руках, и по зеркалу, и всякими фантастическими приспособами.
Не побоюсь тавтологии и скажу, работы на высоте - закончили на высоте. Представитель подрядчика выдохнул с облегчением.
Много работы предстояло сделать в насосной. На Сережу нахлынула мания величия, он стал пропагандировать идею превосходства сварщиков над остальными монтажниками и подсобными работниками. И даже предлагал пересмотреть величину оплаты своего труда в сторону увеличения. Я как бригадир выразил удивление его позицией.
-Сережа, Вы чего это, перебрали вчера нехорошей чачи?
- Алексей Александрович, я Вас как бригадира уважаю, но подсобники трубу подтащат за 5 минут, а я потом варю полчаса, а они отдыхают.
- Сергей, тебе и так как сварщику платим больше, работайте свой восьмичасовой рабочий день и не беспокойтесь об остальных.
- Получается, мы из общих денег оплачиваем подсобникам по полдня простоя?
Володя присутствовал при разговоре, возможно Сергей хотел в нем, как в сварщике, найти союзника. Но Володя - молодец, знал, что цениться на стройке и в людях.
- Серега, а разгружать машину с трубами целый день, ты что-то не метнулся, сидел курил, а когда под крышу депо тонну труб перетаскивали, а потом красили? А задвижки в насосной и в колодце начнём монтировать, а там всё на болтах, кто их таскать и крутить будет?
- Серега, а как к твоему предложению отнесутся Олег, Виталик и Лёха? Володь, а Олег ведь в морской пехоте служил?
- А им зачем говорить? Вы как бригадир решение примите и всё. Я в общем то и не настаиваю, можно подумать просто…
В общем, конфликт сошел на нет. Но стало очевидно, что Серега не вольется в наш коллектив. Прессовать его не стали, но и продолжать с ним работать, желания не было.
- Рассказы из этого цикла не требуют специального допуска, можете читать и пересылать хорошим людям (только не технадзору).
- часть 3.
- Оглавление