27 августа 1919 года В. И. Ленин подписал декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения. Этот день и является днём рождения советской кинематографии — самой передовой в мире. Исторические материалы ясно показывают, что роль наших отечественных мастеров искусств и учёных в создании и развитии кинематографа, его искусства, его техники, необычайно велика. Вот отчего за советским кино должен быть по праву признан приоритет во многих областях киноискусства и кинотехники.
Это краткое историческое изыскание посвящено значению трудов отечественных ученых в изобретении немого и звукового кино. К сожалению, эта тема до сих пор разработана слабо. И она, несомненно, заслуживает всестороннего внимания и достойна того, чтобы на неё затратить необходимое количество времени и труда.
Для своих исследований я пользовался книжной, журнальной, мемуарной и патентной литературой. Я стремился пользоваться, в основном, первоисточниками, особенно патентами и мемуарами.
* * *
Даже в тяжёлой обстановке царской России, когда кинодельцы смотрели на кинематографию лишь как на источник наживы, представители передовой русской общественности вносили свой вклад в развитие кинотехники и киноискусства. Так, например, К. Николаев разработал дуговые источники света, которыми в 1915 году было оборудовано киноателье Ермольева, А. А. Левицкий в 1912 году применил новый приём съёмки — наплыв, в десятых годах на фабрике Ханжонкова снимали объёмные мультипликации, Н. В. Баклин и В. Н. Лебедев создали ряд научных фильмов, инженер Сосновский сконструировал кинопроектор с дуговой лампой и т. д.
Великая Октябрьская социалистическая революция сделала советскую кинематографию могучим средством повышения культуры, проводником идей социализма. Исключительное внимание партии и правительства, их постоянная забота, способствовали научному н техническому прогрессу кинотехники. Уже через 10 лет после Великой Октябрьской социалистической революции Советский Союз смог совершенно самостоятельно решить такую крупнейшую научно-техническую проблему, как создание советского звукового кино. В условиях царской России решение этой проблемы было бы совершенно невозможным. Прогресс всей советской социалистической промышленности, достигнутый в результате систематического успешного выполнения и перевыполнения планов сталинских пятилеток, привёл к тому, что мы теперь с гордостью можем констатировать полную независимость современной советской передовой кинотехники от иностранной. Все сложнейшие аппараты, оборудование и материалы для кинематографии изготовляются советской промышленностью и притом в нужном количестве.
Центром изобретательской и научной мысли в области кинотехнической науки у нас в стране является Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), организованный в 1929 году.
Кино посещают ежедневно многие миллионы людей. Уже одно это обстоятельство показывает, как велико значение современного кинематографа и насколько глубоко он внедрился в самые широкие слои населения.
Большая армия людей непосредственно связана с кинематографическим производством. Крупные химико-фотографические предприятия заняты производством светочувствительной целлулоидной пленки и других материалов. Оптико-механическая и радиотехническая промышленность изготовляет сложное и разнообразное оборудование и аппаратуру для киностудий и кинотеатров. Киноинженеры, подготовляемые специальными высшими учебными заведениями, руководят сложной технической базой киностудий и многочисленных кинотеатров. Учёные и изобретатели, работающие в хорошо оснащённых научно-исследовательских институтах и лабораториях, обеспечивают прогресс кинотехники.
Таким образом, современная кинематография представляет собой своеобразный комплекс, в котором тесно переплетаются многочисленные искусствоведческие и художественные вопросы с новейшими и разнообразнейшими достижениями науки и техники. С акустикой приходится иметь дело в киностудиях и в кинотеатрах, с электроакустикой — при разработке и изготовлении микрофонов и громкоговорителей, с электрооптикой — в модуляторах света и фотоэлементах, со светотехникой — в различных источниках света для съёмки и проекции, с фотохимией — при изготовлении и обработке светочувствительных слоёв, с химией высокомолекулярных соединений — при производстве основы плёнки, с электроникой — в различных усилительных устройствах, и т. д. и т. п.
Ныне существует чрезвычайно многогранная и разветвлённая кинотехническая наука. Однако зарождение самостоятельной кинотехнической науки в целом и отдельных её важнейших направлений (звуковое кино, цветное кино, стереокино, телекино и т. д.) обязано достижению определённого уровня развития другими, более старыми отраслями науки и техники.
Таким образом, история развития науки о кино — это, по существу, история каждого элемента, его составляющего. Каждое важное изобретение нельзя рассматривать само по себе, в отрыве от той конкретной социально-экономической обстановки и в отрыве от тех обстоятельств и достижений науки, которые предшествовали или которые сопутствуют этому изобретению. Ведь именно совокупности этих обстоятельств и обязано появлением данное изобретение.
