Найти тему

Дизорфография в логопедии: виды, диагностика и профилактика

Оглавление

Дизорфография – это стойкое нарушение способности применять орфографические правила на письме на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Дизорфография может проявляться как самостоятельное расстройство, так и в структуре такого сложного дефекта как ОНР, а также в сочетании с нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией).

У младших школьников с дизорфографией наблюдается несформированность ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также нарушение концентрации внимания, трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий.

При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.

Многие педагоги в школе ошибочно воспринимают это как врожденную безграмотность ребенка, но уже давно понятно, что такого явления, как врожденная безграмотность, не существует. Поэтому к таким детям нужно относиться со всем вниманием и выяснять причины такого состояния.

Данное нарушение выявляется в ходе диагностики устной и письменной речи, а также анализа рабочих тетрадей ребенка. Наряду с дислексией и дисграфией, оно относится к нарушениям письменной речи. Как правило, выявляется оно к концу 2 или началу 3 класса, когда ученики начинают изучать и применять грамматические правила. При этом стоит отметить, что ученики, у которых присутствует дизорфография, не только делают орфографические ошибки, но и не видят их, а также не могут их исправить.

Основные причины дизорфографии

К основным негативным факторам, которые так или иначе влияют на развитие дизорфографии, можно отнести:

  • Нарушения устной и письменной речи. У детей с данным нарушением в дошкольный период часто встречается стертая дизартрия или функциональная дислалия. Когда ребенок приходит в первый класс, у него, как правило, наблюдается ОНР – общее недоразвитие речи.
  • В группу риска входят часто болеющие дети, а также те, у кого диагностировано резидуально-органическое поражение центральной нервной системы.
  • Ребенок может элементарно не быть готовым к школьному обучению (как физически, так и эмоционально). Дети с ослабленной психосоматикой, раннее поступление в школу (раньше 7 лет), а также педагогическая запущенность – все это может привести к развитию данного нарушения.
  • Негативные факторы в период вынашивания плода, а также в родовой и постнатальный период. К таким факторам относят: тяжелое течение беременности, гипоксия плода, травмы плода во время родов, соматические заболевания, а также инфекционные заболевания, перенесенные в первый год жизни (менингит, энцефалит и т.д.).
-2

Виды дизорфографии

Существует определенная классификация данного нарушения, которая, в том числе, зависит от количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм). Исходя из этого, выделяют легкую (15-20% ошибок в письменной работе), среднюю (20-30% ошибок) и тяжелую (30-50% ошибок) степень.

Если принимать во внимание лингвистический подход, то выделяются следующие виды дизорфографии:

  • Морфологическая. Школьник совершает значительное количество орфографических ошибок при выполнении письменных работ.
  • Синтаксическая. Присутствуют неспособность к овладению синтаксическими правилами (в частности, пунктуацией).
  • Смешанная. В этом случае ребенок допускает как орфографические, так и синтаксические ошибки.
-3

Симптомы нарушения

Стойкие ошибки на письме приводят к серьезным проблемам в школе и неуспеваемости по многим предметам. Преодоление этого нарушения важно не только с точки зрения улучшения оценок, но и для нормального будущего ребенка, его положения в социуме и поиска профессии.

К основным симптомам дизорфографии относятся:

  • Грамматические ошибки, которые характеризуются повторяемостью и стойкостью. Ребенок испытывает сложности в усвоении терминологии, он не может понять, что такое слог, звук, слово, глагол и т.д.
  • Такие дети часто старательно учат правила родного языка, но когда их просишь пересказать правило своими словами, то они испытывают серьезные трудности. Не менее серьезные проблемы у них с применением этих правил на письме. Из этого можно сделать вывод, что они учат правила, но не могут понять их смысл.
  • Неумение выделить части слова: приставку, корень, суффикс, окончание.
  • У таких детей ограниченный лексический запас, поэтому им трудно подобрать однокоренные слова для проверки слов.
  • Неверное написание окончаний слов.
  • Неумение пересказывать содержимое, обобщать изученный материал, делать выводы.
-4

Диагностика

Выявлением таких детей занимается штатный логопед при общеобразовательном учреждении. Проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Специалист оценивает понимание речи ребенком, уровень владения грамматическими нормами и связной речью, сформированность звукопроизношения, а также фактический объем словарного запаса.

-5

Проверяется наличие ошибок на письме, их тип и степень тяжести нарушения (исходя из расчета общего количества грамматических ошибок).

Как проводится коррекция?

Работа по преодолению дизорфографии проводится комплексно. В коррекции участвует не только логопед, но и нейропсихолог, потому что в основе данного нарушения лежит недоразвитие психических процессов.

Логопедические занятия направлены на помощь в овладении традиционными и морфологическими нормами орфографии. Проводится работа над словообразованием, расширением лексического запаса школьника, развитием синтаксических представлений и т.д.

Помимо этого, важно развивать зрительную и речеслуховую память, внимание и другие когнитивные функции.

-6

Профилактика дизорфографии

Предупреждение развития дизорфографии – это задача, которая ложится на плечи не только педагогов, но и родителей ребенка. Они должны создать в семье наиболее благоприятную атмосферу, в которой ребенок будет полноценно развиваться. Он должен чувствовать себя в гармонии – только так он сможет развиваться физически и эмоционально.

Если у ребенка есть какие-то дефекты речи или пробелы в речевой сфере, то не нужно их игнорировать. Важно, чтобы они были устранены еще в дошкольный период. Если запустить ситуацию, то в процессе обучения (по мере усложнения школьной программы) у ребенка будут развиваться нарушения письменной речи.