Найти тему
Библио-лаборатория

"Бессмертные" - медицинская антиутопия Джеймса Ганна, или к чему приводят мечты о "волшебной таблетке"

К теме медицины и бессмертия писатели-фантасты обращаются, пожалуй, буквально с момента появления современной фантастики как жанра, а возможно, и с куда более ранних времен. О чем, в конечном итоге, писала Шелли в «Франкенштейне», как не о попытках достичь бессмертия научным путем вместо поста и молитвы?

Название романа американского фантаста Джеймса Ганна «Бессмертные» говорит само за себя. Книга, состоящая из пяти (изначально — из четырех) связанных сквозной идеей повестей описывает вымышленное будущее «медицинского апокалипсиса», в которой медицинские учреждения, встав перед неразрешимым с этической точки зрения выбором «кого лечить, если всех вылечить невозможно?», сливаются с политической (а, значит, и финансовой) элитой в странном гибриде феодального строя и фашизма. В качестве катализатора происходящего, Ганн вводит в этот мир Картрайтов — небольшую семью бессмертных мутантов, из чьей крови можно сделать некую вытяжку-»эликсир», продлевающую жизнь, а главное — молодость тем, кто готов за это заплатить.

Прежде чем начать кричать «что за чушь» или «я так и знал!» тут надо принять во внимание, что роман этот — сугубо американское явление. Он написан под явным впечатлением от именно американской системы здравоохранения, которая заметно отличается от нашей и даже вообще европейской. Лучше она или хуже — другой вопрос и обсуждать его я в этой статье не намерен (и в комментариях не советую). Подозреваю, что пламенным борцам с БигФармой эта книга придется очень по душе, поскольку поверхностное ее прочтение создает ощущение именно антимедицинского памфлета.

-2

На самом же деле книга совсем о другом, и введение такого фантдопущения, как «кровь Картрайтов» очень важно для понимания ее глубинных смыслов. Автор никоим образом не призывает отказаться от современной медицины, поскольку она якобы «превратилась в бизнес» (хотя последнее утверждение отчасти и справедливо, особенно в отношении США). Вместо этого Ганн хочет напомнить нам, что медицина не может «превратиться» во что-то сама по себе - это именно мы делаем ее такой, какой видим. Не обладая элементарными и фажнейшими познаниями о принципах здоровой жизни, люди ведут саморазрушительный образ жизни, а медиков воспринимают исключительно как «волшебников в голубом вертолете», которые в случае чего прилетят и дадут «волшебную таблетку» от всего.

«Голубчик, у вас печень ни к черту, завязывайте со спиртным и салом, вам так больше нельзя»
«Доктор, не учите меня жить, просто дайте таблетку, чтоб не болело и стало как раньше, и я пойду».

И вот Ганн дает в руки своих персонажей такую таблетку — кровь бессмертных. И с хирургической точностью препарируют последствия появления такого препарата в современном обществе: доступ к «эликсиру» моментально захватят «сильные мира всего», и пойдут на любые — абсолютно любые — меры для того, чтобы «источник вечной жизни» никогда не стал общественным достоянием.

Собственно весь тщательно продуманный социально-медицинский кошмар Ганну нужен именно для того, чтобы «оттенить» главный вопрос: чем станет индивидуальное бессмертие для современной цивилизации: благом или дорогой в ад? Идеальная «волшебная таблетка», излечивающая любого человека от всего, даже от смерти - заманчиво, правда? Но, наверное, не просто так практически в любой религии вечную жизнь надо было заслужить. Заслуживаем ли мы?

-3

Отходя чуть в сторону от содержания самого романа хочу немного рассказать о его уникальной судьбе. Впервые повести о бессмертных были объединены Ганном в роман в 1962 году (а написаны еще раньше). Потом по ним был снят телесериал, по которому сам же Ганн написал… новеллизацию, заметно расходившуюся сюжетно с первоначальной книгой — уникальный случай. Но еще уникальнее то, что в 2004 году Ганн полностью переписал роман, приведя его в соответствие с современными достижениями науки (и даже с ценами на лекарства — вот что такое внимание к деталям!), плюс добавил еще одну часть, чтобы заполнить «провал» в сюжете. На момент выхода новой версии Ганну был 81 год! И писать он продолжал до самой смерти в 97 лет. Впору заподозрить, что он сам приходится троюродным родственником Картрайту...