Известно, что кинематограф изобретен в 1893 году. Вполне естественно возникает вопрос: был ли кинематограф совершенно неожиданным, выдающимся изобретением гениального человека или же изобретение кинематографа было подготовлено всей предшествующей историей развития смежных областей науки н техники?
Нет сомнений, что изобретение кинематографа было полностью подготовлено уровнем развития других областей науки и техники, событиями в науке, прямо предшествовавшими 13 февраля 1895 года, когда братья Люмьер взяли свой патент.
Обратимся к фактам.
23 марта 1876 года наш соотечественник Павел Николаевич Яблочков получил первый патент на свою электрическую свечу и в том же году публично демонстрировал её на выставке в Лондоне. В следующем, 1877 году свеча Яблочкова была применена в Париже для наружного освещения на Авеню де л'Опера. Приоритет русского ученого был отмечен тем, что такое электрическое освещение стали в то время называть «русским светом» или «северным светом». Как отмечал сам Яблочков, «русский свет в короткое время распространился по всему миру, дойдя из Парижа до дворцов шаха персидского и короля Камбоджи!!».
В 1872 году ещё один наш соотечественник, Александр Николаевич Лодыгин, создал электрическую лампочку, представлявшую собой угольный стерженек, накаливавшийся током в закрытом стеклянном сосуде. Через год он уже демонстрировал эту лампочку публично, устроив осенью 1873 года электрическое освещение на Одесской улице в Петербурге. В 1875 году Лодыгин усовершенствовал свою электрическую лампочку накаливания, поместив угольный стерженек в герметически закрытый стеклянный сосуд, воздух из которого откачивался насосом. Вскоре Лодыгин сделал дальнейшие крупные шаги по усовершенствованию лампочек накаливания: 4 января 1893 гола н 10 апреля 1894 года он заявил патенты на лампочки с металлическими нитями и тем заложил основы производства современных электроламп.
По-видимому, именно угольная лампа Лодыгина и послужила толчком для работ Эдисона, заслуга которого состоит в том, что он усовершенствовал изобретение Лодыгина и широко его реализовал в период с 1879 по 1881 год.
Однако нужно отметить, что на угольную лампочку накаливания Эдисон тоже получил патент. В связи с патентом Эдисона представляют большой интерес воспоминания члена-корреспондента Академии наук СССР Михаила Андреевича Шателена, который является нашим старейшим и поныне здравствующим электротехником. М. А. Шателен является свидетелем развития электротехники в России, в СССР и во всём мире в течение долгого времени (он родился в 1866 году). В статье «Из истории изобретения ламп накаливания», опубликованной в 1934 году в четвёртом выпуске сборника «Архив истории науки и техники», М. А. Шателен на странице 310 пишет: «...что изобретение Лодыгина было известно в Америке, явствует и из того, что, когда возник в американском суде процесс между Эдисоном и Сваном, суд аннулировал привилегии обоих названных изобретателей, мотивируя постановление существованием ламп Лодыгина».
Таким образом, даже американский суд признал, что ни Эдисон, ни англичанин Сван, каждый из которых считал себя изобретателем электрической лампочки, на самом деле не являются её изобретателями, а честь изобретения принадлежит именно Лодыгину.
В этой связи следует вспомнить американскую кинокартину «Эдисон». Она посвящена в основном изобретению электрической лампочки накаливания, причём в качестве изобретателя электрической лампочки накаливания представлен Эдисон. Перед нами явное извращение исторической истины, умышленно допущенное авторами этой кинокартины. При этом особенно странное впечатление производит показанный в кинокартине «Эдисон» эпизод, связанный с изобретением вакуумной электрической лампочки: работы Эдисона долгое время не приводили к желаемым результатам (так как нити перегорали в воздухе) и вдруг Эдисона «осенила» мысль, что нужно накаливаемые нити помещать в герметически закрытый стеклянный сосуд, предварительно выкачав из него воздух. На самом деле это было, по-видимому, не так, ибо, как свидетельствует там же М. А Шателен, «один из русских изобретателей, близкий к группе Лодыгина, — моряк Хотинский, уехавший в семидесятых годах в Америку, взял с собой несколько ламп Лодыгина и показал их Эдисону».
Мы весьма уважаем заслуги Эдисона, как крупного изобретателя, и чтим его память, однако не следует ему приписывать и те изобретения, которые он не сделал.
В 1891 году русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский осуществил первую дальнюю электропередачу энергии трехфазным током на расстояние 175 километров при напряжении до 30 тысяч вольт. Тем самым он по существу является изобретателем трехфазного тока, или, как он его сам вначале называл, «трижды сопряженного тока».
