Найти тему

Крейсер «Варяг» - образец царской пропаганды, трагедия обречённая на бессмертие, что ни как не умаляет подвига русских моряков.

Интересуешься историей, зачитываешься книгами про подвиги героев, вдыхаешь в себя их славу, гордишься, но при детальном рассмотрении и с получением более подробной информации, оказывается, да, был подвиг, но, и это "но" приводит к определённого рода размышлениям, а зачастую, и ксомнениям.

В военной истории человеческой цивилизации много событий, которые в результате пиара и государственной пропаганды, становятся предметом гордости и поклонения.

Бой у Чемульпо крейсера «Варяг» с японской эскадрой один из таких тому примеров.

Крейсер "Варяг". Картинка взята из открытых источников интернета.
Крейсер "Варяг". Картинка взята из открытых источников интернета.

«Варя́г»бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 годах. Участник боя у Чемульпо (1904). Своё название новый корабль получил от корвета «Варяг», входившего в состав Атлантической эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского, посетившей США в сентябре 1863 года. Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Варяг_(бронепалубный_крейсер).

Крейсер "Варяг" и Канонерская лодка "Кореец". Картинка взята из открытых источников интернета.
Крейсер "Варяг" и Канонерская лодка "Кореец". Картинка взята из открытых источников интернета.

Строился корабль в Филадельфии, в 1901 году вступил в строй. В учебниках по истории подавался, как самый быстроходный и мощный крейсер своего времени.

Но, если покопаться в интернете, то с удивлением можно обнаружить тот факт, что неудачная конструкция котлов, ряд дефектов, допущенных при строительстве, и самое главное, слабая ремонтная база для кораблей российского флота привели к тому, что «Варяг» уже через несколько лет эксплуотации, от заявленных 23 узлов, мог развивать только 14. А это сводило на нет все его преимущества.

«В  издании «Краснознаменный Тихоокеанский флот», в авторский коллектив которого входили, по крайней мере, два адмирала: С.Е. Захаров как руководитель и М.Н. Захаров как один из авторов — в главе «Подвиг Варяга» ясно и отчетливо сказано, что скорость хода «новейшего» крейсера «достигала 17 узлов». Источник информации: https://military.wikireading.ru/72350

Борта «Варяга» не давали никакой защиты от снарядов, а орудия на палубе не были прикрыты даже броневыми щитами.

Но «всего хуже», была полная незащищенность всех его шести надводных торпедных аппаратов.

Хотя крейсер, по всем характеристикам, превосходил любой из двенадцати, участвовавших в русско-японской войне, японских легких крейсеров.

Канонерская лодка "Кореец". Картинка взята из открытых источников интернета.
Канонерская лодка "Кореец". Картинка взята из открытых источников интернета.

От Кронштадта до Порт-Артура корабль добирался с великим трудом, частые поломки в машинном отделении стоили здоровья нескольким членам экипажа.

Все же 25 февраля 1902 года «Варяг» бросил якорь на внешнем рейде Порт-Артура. 1902, и 1903 годы «Варяг» провел, в так называемом вооруженном резерве, из-за бесконечных ремонтных работ.

Спуск на воду крейсера "Варяг". Картинка взята из источника: https://zen.yandex.ua/media/id/5c0334fc2c5a9503d91b2002/fotografii-kreisera-variag.
Спуск на воду крейсера "Варяг". Картинка взята из источника: https://zen.yandex.ua/media/id/5c0334fc2c5a9503d91b2002/fotografii-kreisera-variag.

Замечу, что война между японией и царской Россией, велась не в интересах нрода нашей страны, а была очередной борьбой за передел сфер влияния и финансовые потоки, наполнявшие карманы олигархов той поры золотом.

Бездарность политического и военного руководства страны сделала наши корабли в Чемульпо заложниками ситуации.

Носовое 152 мм орудие системы Кане. Картинка взята из источника: https://zen.yandex.ua/media/id/5c0334fc2c5a9503d91b2002/fotografii-kreisera-variag.
Носовое 152 мм орудие системы Кане. Картинка взята из источника: https://zen.yandex.ua/media/id/5c0334fc2c5a9503d91b2002/fotografii-kreisera-variag.

