Найк Борзов: "Я - маленькая лошадка, но стою очень много денег. И я везу свою большую повозку с того - на этот берег."
В Екатеринбурге на авторынке мы купили маленькую красненькую машинку и поехали на ней вниз, с Уральских гор. Но в отличии от песни Борзова, на своей "лошадке" мы не везли ко***ин. Сзади в салоне сидели наши дети, и за их креслами ещё был плоский багажник под стеклянной дверцей, в багажнике разместились вещи, палатка. Наша "лошадка" сперва была названа детьми: "Ка-ка-ка". Производное от "Ока", как "Ока".
Но поскольку из динамика радио в машине частенько наигрывали песню Борзова, то "Ка-ка-ка" сразу же стала "лошадкой". Надо сказать, что после покупки, как только отъехала от авторынка, наша машинка задымилась. Оказалось, сломался вентилятор охлаждения двигателя. И сутки она пробыла на техосмотре и в ремонте. По мелочи её подготовили в долгий путь - три тысячи километров. Нам захотелось совершить семейный переезд не как обычно, на поезде, а на машине. У "Оки" обзорные лобовые стёкла, плавно переходящие в крышу. Они как бы компенсируют маленький объем салона. И у передних сидений есть свои плюсы - пространство, куда можно вытянуть ноги. У меня в ногах стояла корзина и сумка с продуктами на дальнюю дорогу. Мы иногда даже не останавливаясь, перекусывали на ходу. На перекус в долгой дороге тратится очень много времени, лучше его проводить в пути, перекус это лишние сто километров.
В дороге с детьми - то поесть, то попить, то выйти надо остановиться. И это тебе не в городе, где без стеснения можно отвернуться в кустики, тебя никто не знает. В лесу все иначе. Дети забегают в чащобу, как Рейчел в фильме "Война миров", подальше, чтобы папа не видел. А там, в кустах, по речке трупы проплывают.
Малыш прибегает взволнованный: "А я на жень-шень пописал!" Где? Куда? Идёшь в это место. Действительно, стоит красная ягода на высокой ножке и рядом с нею грибы. Он писал на лисички. Слава богу, ягоду не съел!
И тут уже в машине объясняешь, что лисички это не те - с хитрым носом, хвостом и глазами, это ещё и грибы таки рыжие. На трассе стоят с грибами, с вёдрами. Ягоды в баллонах, вёдра с лесной черникой. Но куда тебе всё это? Ехать двое-трое суток с остановками на ночлег. И бесценное лесное сокровище пропадает, оставаясь вдали, на трассе Екатеринбурга.
Мы углубляемся в озёрный край, через Миасс. Сворачиваем, где Тюбук, чтобы не делать крюк через Челябинск, а сразу выйти на М-5. Проезжаем Большие Касли, меж двух озёр, дорога сквозь две большие лужи. И дальше озёра, озёра. Кыштым, Карабаш... Уф! Марсианские территории. Двадцать лет назад они еще не были в берёзовых порослях, это страшно! Сплошные отвалы выработки, рыжие, серые, красноватые земли и заводи. Где мы, куда попали? Но дорога по карте точно проходит не по заповедным местам, и она нас вывезет! Останавливаемся мы только на М-5, когда видим озеро Песчаное, где стоят фуры, легковушки, люди купаются.
Вот тут, в надвигающихся сумерках, на закате солнца, мы присели перекусить и искупаться. Природа благоволила, вода в озере в августе тёплая. Хотелось остаться, выставить палатку и заночевать. Но испугали комары, согнали с места.
И вот мы уже на трассе, в полнейшей темноте. Папе нашему не хватает света фар, он плохо видит в сумерках для того, чтобы ехать ночью. Опасается уснуть за рулём. Решается только на то, чтобы держаться за грузовиком спереди, за его красными габаритными огнями и монотонно "дышать ему в хвост". Пристраиваемся, едем. Муж постоянно напоминает: надо выбрать место для ночлега. Нас подвигает на быстрое решение непогода. Разыгрался ветер. На трассе замечаем стоянку фур, прижимаемся на стоянку, в кромешной темноте раскрываем палатку, втыкая штыри в землю. Дети и я в палатке. Муж спит в машине. Утром просыпаемся, ураган стих. Прямо над нашей палаткой, над головами, где мы спали - стела "Европа - Азия". Вот это да! Выбрали в темноте место для ночлега!