Известно, что трехфазный ток и по сие время является основой энергетики во всех странах мира. Работы Доливо-Добровольского привели к тому, что к моменту изобретения кино уже существовали в больших городах электрические сети, которые могли обеспечить энергией питание источников света необходимых для проекции.
Доливо-Добровольский в 1889 году взял патент на трехфазный электромотор и осуществил действующую модель. В связи с этим значительный интерес представляет эпизод, рассказывающий о демонстрации, произведенной автором в Берлине, и описанный Доливо-Добровольским в статье «Из истории трехфазного тока» на странице 153 его посмертно изданной в 1948 году книги «Избранные труды (о трехфазном токе)».
«...Многие крупные деятели электротехники. — пишет Доливо-Добровольский, — были приглашены ознакомиться в нашей лаборатории с новым электродвигателем. Между прочим, я показывал его Вильгельму Сименсу, который тогда все ещё ждал многого от пятипроводной системы постоянного тока. В сентябре 1889 г. Эдисон посетил Берлин. При сделанном ему предложении осмотреть новый электродвигатель переменного тока он буквально замахал руками: «Нет, нет, переменный ток это вздор, не имеющий будущего. Я не только не хочу осматривать двигатель переменного тока, но и знать о нём!» И он не пришел!»
Как говорится, всякие комментарии излишни. Серьезная ошибка Эдисона и Сименса слишком очевидна. Таким образом, уже эти примеры показывают, что русские учёные в области электрических источников света и передачи электроэнергии сделали крупный вклад в создание условий для возникновения кинематографа.
Однако особенно выдающимся был 1895 год. На очередном заседании русского Физико-химического общества состоявшемся 7 мая 1895 года в физической аудитории Физического общества, с докладом «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», выступил 36-летний преподаватель кронштадтских минных офицерских классов Александр Степанович Попов. Его доклад сопровождался демонстрацией изобретённого им прибора, названного им грозоотметчиком. Этот день и принято считать днём величайшего изобретения — радио.
Если бы не существовало этого изобретения великого русского ученого А. С. Попова и если бы не существовало других изобретений и открытий, последовательно развивавших это основное изобретение, то не было бы возможным изобретение и существование звукового кинематографа и весьма вероятно, что и по сие время движущиеся изображения на экране оставались бы лишь немыми тенями.
Другим изобретением, завершенным в 1895 году, был немой кинематограф Люмьера. В феврале 1894 года 30-летний Луи Люмьер совершенно случайно познакомился с кинетоскопом Эдисона, демонстрировавшимся в балагане в Париже за небольшую плату. Аппарат привозился в действие опусканием монеты. Маленькие фотографии на равномерно движущемся бесконечном целлулоидном кольце рассматривал через лупу единственный зритель, пользовавшийся этим кинетоскопом. Под лупой помещался быстро вращающийся непрозрачный диск — обтюратор, на котором имелась узкая щель. Непосредственно за обтюратором находилась непрерывно движущаяся лента с фотографиями последовательных фаз движущегося объекта и за ней источник света в виде электрической лампочки.
Однако кинетоскоп Эдисона ещё не был кинематографом, так как отсутствовал самый главный признак кинематографа — коллективное рассматривание движущихся изображений достаточной яркости на большом экране. В связи с этим опять следует вспомнить кинокартину «Эдисон»; в ней Эдисон назван изобретателем кинематографа. Как видим, и это утверждение авторов фильма не соответствует действительности. Случайное ознакомление с кинетоскопом зародило у Луи Люмьера мысль, которая и осуществилась в форме кинематографического аппарата. Основное, что он сделал, состояло в том, что он заменил непрерывное, равномерное движение ленты прерывистым, скачкообразным. Вследствие этого он мог полезно освещать каждый снимок на ленте промежуток времени приблизительно в 100 раз больший, чем в кинетоскопе.
Это обстоятельство дало возможность, пользуясь существовавшими в то время источниками света, практически осуществить проекцию на экран, получая достаточно яркие изображения. Источником света была электрическая дуговая лампа, так же как это почти всегда применяется и теперь, за исключением переносных аппаратов.
Между тем явление электрического дугового разряда между двумя угольными стержнями открыл и впервые в мире наблюдал ещё в ноябре 1802 гола замечательный русский ученый Василий Владимирович Петров, в то время профессор физики Медико-хирургической академии в Петербурге. Своё открытие Петров опубликовал в изданной ещё в 1803 году книге с очень длинным названием «Известие о Гальвани-Вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров, посредством огромной наипаче батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков, и находящейся при Санкт-Петербургской Медико-Хирургической Академии».
