Бездетная царица еще девятнадцать лет после смерти мужа будет томиться и изнывать от скуки и злости, пока наконец русские бояре, минуя прямую наследницу престола, дочь Петра Великого Елизавету, позвали Анну Иоанновну садиться на русский престол.
В 1730-м году в Россию, чтобы занять монарший престол, приехала Анна Иоанновна. За ней из Курляндии последовал Эрнст Иоганн Бирон. Безрассудная любовь царицы к своему фавориту привела к тому, что время ее правления было названо «бироновщина», что означало власть иностранцев, действующих только во имя своих интересов.
В 1718 году Бирон попал на службу к Бестужеву-Рюмину, который на тот момент был официальным российским представителем при дворе Анны Иоанновны в Курляндии. Когда же дипломата вернули в Петербург, Бирон направил все свое обаяние, чтобы очаровать вдовствующую правительницу. Когда Анне Иоанновне выпало стать российской императрицей, то она, после восшествия на престол, тут же вызвала к себе Бирона.
Эрнст Иоганн Бирон стал первый фаворитом в России, который вышел за рамки ночного «временщика» и сумел сосредоточить в своих руках реальную власть, влияя на решения царицы. Уже через два года после прибытия в Россию Бирон, находясь в чине обер-камергера, регулярно принимал иностранных послов. В одних случаях он говорил, что действует от имени государыни, в других ситуациях подчеркивал свою значимость.
Стоит отметить, что Бирона не любили ни русские, ни немцы. Для этого человека не существовало никаких ограничений, если он хотел добиться своей цели. Более того, в период «бироновщины» через Тайную канцелярию прошло более 10 тысяч дел. Но при этом обер-камергер никогда «не рубил с плеча». Он понимал, что нужно быть любезным не только с друзьями, но и с противниками. К тому же, для многих влиятельных деятелей того времени Бирон являлся тем, кто мог получить царскую подпись для «нужного» документа, поэтому с его мнением приходилось считаться.
Бирон был очень умным человеком. Он понимал, чтобы иметь возможность управления государственными делами, нужно не забывать и о своих обязанностях фаворита: регулярно появляться в спальне государыни, предугадывать ее настроение, неизменно удивлять сюрпризами, потакать капризам.
Для приличия, императрица женила Бирона, а выбирать не пришлось, кого дают, ту и взял, а дать ему Анна Иоанновна постаралась очень некрасивую, рябую (о, психология женщин!), захудалую баронессу Бенингу, к которой впоследствии Бирон очень почему-то привязался и даже детишек с ней произвел, осыпая разными почестями и богатством. Анна Иоанновна не обижалась. Любовный треугольник был на редкость согласный.
Как самое что ни на есть естественное явление принималось женой Бирона, когда Анна Иоанновна откушает в их обществе (свой стол редко держала), после обеда в широкий, удобный восточный халат облачится и уляжется на кушетке с Бироном почивать. Жена Бирона им не мешала, быстро уводила детей и самолично дверь в опочивальню плотно закрывала.
И, как мы уже упоминали, когда время от времени любовные утехи Анны Иоанновны с Бироном кончались прозаическим рождением ребеночка, жена Бирона без малейшей неохоты или неудовольствия к своему стаду их зачисляла и воспитывала как своих собственных. Вот что значит настоящая дружба и любовь!
Чем он ее так загипнотизировал, какое любовное зелье в стакан подсыпал, если она ни охнуть, ни вздохнуть без него не могла? В глаза и рот ему со страхом глядела. Хмурится чело Бирона, и ее чело хмурится, улыбнется Бирон, что, правда, редко бывало, и она целый день радостная и веселая ходит и дворовых девок за косы не таскает.
В благодарность Анна Иоанновна не только позволяла Бирону принимать важные решения от ее имени, но и щедро осыпала его «милостями», которые исчислялись в денежном эквиваленте.
Бирон же, чтобы царица из-под его контроля не вышла, поселился в том же дворце, что и Анна Иоанновна. Комнаты Бирона были смежные с покоями Анны Иоанновны, и каждую минуту они друг к дружке лазили и секунду даже друг без дружки прожить не могли. Вышивает, скажем, жена Бирона какую золотую салфеточку, а она была большая охотница до золотого шитья, царица тут же вертится, советы подает и рисунки рассматривает. Едет, скажем, Анна Иоанновна в роскошном экипаже в церковь Богу помолиться, на другой день Биронша в не менее роскошном экипаже с лакеями в ливреях на запятках в ту же церковь выезжает. Она как будто соревновалась с Анной Иоанновной в роскоши и богатстве. И так возомнила, что чуть ли не за царственную особу принимать себя придворным приказывала.
С приближением кончины Анны Иоанновны Бирон решил возвыситься настолько высоко, насколько это возможно. С его подачи кабинет-министр Алексей Петрович Бестужев-Рюмин составил «челобитную», в которой предлагал назначить Бирона регентом при императоре-младенце Иоанне III Антоновиче. Это означало, что абсолютная власть тогда бы сосредоточилась в руках Бирона. Челобитная была подписана всеми важнейшими государственными деятелями, и за два дня до смерти Анна Иоанновна дала свое согласие на регентство Бирона.
Новоиспеченный регент наслаждался властью три недели. Он издал 100 указов, подписывался как «Иоганн регент и герцог», обещал амнистию заключенным и снижение размеров пошлины крестьянам. Но, как только на горизонте появился новый претендент на престол (Анна Леопольдовна), фельдмаршал Миних осуществил дворцовый переворот.
Было решено четвертовать Бирона, но затем казнь сменили на ссылку в Сибирь с конфискацией всех его 120 имений. Но фортуна не оставляла Бирона. Когда на трон взошла следующая правительница, Елизавета Петровна, она позволила несостоявшемуся регенту перебраться из Сибири в Ярославль. Затем Петр III возвратил Бирона ко двору, а Екатерина II и вовсе вернула ему герцогство Курляндское.
Бирон стал первым фаворитом в России, который получил возможность влиять на политику страны.