Когда я пишу эти строки в мире творится такой бардак!... До музыки ли тут?
О чём писать? Темы, которые казались уместными и интересными ушли куда-то на второй-третий-четвёртый план...
В таких случаях лично я часто прибегаю к отличному лекарству - просмотру какой-нибудь киноклассики. Только киноклассики умной, которая заставляет задуматься. Комедии Гайдая и Рязанова лучше оставть для других обстоятельств.
Среди таких фильмов особняком стоит кинолента "Сталкер", которая в настоящий момент признана шедевром во всём мире, но в России и странах бывшего СССР многие так не считают, а причисляют это произведения к унылой тягомотине. В которой весь сюжет, растянутый режиссёром почти на три часа, можно было уложить в формат короткометражного фильма.
Другие же считают этот фильм абсолютным шедевром и лучшим игровым фильмом, который был снят за время существования СССР. И именно благодаря "Сталкеру" имя режиссёра Андрея Тарковского навсегда вошло в золотой фонд мирового кинематографа.
Я не на стороне и тех и других. Считать "Сталкер" тягомотиной конечно же можно. И даже обоснованно, но...
Но что-то есть цепляющее в этом фильме. Который нельзя просто взять и посмотреть с попкорном в руке. Этот фильм не для этого. Этот фильм для души. Для внутренней медитации.
И здесь я заканчиваю рассуждения о самой киноленте (хотя непосредственно о фильме мы немного поговорим в конце материала). И переходим к тому моменту, ради которого я и пишу этот текст.
Хороший режиссёр обладает чутьём соединить в целое и сюжет и события в кадре и музыку. В случае со "Сталкером", который создавался очень мучительно, произошло настоящее волшебство. Представить себе это кино без музыки нашего великого композитора Эдуарда Артемьева будет очень сложно. Без неё "Сталкер" потеряет что-то вроде всей атмосферы фильма. Без неё ленте не будет хватать воздуха. Эта божественная музыка очень помогает в просмотре событий, которые запечатлел Тарковский на экране.
В своё время в одном из сетевых магазинов решили продавать виниловые пластинки и я на одном из стеллажей увидел диск с музыкой Артемьева из фильмов Тарковского "Зеркало" и "Сталкер".
Никаких сомнений в том - приобретать или нет данную пластинку у меня не возникало и с тех пор этот диск в моей коллекции.
Совсем немного слов об оформлении пластинки. У неё двойной конверт и на нём изображены кадры из фильмов, в которых звучит и звучит записанная на данном виниле музыка.
К сожалению фотографиями всё и ограничилось и на конверте почти никакой дополнительной информации не содержится. Зато есть фото из "Зеркала" и "Сталкера".
Музыка из "Сталкера" уместилась на одной стороне пластинки и звучит всего 17 минут (для сравнения - саундтрек из "Зеркала" почти на треть длинней).
И все эти 17 минут красной нитью в разных вариациях звучит практически одна и таже музыкальная тема. Но Артемьев сделал так, что эту музыку можно слышать практически бесконечно. Особенно под настроение.
Я выше говорил о медитации совершенно неслучайно. "Медитация" - именно так называется одна из главных частей музыкального оформления "Сталкера".
Нашему музыкальному классику удалось в этой композиции совместить казалось бы несовместимое - средневековую мелодию "Pulcherrima rosa" (посвящённую Деве Марии) и ... народную музыку Азербайджана - мугам "Баяты-Шираз", которая, возможно, имеет ещё более раннее происхождение.
"Pulcherrima rosa" звучит в фильме в виде соло на флейте. А в оригинале её можно услышать как в этом ролике:
Конкретно данное соло на флейте в музыке "Сталкера" исполняет не менее выдающийся советский композитор и исполнитель Владимир Мартынов (музыку из "Шкатулки с секретом" или "На задней парте" помните?).
Но сквозной нитью "Медитации" стал мугам "Баяты-Шираз". Артемьев добавил в неё отдалённые звуки дутара, который звучит здесь так необычно, что напоминает отдалённо объявления таинственного диктора на заброшенном железнодорожном вокзале, откуда герои фильма начинают своё путешествие в Зону.
"Баяты-Шираз" - это и есть та самая "душа" музыки и фильма Тарковского. Артемьев, как музыкальный гений, просто ювелирно использовал эту древнюю азербайджанскую мелодию и соединил её с импровизацией на флейте на тему "Pulcherrima rosa". Мелодии отлично дополняют друг друга.
И если вы до сего момента не знаете как звучит оригинальный мугам "Баяты-Шираз", то отложите все дела и просто получите удовольствие от этой волшебной музыки (кульминация звучит на 2 мин. 07 сек.):
Я думаю, что после прослушивания первоисточника ни у кого не должно возникать вопросов почему "Медитация" Артемьева в "Сталкере" настолько завораживает.
... Фильм Тарковского создавался очень трудно и первый вариант был потерян при проявке. Несколько раз переписывался сценарий фильма... Да что там говорить - информации об истории создания и т.д. подробно можно, при желании, найти в интернете...
===
Нет уже с нами большинства актёров, которые снялись в этом Кино.
Давно ушёл из жизни Тарковский...
Долгие лета и Алисе Бруновне и Эдуарду Николаевичу! Спасибо всем им за созданное волшебство, которое периодически тянет пересматривать. Признаюсь, что недавно я посмотрел этот фильм раз в пятый наверное. Посмотрите и вы. Особенно сейчас это может быть нужно...
И слушайте Музыку.