Моим любимым местом в Нижнем Новгороде является кремль. Как и в давние времена, на территории Нижегородского кремля находится административный центр города, при этом его территория открыта для свободного посещения. Находясь рядом с этими стенами, ощущаешь дух города, его характер. История города уже не воспринимается как нечто далёкое и недосягаемое, непонятное и оттого незначимое, а становится неизбывно значимой, ощущаемой в каждом взгляде, в каждом вздохе.
Гуляя по этому месту, буквально слышишь голос города, неспешно ведущий свою речь сквозь толщу веков, доносящий её до всех, способных слышать, и не обращающийся ни к кому конкретному.
У каждого камня в этих стенах есть свой голос, есть свой рассказ. Каждая башня обладает своей загадкой.
Не всегда мы можем этот рассказ правильно услышать и распознать, поэтому что-то мы знаем наверняка, а что-то нам предстаёт в виде легенд.
Ряд таких легенд сложился вокруг «Коромысловой башни». Башня гордо возвышается над крутым откосом. Коромыслова башня лучше других круглых башен кремля сохранила свой первоначальный облик, так как в ней с XVII века не происходило никаких каменных работ.
Внизу откоса, над которым воздвигнута башня, протекает река Почайна. Сейчас она скрыта в трубе и на поверхности её не видно. Однако некогда эта река служила среди прочего и источником питьевой воды. И если по названию окрестных мест понятно, что они пошли от названия реки, то с названием башни «Коромыслова» не всё так прозрачно.
А когда ясно, что ничего не ясно, то стоит послушать, что нам предания и легенды говорят. Нередко там содержится много ценной информации, да и вообще интересного.
И ряд легенд действительно проливает свет на происхождение названия.
Героическая легенда рассказывает нам об осаде города. Вероятнее всего, имеется в виду осада города войсками хана Сахиб-Гирея. Эта осада, как и описываемая в предании, длилась недолго, менее пяти дней. Легенда гласит о девице, отправившейся за стены городские за водой к речке Почайне. Могучие стены — это хорошо, но пить-то защитникам города нужно. А вода — в речке, речка — за стеной. Что еще остаётся, кроме как с риском туда добираться. Взяла девица ведра, коромысло и пошла.
Однако заметили супостаты девицу возле башни и двинулись к ней. Поставила девица ведра на землю, помолилась на соборы нижегородские, и стала отстаивать личные границы с коромыслом в руках.
Закончилась история грустно. Девицу супостаты одолели, изрубили мечами, но отвагу признали и похоронили у башни вместе с коромыслом. Князья же и воеводы вражеские подумали-погадали и решили, что если девицы в этом городу столь сильны и суровы, то с ратными людьми в бою и делать нечего. Да и ушли восвояси, сняв осаду. А башню в память о подвиге девицы стали звать коромысловой.
Другая легенда архитектурная. И переносит нас еще больше в прошлое — ко времени возведения каменного кремля. Она повествует о трудностях, с которыми столкнулись каменщики при возведении. Что ни построят за день, то на следующий день разрушено. И обратились каменщики к старикам местным за советом. А старики и говорят: «Чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его никакая вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа».
Звучало это чуть больше чем убедительно, поэтому решено было не откладывать этот замечательный способ договориться с реальностью, заодно и хранитель у кремля появится. Как ни крути, идея замечательная. Даром что сразу не додумались. А еще каменщики называются.
В то утро к речке Почайне за водой отправилась Алёна — жена посадского человека. Набрала она воды, идёт и смотрит, что около места постройки собрались люди и чего-то ждут. Подошла Алёна к строителям. Тут Алёну схватили и замуровали живой под основание башни. Проснулся муж Алёны. Смотрит — а жены нет. Отправился он искать Алёну. Ходил, ходил, но никак не мог её найти. Спросил у мастеров, которые крепость строили, не видели ли они Алёну. Но они лишь глаза в сторону отводили да ничего не говорили. И вот случайно увидел он обронённый башмачок жены. И тут-то всё понял. Стал просить мастеров, чтобы они отпустили Алёну. Тронули каменщиков слёзы посадского человека, да и самим им жаль было Алёну. Разобрали они сложенную стену, достали женщину, а вместо неё положили стрекозу. Хищное насекомое и сейчас носит такое название — «коромысло».
Историк архитектуры, Святослав Агафонов, лично участвовавший в реставрации кремля, версию с жертвой называет маловероятной, так как рассказывается она крайне шаблонно и повторяет (с некоторой адаптацией) рассказы о великих постройках в разных странах, при этом на Руси такая легенда скорее является исключением. Однако, как бы там ни было, стоит отметить, что строительство кремля завершилось успешно и за всю свою историю каменный Нижегородский кремль ни разу не пал под натиском врагов, да и с прочими неприятностями справляется. А в честь легенды о храброй девушке, убившей врагов коромыслом, подле башни в 1971 году был установлен памятник.
#культура #нижегородский кремль #история #непутёвыйкраевед