Драма жизни книголюба - отсутствие места для хранения книг. Мне это знакомо: книги живут в небольшом шкафу, расставленные в два ряда, один за другим. Периодически я забываю, что читала и что покупала, так что приходится менять жителей местами.
Решила я на днях в очередной раз провести эту процедуру и неожиданно выудила из самого неприметного угла книгу. Она привлекла меня тем, что я совершенно не помню историю ее появления, содержание, да и вообще не знаю, видела ли ее раньше. Возможно, она так же чужда и моим читателям, ведь никто не упомянул ее в комментариях к статье «150+ советских книг для детей».
Что ж, иду на риск. Книгу я прочитала, оценила, могу рекомендовать. Ну а если вы еще не читали, то и пользу принесу. Итак...
Н. Огнёв «Дневник Кости Рябцева»
Автор повести - советский детский писатель Михаил Розанов, творивший под псевдонимом. Книга, о которой мы сегодня говорим, является главным произведением Огнёва. Она была написана в 1927 году, а повествует о жизни одного юноши в течение 1923-24 года. То есть написана история по горячим следам очевидцем событий. Это важно.
В центре повествования - жизнь пятнадцатилетнего Кости Рябцева, рано потерявшего мать и живущего с отцом. Он учится в третьей группе второй ступени. Не имея стабильного собеседника и поверенного в личных делах, он берется вести дневник, который становится и его советчиком, и своеобразным памятником эпохи.
Прием ведения дневника очень удобен для автора,ведь, в отличие от писем, в дневнике люди пишут честно, обнажают душу, а значит, мы можем узнать характер, мысли, тревоги героя без купюр. Давайте пробежимся по «творению» Кости.
Бросается в глаза то, что в поле зрения мальчика попадает только школьная жизнь, никаких других переживаний и проблем в нем нет. Это неудивительно, ведь в 20-е годы зарождающаяся советская школа была, наверно, очень интересным местом, где совершались открытия, развязывались войны, ставились пьесы, разбирались на судах «жмания» девочек по углам - в общем, жизнь бурлила.
Главной темой на многие страницы становится внедрение новой методики обучения - Дальтон-плана.
Её суть в самостоятельности ученика и индивидуальной траектории развития (какие нудные взрослые штампы!) Классы отменяются, учителя тоже. Детям даётся задание на месяц, по истечении которого они должны сдать зачет. Они могут заниматься в лаборатории и обращаться за консультацией к шкрабу (школьному работнику, то есть учителю), а могут учить все сами. Интересная идея! Но почему-то не прижился этот дальтон в советской школе.
Другой камень преткновения - отношения со шкрабами. Дети революции хотят всеми силами изжить старые порядки, когда учителей надо было слушаться, приветствовать стоя, здороваться, уважать и бояться. Новые ученики демонстративно отстаивают свои права, отказываются подчиняться, если чувствуют малейшую несправедливость (часто мнимую), срывают уроки. И очень держатся за внешнюю атрибутику советской власти: всевозможные комитеты, собрания, диспуты, равенство. Их битвы выглядят немного забавно, но сколько же в них молодого задора и веры в правильность своих убеждений! Читаешь - и весело на душе! Как люди верили в идею, как стремились соответствовать высокому званию комсомольца! Да , в этом было много пафоса, но и много искренности тоже. И этому определённо можно позавидовать. Впрочем, и из их свободы, как мы знаем, ничего не вышло.
Сам Костя - обычный мальчишка. Среди учителей считается чуть ли не хулиганом и отстающим, среди друзей один из лидеров и предмет сердечных воздыханий нескольких девчонок сразу. Он с удовольствием включается в общественную жизнь, выполняет поручения (сначала в качестве учкома, потом как предводитель пионеров), учится по мере сил. До поры до времени он рассматривает девчат исключительно как товарищей, пока пресловутый «половой вопрос» не начинает мучить и его.
Это одни из самых неоднозначных страниц в повести. Мы как-то привыкли к табуированию темы в советской литературе. Но запреты, видимо, появились позже, а в 1927 году об этом думали и писали свободно. Например, Костя описывает «капустники», в которых не раз принимал участие. Вот вы что представляете себе, слыша это слово? Я - театральные постановки, составленные из номеров. А Костя представлял сборища молодёжи, где курили, пили и щупали девчат. Да так, что некоторым из них (например, Лине, Костиной подруге детства) потом срочно пришлось обращаться к определённому врачу и менять город. Эти сборища потом разогнали, но осадок остался.
Или вот взгляды Костиного друга Вани, который бросил школу и устроился на фабрику, чтобы помогать семье. На вопрос Кости, как на фабрике с девушками, Ваня отвечает: очень просто. Подходишь и говоришь: ты мне нравишься, будем гулять? Если она согласна, то начинаете гулять, то есть жить взрослой жизнью. Вот так просто. А как же дети? Это уже не забота Вани, да и комсомольская ячейка даст денег на операцию. И оказывается, так и происходило: девушка почти без стеснения приходила на комсомольское собрание и просила денег, ее вопрос обсуждали и чаще всего давали. Вот так просто.
После чтения моего отзыва у вас может сложиться мнение о повести как о чем-то грязноватом и поверхностном. Уверяю, это не так! «Дневник» точно достоин внимания, потому что, во-первых, ярко и наглядно показывает жизнь советских подростков начала 20-х годов, а во-вторых, интересно описывает душевные переживания мальчишки.
О чем они, в самом деле, думают в 15 лет? Может, они и правда такие неровные и проблемные? Равнодушно отвечать на признания в любви и читать любовные стихи, посвященные другой, и в то же время дорожить товарищескими отношениями с девочкой. Бороться против шкрабов и в то же время советоваться во всем с одним из них и защищать перед комиссией другую. Разрешать своим пионерам обворовать чужой сад, ввязаться в драку и в то же время ценой своего здоровья спасти маленькую узбечку от продажи богатому мужу.
Вот такой он, Костя Рябов: угловатый, неровный, вспыльчивый, одинокий и в то же время верный, принципиальный, горячий, горящий и верящий в своё дело и в коммунизм. И не испытывать к нему симпатии, наверно, не получится.
Друзья, читали эту повесть? Какие моменты вас впечатлили? Какие были неприятны? Теперь я ещё хочу почитать «Кондуит и Швамбранию» и «Республику ШКИД»: они о том же времени, интересно будет найти совпадения. А вы захотели прочитать «Дневник»? Или это уже неактуально, ведь с тех событий прошло целых 99 лет?
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк (палец вверх). Этим вы поддержите мое стремление читать больше, писать чаще и лучше.
Другие статьи на смежные темы:
Спасибо, что прочитали!