Найти тему
Юрий Васьков

ТАКИМИ МУЖИКАМИ ДЕРЖИТСЯ РОССИЯ, ч. 1.

Пётр Николаевич Мамин
Пётр Николаевич Мамин

Пётр Николаевич Мамин родился 23 августа 1909 года. День рождения всегда отмечал в день открытия охоты на уток. Он был старшим сыном в семье. Кроме него были Тихон и Анастасия. Отец Петра – Николай Иванович, погиб на фронте Первой Мировой Войны в 1914 году. Оставшись в 5-летнем возрасте без отца, и будучи старшим ребенком, он с раннего детства взял на себя тяжелую ношу главы семьи. И надо сказать, что пронес он это бремя через всю свою долгую жизнь с честью и сделал это как мало кто бы смог. После тяжелых военных лет пришло время лихолетья гражданской войны. Его мать – Мария, умерла в ходе тех страшных лет по дороге из Камышлова в Никольское. И вот на не окрепших плечах Петра остались маленькие Тихон и Настасья.

Родственники, которые в годы первой мировой войны помогали семье Николая, в ходе гражданской войны были подвергнуты гонениям. Дядя - брат Петиного отца, отступал на поезде на восток с белочехами (а иначе его ждала бы неминуемая гибель) и увозил с собой, что мог – ларец с ценностями. Петру же он со словами: «Держись Петро, теперь ты за главного», оставил подводу с лошадью. Подводу эту, к слову, почти сразу экспроприировали красноармейцы. Несмотря на все невзгоды, он смог выстоять и поднять на ноги младших брата и сестру. Позднее Тихон переехал жить в Челябинск, где обзавелся семьей. А Настасья, какое-то время прожив в Арамиле - пригороде Свердловска, вернулась домой – в Никольское и до конца своих дней была благодарна Петру, за то, что он сберег и поднял на ноги в тяжелое время.

Сретенская церковь в селе Никольском
Сретенская церковь в селе Никольском

С приходом к власти коммунистов, молодой Петр, как всегда, не унывая, с пониманием и энтузиазмом берется за «строительство нового мира». Он активно участвует в коллективизации. Принимает участие в развенчивании Церкви. В общем, являет собой продукт своего времени и всеми силами старается сохранить жизни своих младших брата и сестры.

Любопытный факт: собор в селе Никольском был построен при финансовой поддержке семьи Маминых, о чем свидетельствует соответствующая надпись под ликом Николая Чудотворца на стене храма. А спустя сто лет молодой Петр принимает участие в сбрасывании крестов с церквей. И не нам его судить – такие времена.

С ранних лет Петр Николаевич проявляет стойкость и твердость характера. В 30-е годы Петр влюбляется и берет себе в жены Порошину Василису Сазоновну. Василиса – дочь белогвардейца Порошина Сазона Трофимовича, чья семья была раскулачена и переселена из каменного дома села Порошина в Никольское в деревянный дом по улице Набережной № 27.

Для того чтобы жить одним хозяйством с новой семьей, Петр принимает решение переехать поближе к тёще. Он ставит новый сруб не в центральной части деревни, где испокон веков жили семьи Маминых (была даже целая улица Маминых), а сплавляет его частями по реке в весеннее водополье в «кокуй» на улицу Набережную № 29. С того времени в собственности Петра Николаевича оказывается 1 гектар земли в черте села. Причем сюда входит покос; водоем, который Петр Николаевич уже в пору совхоза «Прибрежного» углубил; пахотных угодий соток 40 и дворовые постройки на два дома. Надо отметить, что это не было какой-то барщиной. Каждый клочок земли возделывался по максимуму, чтобы прокормить семью.

Поставив дом на фундамент, и заведя его под крышу, Петр Николаевич в 1939 году уходит на кадровую службу в ряды Красной Армии по призыву. С 1939 по 1945 Петр Николаевич прошел две войны – и это отдельная глава из жизни моего деда. С 1939 года по 1941 год участвовал войне с Финляндией. С 1941 по 1945 воевал на фронтах Великой Отечественной Войны. Дошел до Германии.

Петр Николаевич на лыжах хорошо бегал, и это пригодилось ему в Финской войне. Спустя много лет после войны он с моим отцом Павлом Петровичем шли на лыжах поздним зимним вечером заступать на дежурство по содержанию «копанца» между озером Черное и рекой Пышма. Первым шел дед. У него был керосиновый фонарь на вытянутой руке. Впереди был овраг. И тут отец видит, хоп и его не стало – фонарь погас, впереди темень. Подошел поближе – а тот из сугроба выбирается со словами: «Угораздило пасть, вот б…, в Финскую ни разу не упал, а тут…».

«Много медсестер погибло. Они старались спасти раненных финнов, а те ножами резали наших сестричек…».

В 1941 году дед был уволен в запас и вернулся домой, но летом началась Великая Отечественная Война и его мобилизовали. Война – это не только подвиги. Война – это ежедневный труд, огромная ответственность. Долгое время Петр Николаевич был экспедитором, отвечал за безопасность обозов, сопровождая жизненно необходимые грузы на передовую. Иной раз привезешь еду на роту для 100 солдат, а от них там человек десять осталось. Кормить некого, поубивали всех… Подвергался бомбежкам. Несколько раз чудом остался жив. «Едешь на бричке или полуторке, пока доедешь до передка – несколько раз бомбят. Только стоит остановиться – считай, все пропало, надо бежать в сторону от машины, обязательно со второго налета попадут. Однажды он приехал на хлебозавод получать хлеб, и началась бомбежка. Он машинально схватил свою фляжку со спиртом и несколько булок хлеба под мышку и побежал следом за всеми – кто куда. Началось наступление немцев. Дед попал в окружение. Сначала спасались в лесу врассыпную. Потом стали группироваться, организовываться. Из окружения выходили четыре дня. Ни у кого ничего с собой не было, все началось внезапно и те несколько булок хлеба спасли красноармейцам жизни. Многие начали от отчаяния зарывать в землю свои партбилеты. Дед сохранил билет и уговорил командира не выбрасывать свой. Позже тот благодарил деда, тогда партбилет дорогого стоил.

Дед был запасливым. Для солдат у него в бричке всегда была припасена тушенка и бутыль с коньяком или спиртом в плетенке из ивняка. Он все время солдат выручал своими припасами. На передовой была окопная война. Солдаты по несколько месяцев проводили в окопах. Здоровья не было. Многие покрывались чирьями. Для них дед сам брал на хлебозаводах молодую хлебную дрожжевую закваску. Бойцы пили её и кожа очищалась. За долгие 6 лет войны ему многое пришлось пережить. Приходилось ходить в дозор на передовую (так называемый «секрет»). «Лежишь на земле на расстоянии выстрела от немцев, невзирая на время года, и ждешь провокации с их стороны…».

Он был награжден орденом и медалью «За отвагу». Трижды за проявленную отвагу был отпущен командованием домой. В отпуска ходил вместо наград. Один раз, вернувшись с побывки, обнаружил, что его подразделения уже нет – всех уничтожили фашисты. Про войну Петр Николаевич не рассказывал. Изредка скупо обмолвится парой фраз…

Записано со слов детей Петра Николаевича. Константин и Софья Мамины