В этой книге (и в других работах Петрова) впервые опубликованы столь существенные открытия, что Петрова по справедливости называют первым русским электротехником. В названной книге имеется глава, называемая «Статья VII. О расплавлении и сожигании металлов и многих других горючих тел, а также о превращении в металлы некоторых металлических оксидов посредством Гальвани-Вольтовской жидкости».
Эту главу Петров начинает следующим абзацем, находящимся на страницах 163 и 164:
«Если на стеклянную плитку или на скамеечку со стеклянными ножками будут положены два или три древесных угля, способные для произведения светоносных явлений посредством Гальвани-Вольтовской жидкости, и потом металлическими изолированными направителями (directores), сообщенными с обоими полюсами огромной батареи, приближать оные один к другому на расстояние от одной до трёх линий, то является между ними весьма яркий белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее загораются и от которого тёмный покой довольно ясно освещен быть может».
Петров, таким образом, первым в мире совершенно отчетливо указал на возможность применения электрического дугового разряда для целей освещения. Следует отметить, что ещё и теперь многие зарубежные учёные совершенно необоснованно и неправильно приписывают честь открытия электрического дугового разряда англичанину Гемфри Деви. Однако «приоритет» Деви не соответствует действительности, так как свои наблюдения Деви изложил на страницах 152 и 153 первой части первого тома своей книги «Elements of Chemical Philosophy», изданной в Лондоне только в 1812 году, т. е. на девять лет позже Петрова. Очевидно теперь, что неправильно внедрившееся по предложению Деви название «вольтова дуга».
Однако не только в указанных направлениях работали русские ученые и изобретатели. Так. например, московский фотограф И. В. Болдырев изобрёл в 1881 году светочувствительные материалы, нанесённые на гибкую основу — на плёнку, и публично демонстрировал их на Всероссийской Промышленной выставке в Москве в следующем, 1882 году. Очевидно, что без гибкой основы было бы невозможным существование позже изобретенного кинематографа. За границей светочувствительный материал на гибкой основе появился только через несколько лет после названной работы И. В. Болдырева.
К 1895 году был известен ряд существенных элементов, совершенно необходимых для возникновения кинематографа. Изложенное показывает, что труды русских учёных и изобретателей обеспечили создание нескольких важных элементов из числа тех, синтез которых Люмьером привёл к кинематографу.
Переходим к рассмотрению обстоятельств, связанных с изобретением звукового кино.
Все ныне известные многочисленные методы записи звука основаны по существу всего на трёх принципах: механическая запись колебаний, магнитная запись и фотографирование звуковых колебаний на светочувствительной пленке.
Принцип механической записи звука состоит в том, что на каком-либо подходящем материале резец вырезает извилистую канавку. Форма этих извилин определяется записанными звуковыми колебаниями. Наиболее характерным прибором для воспроизведения механической записи звука является всем хорошо известный и широко распространённый граммофон.
Советскими учёными и изобретателями построен ряд оригинальных приборов для механической записи и воспроизведения звуков. Из числа этих приборов наибольшее распространение получил в середине тридцатых годов аппарат «Шоринофон», названный так в честь его изобретателя профессора Александра Фёдоровича Шорина, удостоенного Сталинской премии за это изобретение. В этом аппарате механическая запись звука осуществлялась на целлулоидной ленте. «Шоринофон» применялся для целей радиовещания. Значительные и интересные работы в области механической звукозаписи на целлулоидной ленте проведены также В. Д. Охотниковым и Г. Г. Добровольским.
Принцип магнитной записи звука был вначале основан на использовании стальной проволоки в качестве носителя записи. Ныне носителем магнитной звукозаписи является эмульсия, содержащая соединения железа и по внешнему виду напоминающая фотографический светочувствительный слой. Эмульсия нанесена на очень тонкую негорючую ленту шириной в несколько миллиметров.
У нас в СССР магнитные методы записи и воспроизведения звука получили определенное развитие благодаря трудам В. К. Виторского, И. С. Рабиновича и И. Е Горона, разработавших ряд оригинальных и интересных приборов. Магнитные методы записи и воспроизведения звука по своей простоте и качеству получаемых результатов стоят на одном из первых мест, а потому ныне имеют широкое применение, особенно в радиовещании.
11 июня 1920 года петроградский профессор, ныне член-корреспондент Академии наук СССР Валентин Иванович Коваленков, заявил патент на своё изобретение «Говорящий кинематограф». В этом патенте № 111 речь идёт о сочетании магнитных методов записи и воспроизведения звука с кинематографом.
