Сталин пусть и был жестоким диктатором, но страну на ноги поставил, провел индустриализацию, отдал распоряжения о строительстве грандиознейших объектов, которые, по задумке, должны были стать основной промышленности грядущего коммунистического общества. Пик строек пришелся на 30-е годы, хотя и после войны не останавливались работы по обеспечению лучшей жизни для советских граждан. Давайте вспомним, чем рабочие порадовали страну в 30-е годы минувшего столетия!
1. Днепрогэс. Судоходство на Днепре всегда было проблемным. Проекты поднятия уровня воды в реке были еще у Екатерины II, но реально до дела дошли только большевики. Впрочем, не в судоходстве проблема – нужно было в срочном порядке электрифицировать страну, а электростанций не хватало катастрофически. Сам проект Днепрогэса родился еще в 1920 году, но за работу взялись в 1923 г. – подготовительные мероприятия заняли довольно много времени, возникла масса попутных сложностей.
В итоге полноценно Днепрострой стартовал лишь в мае 1927 г., а окончен был лишь к 1938 г., да и то далеко не в полном объеме. Результат впечатляет – большая часть Украины «запиталась» от станции, вода поднялась на 50 метров, скрыв пороги и открыв сквозное судоходство на реке (попутно похоронив несколько важных археологических объектов, связанных с князем Святославом Игоревичем). Сколько народа полегло на стройке – история умалчивает.
2. Беломорканал. В СССР остро стояла проблема создания эффективных путей сообщения, в том числе, водных. Грузов перевозилось огромное количество, а дорог не хватало. Решили соединить Онежское озеро с Белым морем, чтобы обеспечить выход к Балтике и облегчить продвижение судов к Волжским путям сообщения.
Времени работа заняла всего два года – с 1931 по 1933, причем, абсолютное большинство рабочих были заключенными, осужденными как по уголовным, так и по политическим статьям. До сих пор в криминальном мире слово «Беломорканал» ассоциируется с муками и смертью…
3. БАМ. Она же Байкало-Амурская магистраль, один из самых сложных в истории железнодорожных объектов. Проект по созданию этой линии был еще в царское время, но даже Сталин озаботился строительством только в 30-е гг.
В 1938 году стартовали работы, привлекли к трудам праведным советскую молодежь, которая поездку на БАМ воспринимала как романтический подвиг, не обошлось и без заключенных. Ходила в СССР поговорка, что на каждую сотню метров магистрали приходится по одному погибшему. Возможно, не так это и далеко от истины.
4. Московское метро. Столица большая, транспортный поток огромный, а люди не имеют полноценных путей сообщения. Решили большевики облегчить народную участь и в 1931 году приняли решение о строительстве метрополитена. Работа закипела в ноябре того же года – начали строить опытную линию в районе Русаковской улицы.
С 1933 года стройка пошла полным ходом, а открыли первую очередь уже в 1935 г. – ударные темпы! В работах принимали участие десятки тысяч человек, главным образом, комсомольцы, вызвавшиеся добровольцами (за зарплату, разумеется), не обошлось и без труда заключенных. Удивительно, но каких-то колоссальных жертв на этом объекте не было, несмотря на ударные темпы и пренебрежение техникой безопасности.
Примечательно, что эти и многие другие плоды труда советских граждан 30-х годов до сих пор функционируют, принося неоценимую пользу народу нашей страны и прочим государствам постсоветского пространства. Да, не обходилось без жертв, рабочие терпели лишения и невзгоды, но не напрасные. Если бы не их подвиг, то не жили бы мы сейчас в таком развитом мире с обилием электростанций и полноценными путями сообщения!
Источники:
https://russian7.ru/post/velikie-stroyki-sovetskogo-soyuza/
http://newsruss.ru/doc/index.php/Строительство_в_СССР_в_1930-х_годах
https://aftershock.news/?q=node/410360&full
http://kvistrel.su/news/socialisticheskoe_stroitelstvo_v_sssr_v_20_30_e_gody_xx_v/2017-10-04-7239