Знаете, какие люди становятся победителями в спорте? Целеустремленные. А какие побеждают в творческих, научных, технических конкурсах? Целенаправленные. Так вот бизнесу мощное движение вперед также дает целеустремленность. А способность обходить конкурентов — целенаправленность.
Вынужденная оптимизация ресурсов
До 2008 года российский бизнес практически не знал, что такое кризис. Даже небольшие компании по кальке западного менеджмента прописывали миссии, формировали долгосрочные стратегии, обучали персонал. А потом вдруг раз — и первый обвал 2008-2009.
Стало трудно, но в отсутствии опыта жить и работать в кризисное время бизнесы еще старались сдерживать обороты. Пока 2014-й не откатил даже многие крупные компании на стадию выживания. И только теперь пришло понимание, что как раньше — уже не будет. Одни закрывались, другие сокращались, третьи, распустив персонал, сами вставали за прилавки и за станки.
С тех пор ситуация меняется практически каждый год, учит нас быть гибкими, приспосабливаться все к более и более новым условиям. Классический "эмбиэевский" менеджмент сохранился разве что в транснациональных компаниях, в промышленно-строительных гигантах, у крупных и средних российских сетевиков с головными офисами в столице.
А что делают остальные? Приспосабливаются, выживают, оптимизируются. И сегодня мы хотим рассказать об одном мощном инструменте эффективной оптимизации.
Концепция бизнеса оптимизирует расходы и усиливает движение
Мы уже рассказывали, что стратегия "кто в лес, кто по дрова" приводит к потере серьезных рекламных вложений. Но рассагласованные действия, которые неизбежно возникают в отсутствии концепции, приводят к увеличению расходов по всем направлениям.
Так что же за зверь такой "концепция", и какие плюсы это может дать компании или организации? Объяснить это просто и понятно можно в нескольких словах.
Концепция бизнеса — это объединяющая идея, которая за счет мощной концентрации усилий позволяет добиваться цели в условиях сокращенных ресурсов. Роль мощной концентрации ресурсов можно продемонстрировать на двух простых схемах.
Первая схема показывает обычную работу бизнеса, где каждый знает свои функциональные обязанности и качественно их выполняет. Одни производят продукцию, другие налаживают поставки и сбыт, третий наполняет сайт компании, четвертый отвечает за маркетинг, пятый всей этой компанией управляет и удерживает всю эту "броуновскую" цепочку.
Все так привыкли работать, процессы нормально функционируют, в строках бюджета укладываются привычные цифры расходов и доходов. Но постоянная потребность в оптимизации ресурсов снова и снова заставляет задуматься, на каких процессах можно сэкономить.
Совсем иначе сумма усилий и движение к цели выглядит в компаниях, где на вооружение берется бизнес-концепция.
Заметьте, объединяющая концептуальная идея позволяет все бизнес-процессы компании направлять в одну сторону и даже в условиях сокращенных ресурсов получить многократный эффект, благодаря мощной концентрации.
Пример удачной бизнес-концепции
Теплофикационное предприятие имеет 12 разрозненных участков в городе: котельные, насосные, бойлерные, ремонтная служба, клиентский офис. Текучка кадров и постоянное недовольство сотрудников внутри. Рост цен на тепло и полное "неуважение" к компании снаружи.
В командном поиске новых решений "родилась" ключевая идея: "С любовью и теплом". Вся работа в офисе и на участках велась, как и раньше. Просто на входе в каждое здание компании появился небольшой баннер с работниками этого участка и надписью "С любовью и теплом".
На спецодежде рабочих, на каждой визитке специалистов, на каждой квитанции для населения, на каждом карманном календаре, которые всегда лежали в клиентском офисе, появилась эта же надпись.
В офисе по работе с клиентами стали замечать, что посетители перестали скандалить, оплата пошла лучше и доброжелательнее. Люди почувствовали, какой большой объем работ выполняет снабжающее теплом предприятие.
Любой заголовок в городской газете и областном журнале о службе теплофикации содержал эту концептуальную фразу. Как ни странно, журналисты сами начали приходить за информацией, потому что вдруг обнаружили, что в городе есть такое важное предприятие.
Два раза за год была выпущена внутренняя газета предприятия с тем же заголовком "С любовью и теплом". Директор рассказывал о перспективах предприятия. Тут же были статьи и фотографии о работе разрозненных участков компании.
Стабильнее стала и кадровая ситуация. Сотрудники вдруг почувствовали ценность компании, в которой они работают. Стало меняться рабочее настроение и соответственно отношение к работе. Молодые рабочие с удовольствием согласились на участие в конкурсах профмастерства. Инженеры и специалисты стали чаще предлагать и реализовывать рационализаторские идеи.
И все это, как ни странно, практически не потребовало дополнительных вложений. Все происходило, как обычно, просто каждое движение внутри компании было наполнено объединяющим смыслом, что вывело предприятие на совершенно другой уровень.
В конце года на командном "разборе полетов" были озвучены ошеломительные итоги, обновления, каких не происходило в ближайшие десятиления. И был определен следующий концептуальный шаг компании: "Под знаком качества". Лед растопить уже удалось, теперь пора показать уровень своего профессионализма. А заодно подтянуть его и внутри предприятия.
Графическое отображение бизнес-концепции
Когда есть объединяющая идея, то все визуальные ее воплощения будут работать на плюс: во впечатлениях потребителей, в имидже и позиционировании компании, во внутренней переоценке сотрудников.
Так баннеры, календари, визитки, квитанции и корпоративная газета обрели единый графический элемент. Даже в логотип компании на этот год был вписан концептуальный слоган.
Таким образом, вся эта простая и обыденная продукция в сумме стала мощнейшим инструментом компании в решении задач повышения клиентоориентированности и соответственно имиджа. А заодно выросли доходы предприятия и улучшилась кадровая ситуация. И все потому, что продукция эта стала реальным носителем идеологии компании, ее концептуального решения.
Помощь в разработке вашей ключевой бизнес-идее и производство ее носителей предлагает рекламная группа типографии "Мир печати".
Оформить любой заказ вы можете в офисе типографии «Мир печати» в Самаре, а также удаленно. Связаться с нами можно любым удобным для Вас способом:
- Телефон: +7 (846) 206-00-68
- Почта: info@mir-pechati.su
- WhatsApp: +7 (996) 624-67-12