Наконец, в становлении и развитии фотографического или оптического метода записи и воспроизведения звука, только и имеющего практическое значение для кинематографии, крупная роль с самого начала принадлежала и принадлежит русским учёным и изобретателям. Ещё 6 ноября 1899 года наследники доктора медицины А. Виксцемского, проживавшего в городе Юрьеве, запатентовали изобретенный им метод фотографической записи звука. В этом патенте А. Виксцемского, заявленном 60 лет назад, мы имеем по существу основные элементы поперечного метода звукозаписи.
Изобретение Л. Виксцемского интересно для нас с двух точек зрения. Во-первых, Л. Виксцемский впервые очень отчётливо сформулировал необходимые условия для фотографической записи звука, и назвал такую запись фонограммой, т. е. ввёл ныне повсеместно принятый термин. Во-вторых, изобретение Виксцемского, опубликованное в 1890 году, и по сие время тщательно замалчивается буржуазными историками звукового кино, и поэтому следует несколько подробнее остановиться на этом обстоятельстве.
В немецкой книге «Physik und Technik des Tonfilms» двух авторов — H. Lichte и A. Narath, по названию и объёму претендующей на энциклопедичность и всеобъемлемость содержания, имеется раздел, посвященный истории звукового кино. Однако совершенно бесполезно искать в этом разделе имена русских и советских учёных и изобретателей — они полностью обойдены молчанием. И это в книге, изданной в 1945 году!
Авторы книги не остались одинокими. Они нашли верного ученика и продолжателя своих неблаговидных дел. Возьмем статью «Historical Development of Sound Films», написанную E. I. Sponable, опубликованную в 1947 году в «Journal of the Society of Motion Picture Engineers» (том 48, №№ 4, 5). Здесь мы находим фамилии американских, немецких, шведских, французских, английских учёных и изобретателей, но ни одного имени русского или советского ученого и изобретателя в этом длинном перечне нет. Большая многогранная деятельность русских и советских ученых и изобретателей не получила никакого отражения в этой статье.
Такой избранный многими иностранными авторами недостойный путь замалчивания для нас совершенно неприемлем. Мы в своих работах, связанных с историей науки н техники, можем и должны, наравне с трудами наших учёных и изобретателей, воздавать должное трудам тех зарубежных учёных и изобретателей, чья полезная деятельность содействовала в прошлом или содействует теперь культурному прогрессу передового человечества. Именно на такой путь мы должны встать и смело по нему идти, Русская и советская наука и техника имеют свои славные традиции и имеют чем гордиться.
В 1888—1890 годах профессор Московского университета Александр Григорьевич Столетов провёл чрезвычайно обширные исследования, связанные с фотоэлектрическими явлениями или, как он их сам называл, «актиноэлектрическими явлениями».
Хотя А. Г. Столетов занимался этими исследованиями в течение нескольких лет, однако подавляющая часть результатов исследований и области фотоэлектрических явлений была получена им в течение очень копоткого срока — с 20 февраля по 21 июня 1888 года. Следует восхищаться той глубиной, всесторонностью и точностью выводов, к которым пришёл А. Г. Столетов в результате своих исследований.
На опытах А. Г. Столетова следует остановиться особо, потому что его работы играют очень большую роль и обеспечивают приоритет русской науки в этой важной области звукового кино. Вот что писал А. Г. Столетов в статье «Актино-электрические исследования», опубликованной на страницах 155—215 в 7—8 выпуске 21 тома «Журнала Русского Физико-Химического Общества» за 1880 год:
«Основном опыт, который после некоторых неудач, зависевших от выбора гальванометра, совершенно убедительно удался 26 февраля 1888 г., состоял в следующем.
Два металлические диска («арматуры», «электроды»), в 22 центим. диаметра, были установлены вертикально и друг другу параллельно перед электрическим фонарём Дюбоска, из которого вынуты все стекла. В фонаре имелась лампа с вольтовой дугой (регулятор Фуко-Дюбоска), питаемая динамо-машиной (обыкновенно около 70 вольт и 12 амперов). Один из дисков. ближайший к фонарю, сделан из тонкой металлической сетки (встречаемой в продаже) — латунной или железной, иногда гальванопластически покрытой другим металлом, которая была натянута в круглом кольце; другой диск — сплошной (металлическая пластинка.
Диски соединены между собою проволокой, в которую введены — гальваническая батарея и чувствительный астатический гальванометр Томсона с большим сопротивлением (5212 омов), который наблюдался по английском методе (с лампой и скалой)».
Результаты своих исследований А. Г. Столетов сформулировал в виде 12 пунктов на страницах 200 и 201.
