Президент Украины, который нашел возможность принять участие в Мюнхенской конференции по безопасности, несмотря на сложную обстановку в собственном государстве, вновь огорошил мировую общественность громкими заявлениями. Вот только похоже, что при подготовке к выступлению Владимиру Зеленскому забыли дать почитать документ, на который он ссылается.
Бывший КВНщик заявил, что инициирует консультации в рамках Будапештского меморандума. И если Украина не получит гарантий безопасности (ни у кого не слизал требование, ага), то, значит, меморандум не работает, и все пакетные соглашения 1994 года попадают под сомнение.
Особое внимание следует обратить на последнюю фразу. Помимо пресловутого Будапештского меморандума в 1994 году Украина еще успела войти в Договор о нераспространении ядерного оружия, а также подписать дополнение к нему, носящее название «Лиссабонский протокол».
Именно по этому протоколу, а вовсе не по Будапештскому меморандуму Украина отказалась от ядерных вооружений и средств их доставки. В обмен она получила солидную денежную компенсацию от США и топливо для своих АЭС от России.
Фактически Зеленский открытым текстом пригрозил, что Украина может начать разработку ядерного оружия, если ей не предоставят гарантии безопасности.
Оставим в стороне научно-технический потенциал Незалежной. В конце концов с Киева станется собрать так называемую «грязную бомбу», в которой радиоактивные материалы играют роль загрязнителя окружающей среды, а не взрывчатого вещества.
Но что будут делать США и Россия, если Украина откажется от всех перечисленных документов? А именно то, чего обязались не делать по Будапештскому меморандуму. В первую очередь — по его третьему пункту.
«Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода».
В переводе на более привычный язык — это санкции. Это отказ продавать Украине что-либо и покупать у нее любые товары. Это перекрытие магистральных газопроводов, заморозка счетов, арест имущества. Это весь комплекс мер, которыми можно заставить Киев признать, «что люди ходят на руках и люди ходят на боках».
Вот только разработка любого оружия требует времени и средств. А запасов газа в украинских ПГХ, в соответствии с информацией от «Газпрома», всего 10,6 млрд кубометров. Это на 4,7 млрд меньше, чем было, когда в апреле прошлого года начали формироваться запасы на зиму. Украина уже давно и глубоко запустила руки в газовые резервы, а до конца отопительного сезона еще месяц-полтора.
В общем, складывается впечатление, что нынешние руководители Украины так и не удосужились прочитать документы, которыми козыряют. Впрочем, судя по регулярным призывам к России выполнять Минские соглашения, читать — это в целом не та деятельность, которой хотел бы заниматься Зеленский и его окружение. Не читатель, видимо. Писатель. Вот только украинцам от этого не легче.
А как вы считаете, хватит России экономических мер приведения соседей в чувство?
________________________