Личность командира "Варяга" Всеволода Федоровича Руднева.

Он родился 19 августа 1855 года в семье потомственного моряка, героя русско-турецкой войны 1828-1829 годов, капитана 1-го ранга Федора Николаевича Руднева. А морской род Рудневых ведет свое начало от матроса Семена Руднева, который отличился еще в 1696 году под Азовом.

Именно там он получил лично из рук императора Петра Первого чин офицера.

Капитан 1 ранга Руднев с группой офицеров. Картинка взята из источника: http://vu2020.hosting1.wildpark.net/images/Admirali/GI/Denisiv%20IS%203.jpg.
Капитан 1 ранга Руднев с группой офицеров. Картинка взята из источника: http://vu2020.hosting1.wildpark.net/images/Admirali/GI/Denisiv%20IS%203.jpg.

И так 1905 год. Война. Руднев получает ультиматум от японского командования на сдачу кораблей и затем плен.

Не смотря на маловнятные инструкции от российского наместника? не покидать порт и не мешать высадке японского десанта, командир принял решение идти на прорыв. Возможно, даже при 13 - 20 узлах ему и удалось бы вырваться, но более тихоходный "Кореец" не оставлял таких шанцев.

Итог боя с превосходящими силами противника, если в качестве информации не опираться на художественный фильм "Крейскр Варяг" таков:

Погибли один офицер граф Нирод и 38 нижних чинов из команды в 560 человек.

В бою экипаж "Варяга" не истратил все свои боеприпасы.

Японские корабли не получили критических повреждений, и не один из них не был потоплен. Японская артиллерия, практически вдвое превосходила по дальности стрельбы, возможности наших кораблей. И сделать с этим нельзя было ничего.

Возникает мысль о том, что формально, перед затомплением, русские должны были дать бой.

Сражаясь с эскадрой противника "Варяг" не получил катострофических повреждений, и не утратил своих мореходных качеств, что выяснилось после подьема его японцами.

"Варяг" был затоплен на мелководье на небольшой глубине. Хотя вначале Руднев хотел взорвать "Варяг", но англичане и французы в этом случае отказывались взять на борт команду.

В последствии, он был быстро поднят и введен в состав ВМФ Японии.

Корабль Варяг 1905. Картинка взята из источника: https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/485/content/Фото-04.jpg.
Корабль Варяг 1905. Картинка взята из источника: https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/485/content/Фото-04.jpg.

В целом, рапорт Руднева о результатах боя, что в последствии, подтвердлось документально, сильно отличался от реальностьи.

Может поэтому многие офицеры не искали общения со своим командиром и даже не здоровались с ним за то, что он на следствии говорил неправду.

Командир крейсера Варяг в 1904 г. Картинка взята из источника: https://www.culture.ru/storage/images/f1885a58-fe53-5fe1-abe3-3c35812cd2e9.
Командир крейсера Варяг в 1904 г. Картинка взята из источника: https://www.culture.ru/storage/images/f1885a58-fe53-5fe1-abe3-3c35812cd2e9.

Не известно, как бы отнеслась следственная комиссия к такому приказу командиру корабля, но стране нужны были герои. Руднева потом списали, не смотря на оказанный официальный триумф.

В 1911 г. историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе выпустила очередной том документов, где были опубликованы материалы о бое при Чемульпо. До 1922 г. документы хранились с грифом "Не подлежит оглашению".

Экипаж крейсера "Варяг". Картинка взята из источника: https://www.aksay-museum.ru/upload/medialibrary/75e/75ee506469f5488e3e4128f2dc976d74.jpg.
Экипаж крейсера "Варяг". Картинка взята из источника: https://www.aksay-museum.ru/upload/medialibrary/75e/75ee506469f5488e3e4128f2dc976d74.jpg.

Ни кто не в праве требовать героизма от людей, моряки сделали свое дело и не посрамили русского - иперского флага. Но придумывать героизм ради пропаганды, это все же не хорошо по отношению к настоящим героям.