Работы А. Г. Столетова показывают, что его два металлических диска представляли собой первый в мире Фотоэлемент, с помощью которого он впервые в мире наблюдал появление постоянного фотоэлектрического тока во внешней цепи. Более того, А. Г. Столетов усложнил свои опыты к наблюдал фотоэлектрический ток не только при постоянном световом потоке, но и при переменном световом потоке. Между фонарём и металлической сеткой своего светочувствительного элемента он ставил вращающийся обтюратор, т. о. непрозрачный диск, на котором были сделаны прорези, и таким образом наблюдал прерывистый фотоэлектрический ток, возбуждаемый прерывистым световым потоком. В связи с этим обстоятельством на странице 182 А. Г. Столетов приходит к очень важному выводу:
«...никакого заметного влияния скорости на величину тока в гальванометре не замечается, и что запаздывание тока, если оно и есть, не превышает 1/1000 доли секунды. Т. е. практически говоря, ток появляется и исчезает одновременно с освещением и след. при прерывистом освещении ток — также прерывистый, с тем же периодом».
Если проанализировать схему опытов Столетова, то ясно, что с ней теперь, через 60 лет, по существу совпадают те схемы, которые ныне применяются повсеместно во всем мире в звуковом кино. Только вместо гальванометра ныне включают сопротивление, с которого снимается напряжение на усилитель, и вместо примитивного модулирующего устройства в виде вращающегося обтюратора ныне движется фонограмма.
29 ноября 1900 года студент Московского Высшего технического училища И. Поляков запатентовал изобретенный им метод использования фотоэлементов для воспроизведения фотографической звукозаписи под названием «Приспособление для изменения сопротивления цепи, применяемого к приёмному аппарату для фотофона и фотофонографа».
Кроме только что названной русской привилегии И. Поляков получил ещё и американский патент, заявленный 17 июля 1900 года. Рисунок американского патента И. Полякова в точности совпадает с рисунком его русской привилегии. Патенты И. Полякова устанавливают очень важные обстоятельства: в них впервые идет речь о позитиве фонограммы, а также об использовании фотоэлемента для воспроизведения фонограммы.
В первом десятилетии XX века и в начале второго десятилетия московский профессор Семён Яковлевич Лифшиц в течение нескольких лет проводил экспериментальные работы, получил несколько патентов н опубликовал ряд работ, связанных с фотографическим методом записи звуков и их воспроизведением.
1 июня 1912 года Я. Гизе, житель деревни Палуки Полоцкой губернии, запатентовал «Способ и аппарат для производства записи звуковых колебаний и воспроизведения их с применением движущейся светочувствительной поверхности». Эта привилегия № 27649 обширна по заложенной в ней идее: для фотографической записи звука предлагается использование любого электрического источника света, в цепь которого включено переменное сопротивление в виде микрофона, воспринимающего звуковые колебания.
Идея Я. Гизе получила дальнейшее развитие в патенте № 400 В. И. Коваленкова на «Способ фотографической записи звуковых колебаний», заявленном 29 ноября 1922 года. В качестве модулятора света В. И. Коваленков предложил использовать маловольтную лампочку накаливания, находящуюся под воздействием микрофона.
Таким образом, труды названных выше, а также ряда других русских и советских ученых и изобретателей в течение длительного времени систематически развивали идеи и подготавливали почву, на которой впоследствии окончательно сформировались методы фотографической записи и воспроизведения звуков и которые в конце концов привели к совершенно самостоятельному созданию советского звукового кино.
Необходимо отметить, что до середины двадцатых годов нельзя было и рассчитывать на завершение работ по звуковому кино. Известно, насколько сложна схема современного звукового кино, какое необходимо количество самых разнообразных приборов и аппаратов для осуществления этой схемы. Лишь ко второй половине двадцатых годов смежные области науки и техники достигли такого развития, что можно было реально ставить перед собой задачу создания советского звукового кино. На широкое распространение звукового кино можно было рассчитывать уже после того, как радиовещание стало обычным, массовым, повседневным делом: звуковое кино было следующей, более высокой ступенью развития науки и техники.
2G ноября 1926 года, когда во всём мире еще не было ни одного звукового кинотеатра, дли моих коллег по лаборатории в Научно-исследовательском институте физики и кристаллографии Первого московского государственного университета я сделал сообщение о тех предпосылках для осуществления звукового кино, которые я считал основными и бесспорными. В результате этой беседы возник коллектив, в который кроме меня, вошли, по моему приглашению, ныне профессор И. С. Джигит, Л. Л. Шишов и А. Д. Столяров. Этот коллектив просуществовал и успешно проработал несколько лет.