"Я - маленькая лошадка, и мне живётся не сладко. Мне трудно нести свою ношу - настанет день и я её сброшу."
Дальше по трассе только спуск.
Много городов и километров мягкой плавной трассы вниз, с Уральских гор. Не везёт тому, кто подымается в гору. Мы летим вниз. На табло у машинки светится индикатор тормозов.
- У нас не работают тормоза?
- У нас работают тормоза.
- Нам надо было все починить ещё до отъезда.
- Починим, когда доедем.
Как интересно, спускаться с гор, имея проблемы с тормозами, или тормозной жидкостью, или с тормозными колодками, или... Ничего не случилось.
Проехали: Златоуст, Сатка, Бакал, Юрюзань. Над городком Сим пролетаем, как запрограммированный коптер. Это не затерянные, забытые богом места. Везде свои заводы, бывшие секретные предприятия, не лёгенькая промышленность. В Башкирии дороги ровные, иногда попадаются высокие курганы. По обочинам трассы продают башкирский мёд. А в Юрюзани вдоль дороги продавали мини-холодильники, автомобильные холодильники, холодильники-сумки.
Вторую ночевку в палатке мы решаем устроить уже под Самарой. Дальше степи, левый берег Волги, он оживлён. Там много посёлков, дач, садовых участков. Вдоль дороги вешала с копченой и вяленой рыбой. У рыбы развернуто брюхо, вставлены распорки, рыба пахнет ароматно, её берут все неместные. Из Энгельса переправляемся по мосту в Саратов.
Посередине реки остров, там насыпной пляж. Под мостом парусная регата. Чайки над головой, под нами крылья белых парусов. Детям такое в диковинку. По мосту ходит городской троллейбус. Берег левый низкий, берег правый высокий. На правом берегу в сорока минутах езды от Волги, в Саратове живёт моя тётя. (Как у Грибоедова, "Чацкий". Это классика жанра.) К тёте заезжаем на пару часов передохнуть, выпить чаю. Тётя в шоке, она суетится. После отъезда дети потом долго спрашивали: "А она (тётя Валя) такая хорошая! Почему она не живёт с нами? Она не официанткой работала?" Нет, у тёти торговое образование. Она всю жизнь проработала директором магазина. Но по натуре она педагог. Она с присказками, с прибаутками накрывала на стол так, что детям безумно понравилась. После войны, когда тётя окончила школу, в педагогическом техникуме надо было отучиться три года, а в торговом два. Поэтому выбрали "кулинарный "техникум, сытный, товаровед продовольственных товаров.
Те же, кто жил по-богаче, где в семьях не было по восемь детей, пошли учиться на товароведов промышленных товаров. Вот и вся сказка. А в душе ты - педагог! Хоть уже и на пенсии. И дети это отлично чувствуют.
От Саратова до Курска день пути. После непривычного сидения за рулём все сильнее водителю хочется спать, отоспаться! В дороге муж пытается грызть семечки из маленького кулёчка, это не даёт ему задремать за рулём. Ведь даже монотонные разговоры с попутчиком рядом и музыка из радио усыпляют. За десять километров до пункта назначения, папа наш не выдерживает. Он расстелил покрывало прямо у машины в траве и проспал часа полтора под ярким солнцем. Мы с детьми сходили за мёдом на пасеку. Курский край потому и соловьиный, он с весны до осени в зелёной загущенности, лиственные толстоствольные деревья возле трассы. Травы! Вдоль дорог всё зелёное! Соловьи по весне поют даже в центре города.
По приезде мы сразу бежим к бабушке на дачу! Занимаемся огородом. А муж проехал с детьми на авторынок, узнать цены на автомобили. Мы ещё не успели сварганить обед, как видим через штакетник забора: он и дети возвращаются, пешком.
- А я машину продал!
- Как?
- Ну, вот так получилось!
Через месяц мы спускались с Уральских гор уже на другой машине, без детей, которые остались у бабушки. По знакомой трассе, перевозя в ней уже свои вещи.
"Мне хочется плакать, мне хочется смеяться. Мне хочется прыгать, валяться и брыкаться. Чтобы были друзья или хотя бы один, но я работаю как вол...я люблю слушать песни и костра нюхать дым."
#найк борзов #лошадка #путешествие #семейная история #Уральские горы #на машине по россии