В 1927 году в Ленинграде была создана другая группа ученых, которая также добилась чрезвычайно крупных успехов, результатом которых в дальнейшем явилась ещё одна вполне законченная и оригинальная система советского звукового кино. Руководителем ленинградской группы был Александр Федорович Шорин, позднее лауреат Сталинской премии, доктор технических наук, профессор (скончался 21 октября 1941 года).
Схема записи и воспроизведения звука, к осуществлению которой мы приступили, требовала многократного превращения энергии из одного вида в другой. Хотя задуманная схема была довольно сложной (особенно по тем временам), но она, по-видимому, оказалась правильной, ибо без каких-либо существенных изменений дошла до нынешних дней. За истекшие более чем 20 лет изменилось, конечно, техническое оформление элементов схемы, значительно усовершенствовались используемые приборы, некоторые части схемы оказалось необходимым усложнить и дифференцировать для получения новых эффектов или для повышения качества, но в общем принципиальная схема осталась прежней.
Сейчас, когда за годы сталинских пятилеток советская наука и техника сделала колоссальный скачок вперед, нельзя даже представить, какие огромные технические трудности пришлось преодолевать при разработке отдельных приборов для первых установок звукового кино.
Партия и правительство оказывали нам серьезное внимание и всемерную помощь. Демонстрации, устроенные в 1927 и в 1928 годах, показали, что звуковое кино становится реальностью. Фронт работ по звуковому кино начал чрезвычайно быстро расширяться.
Для достижения наибольших результатов мы всегда, на протяжении всей своей деятельности, старались вовлечь в работу как можно более широкий круг лиц с заводов, киностудий, научно-исследовательских институтов.
Эта задача облегчалась тем очень важным обстоятельством, что научные и технические основы звукового кино служили мощным стимулом развития ряда родственных областей науки и техники, обогащая которые звуковое кино само обогащалось впоследствии достигнутыми результатами.
Советское звуковое кино, например, послужило надежным фундаментом широкого развития электроники в разных областях науки и промышленности у нас в стране и, в частности, фотоэлектроники. Звуковое кино было, пожалуй, первой отраслью промышленности, в которую безраздельно и в массовом масштабе была внедрена электроника: фотоэлементы на первых порах применялись в промышленности только для звукового кино. Задачу создания фотоэлементов во Всесоюзном электротехническом институте удалось решить полностью и всесторонне тогда ещё молодому советскому ученому П. В. Тимофееву, теперь лауреату Сталинской премии, заслуженному деятелю науки и техники.
Радиовещание также значительно обогатилось благодаря разработке методов высококачественной оптической звукозаписи. Советскому звуковому кино обязана своим существованием новая наука — фотоакустика. Чрезвычайно велико влияние звукового кино на развитие теории и практики электроакустики, архитектурной акустики, электрооптики и т. д. и т. д.
9 марта 1927 года в Научно-исследовательском институте физики и кристаллографии Первого московского государственного университета состоялась первая в СССР демонстрация советской установки световой телефонии, доказавшая возможность самостоятельного осуществления советского звукового кино. 29 марта 1928 года московский коллектив организовал на заседании Физического общества имени П. Н. Лебедева первую в СССР открытую публичную демонстрацию звуковоспроизведения с пленки, записанной в СССР оптическим методом с помощью модулятора света, основанного на физическом явлении двойного лучепреломления в диэлектриках, находящихся в электрическом поле. В сентябре 1928 года ленинградский коллектив провел первую пробу своего аппарата звукового кино, используя струнный гальванометр в качестве модулятора света. 28 марта 1929 года ленинградский коллектив организовал первый просмотр своих звуковых фильмов. 2 августа 1929 года московскому коллективу удалось сделать первую в СССР съёмку звуковой кинохроники на улице. 5 октября 1929 года открылся первый в СССР звуковой кинотеатр, оборудованный ленинградским коллективом. 26 октября 1929 года московский коллектив осуществил первую в СССР передачу по радио звукозаписи на плёнке.
В 1929 году на студни Белгоскино в Ленинграде Вадим Дмитриевич Охотников совместно с Александром Германовичем Машковичем построили ещё на одном принципе звукозаписывающий аппарат, с помощью которого затем было записано несколько звуковых кинокартин. В качестве модулятора света в этом звукозаписывающем аппарате была использована маловольтная лампочка накаливания.
В 1930 году московская группа приступила к работам по созданию первой в СССР кинофабрики «Рот-Фронт», специально рассчитанной на производство звуковых кинокартин, а также сдала в эксплуатацию два крупнейших п СССР звуковых кинотеатра, а именно «Колосс» в Москве и «Гигант» в Ленинграде.
В первой половине 1931 года на аппаратуре «Тагефон» московского коллектива были закончены съемки первой советской звуковой полнометражной игровой художественной кинокартины «Путёвка в жизнь», которая с успехом прошла по экранам страны и всего мира. Заснятые до «Путёвки в жизнь» звуковые кинокартины носили экспериментальный характер. Это были: «Пятилетка», «Азбука», мультипликации «Царь, поп и кулак», «Почта» и ряд других. Следует, однако, отметить, что и до кинокартины «Путёвка в жизнь» на советские звуковые киноэкраны была выпущена полнометражная звуковая кинокартина «Пятилетка», полнометражные сборные программы и другие, звук в которых был записан названными выше различными советскими системами.
В прогрессе советского звукового кино сыграли громадную роль многочисленные кадры научных и инженерно-технических работников.
Создание звукового кино было крупнейшей победой советской науки и техники.
Вопрос о «самостоятельности» решения этой проблемы в Германии н Соединённых Штатах Америки требует оговорки. Дело в том, что до звукового кино электроника н усилительная техника получили развитие и применение почти исключительно в области радиосвязи, и всем хорошо известно, что они являются лишь результатом развития основного изобретения, а именно — радио, принадлежащего нашему талантливому ученому Александру Степановичу Попову. Влияние работ Александра Григорьевича Столетова на развитие звукового кино во всем мире также чрезвычайно велико, ибо он открыл основные законы фотоэлектрического эффекта, и тем самым является основоположником фотоэлектроники.
Начиная с момента создания и до сих пор не прекращается кипучая деятельность, направленная на усовершенствование нашего звукового кино. Можно отметить, что достигнуты весьма серьёзные результаты. Однако краткое перечисление даже важнейших этапов последующего развития советского звукового кино выходит за рамки данной статьи и является самостоятельной темой.
Кандидат технических наук Александр Андреевич Хрущёв и другие в 1948 году закончили осуществление двухзвенных усилителей и двухзвенных громкоговорителей, намного улучшающих звуковоспроизведение в кинотеатрах и превосходящих по своему качеству американскую аппаратуру. Эта работа получила высокую правительственную оценку: решением Совета Министров СССР руководитель работ А. А. Хрущёв и его сотрудники удостоены Сталинской премии.
Инженер Б. Н. Коноплёв н другие осуществили в том же 1948 году на московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» ряд научно-технических мероприятий принципиального характера, выразившихся в значительном повышении качества звукозаписи: эти работы были начаты ещё в 1936 году в Научно-исследовательском кинофотоинституте и проводились там в течение нескольких лет.
* * *
Как известно, не только решение проблемы звукового кино оказалось посильным для советской кинотехнической науки. 4 февраля 1941 года в Москве открылся первый в мире экспериментальный безочковый стереокинотеатр, оборудованный коллективом под руководством лауреата Сталинской премии изобретателя Семёна Павловича Иванова.
После Великой Отечественной войны закончен в СССР важнейший этап по освоению цветного кино, и ряд наших цветных картин превосходит иностранные не только по своему содержанию, художественному мастерству, но и по технике. Высокие правительственные награды, которых были удостоены в сентябре 1948 года наиболее выдающиеся деятели этой области киноискусства н кинотехники, подтверждают успешность и значимость осуществлённых работ.
На очереди освоение стереофонии, сущность которой состоит в том, что в кинотеатре зритель отчётливо будет ощущать направление звука. Основоположником наших работ по стереофонии является изобретатель Александр Иванович Экало, запатентовавший 10 ноября 1928 года «Способ получения звуковых записей на лентах для звучащего экрана».
Несомненно, что уже в ближайшие годы ещё более тесное переплетение радио и кино приведет к созданию новой отрасли искусства и техники, а именно — телекино, которое позволит дома смотреть кинокартины, передаваемые по радио, или же коллективно в кинотеатре видеть на экране где-то в это время происходящие события, празднества или, например, спортивные состязания.
Все изложенное отчетливо и бесспорно говорит о большом вкладе русских и советских учёных и изобретателей в дело становления, создания и развития немого и звукового кинематографа.
Данная статья по истории кинотехнической науки является лишь первым скромным шагом. Нам необходимо углубить и расширить свои исследования и распространить их и на другие области кннотехннческой науки, в первую очередь на историю цветного кино, стереокино, телекино, фотографических слоёв и материалов и т. д. Мы также не должны оставлять в стороне исследования по истории развития отдельных машин, приборов, аппаратов, устройств и материалов, применимых в современной кинематографии.
Наша обязанность — новыми достижениями и историческими исследованиями о работах наших славных предшественников вносить свой вклад в дело развития советского кино и в дело утверждения приоритета нашей великой отечественной науки.
(с) П. Тагер, 1949
OCR и подготовка текста - Albert Magnus