Эта история из нашего советского прошлого, и она показывает реальное отношение армейского руководства к парням, которых призывали на срочную военную службу.
Хорошо, что любимая Родина предоставила нам возможность закончить курс института и сдать все экзамены. Да, тогда во второй половине 80-х, студентов призывали, и мы служили 2 года (в морфлоте 3) как и все. В конце июня, в последние дни призыва, нас уже ждали в военкомате. Из районного нас повели в областной, поскольку он был в нашем же районе, то и транспорта нам не понадобилось.
Я оказался в команде, которой предназначался род войск ВВС и пункт назначения был не так далеко от Волгограда, километров 150. Мы в предвкушении, что служить выпало рядом с домом, что было редкостью для советских времен, скажем так, в элитных войсках, ждали и.. не дождались… Ближе к вечеру нас собрали, сказали, что команду расформировали и отправили по домам, наказав завтра утром вернуться.
Как оказалось, спустя два года, команду просто сократили, мой знакомый из соседнего дома всё-таки в ней остался и служил в Ахтубинске, неоднократно бывая в увольнениях дома.
На следующий день, утром я как штык на призывном. Весь день при палящем солнце нас мурыжат во дворе, благо под навесом, все бездельничают и ждут своей участи. На ночь нас оставляют в казарменном помещении призывного пункта, и мы пытаемся спать, а больше страдаем от духоты на двухуровневых полатях. Может рулил другой дежурный по призывному, а может другие обстоятельства сыграли, но нам уже дали вкусить армейской действительности. А ведь можно было опять отпустить домой, ведь собрали в следующую команду только на следующий день и реально повезли на поезд нас только после обеда.
Как обычно это делается, во главе команды стоял офицер, которого прислали из пункта назначения, и при нём сержант, собиравший и строивший всех призывников из нашего «подразделения», коих набралось больше 20 человек. Офицер, конечно был эдаким парадным генералом, общавшимся с другими военачальниками, а личный состав организовывал именно сержант. Он не выдавал тайну, куда же нас везут, только улыбаясь сообщил, что климат там резко-континентальный, но слава богу не Афганистан. Тогда такая вероятность была. Мы поняли только, что это где-то в районе Средней Азии.
Ближе к вечеру нас посадили в автобус и отвезли на вокзал. На поезде всех посадили в плацкартный вагон, и ночь мы добирались до Ростова-на-Дону, где так же на автобусе всю группу кинули в аэропорт. Посадили на самолет, летевший в Караганду. Ну, стало хоть понятно, что в Казахстан. Чёрт его знает, может это и лучше, чем совсем Средняя Азия.
Самолет летел с посадкой в Уральске, где нас, пока лайнер дозаправляли, вывозили в здание аэровокзала и обратно. При этом, часть пассажиров поменялась, кто-то сошёл, кого-то нового посадили на рейс.
Что нам точно понравилось в полёте, так это питание. Я впервые узнал, что в самолетах кормят! Курочка и всё такое. До этого летал лишь однажды, на короткое расстояние и еду там не предоставляли. Думал, что в армии личный состав возят только на грузовых машинах или на транспортных самолетах. А тут везут как королей – на пассажирском лайнере! Так ещё и покормили разок.
С Карагандинского летного поля нас также на ведомственном автобусе доставили опять же к железнодорожным воротам города шахтёров, и мы до вечера провели у вокзала на каком-то склоне у моста через «железку». Опять посадили на поезд, и мы поехали дальше.
Что меня поразило во всём этом караваном пути, так это то, что практически в самый пик транспортного сезона, нас, толпу из двадцати с лишним человек сажали без проблем, с билетами и местами рядом препятствий не было. Те, кто помнят те времена, когда билеты на лето надо было заказывать сразу, как только они поступают в продажу (за 45 дней), иначе рискуешь остаться без поездки, конечно удивятся такому всемогуществу армии. Но, для меня так и осталось тайной, было ли это всё заказно заранее, а потом от ненужной брони ВС отказывались, либо же какие-то другие ниточки дергались, не знаю… Везли нас без задержек, по ближайшему расписанию, всё было чётко.
В поезде из Караганды мы вышли на финишную прямую, домашние запасы доедались. Буйства и беспорядков в наших рядах не было. Поскольку тогда действовал практически сухой закон, да и вещички все были проверены организаторами, чтобы ничего запрещенного мы с собой не захватили. Поэтому алкоголя не было, и возможности его где-то взять по дороге тоже. В поездном плацкарте было душновато, не смотря на открытые окна, но это было мелочи в сравнении с предстоявшей неизвестностью…
За двое суток мы не то чтобы сдружились, но перезнакомились и даже записали друг другу свои координаты, кои на тот моменты были только домашними почтовыми адресами.
Выгрузили нас утром на небольшой станции в степи, подождали немного своего эксклюзивного автобуса. За это время к нашему офицеру подъехал знакомый капитан, они переговорили, записали себе лучших спортсменов и художника. Как выяснилось они были из одной части и подбирали для неё лучших ребят. Так через три недели, после присяги и распределения, мы где-то на треть из всей команды оказались в одной части (надо сказать, в одной из лучших на полигоне). А остальные были распределены по другим подразделениям по всему гарнизону.
Автобус привёз нас в учебку, где мы проходили курс молодого бойца, «наслаждаясь» теплом (жарой) гостеприимного Казахстана, отсутствием питьевой воды и тотальным армейским напрягом оторвавшихся на новичках сержантов.
Вот так организованно и комфортно нас в армию доставили.
Думаете так же и проводили?
Ага, щас!
После КМБ нас распределили по разным частям, а там дальше по более мелким подразделениям. В своей роте я остался один из наших, но поддерживал связь со своими ребятами, благо казармы размещались в одном здании, питались в одной столовой и т.д. С теми, с кем наиболее подружился по дороге в армию, но нас разметало по другим полкам, списались через родителей и обменялись адресами новых частей. Так что писать было кому, и интересно, как устроились другие. Тоже повторилось и с парнями из роты где прошел курс молодого бойца. Правда, многие очень уж не любили заниматься письмами, а с одним «товарищем» я регулярно переписывался с его родителями, но сам он не строчил совсем. А те даже в гости приглашали как сослуживца своего сынишки. Было и такое. Правда, съездить в Бердянск не пришлось…
Когда дело подходило к завершению, за хорошую службу я был разнаряжен во второй волне демобилизующихся, первая ушла на майские праздники, а вот со второй за кое-какие служебные косяки серьезно повременили. Так что я выписывался из части в последний день мая. Не смотря на задержку радовало то, что вместо двух лет я прослужил всего 23 месяца и что в это время с билетами домой должна быть меньшая напряжёнка, чем в разгар лета.
Как бы не так.
В финчасти мне выписали денежек на проезд домой. Как же сильно я удивился, когда сумма оказалась рассчитана из принципа: поезд - общий вагон! То есть самый возможный мизер какой мог быть. Как хочешь, так и добирайся домой…
Ах вот как! То есть сюда нас и в плацкарте, и в самолете, и на персональных автобусах! А как из армии, так ты никому нахрен и не нужен! Иди сам ищи билеты и трясись сидя в общем вагоне поезда четверо суток сидя или, в лучшем случае, лёжа на третьей полке!
Вот так государство «ценит» отработанные кадры. Ладно, запомнил.
На всю жизнь запомнил!
Ну, хорошо, что армейский люд не так прост, чтобы верить во всё хорошее, поэтому я был подкреплён заранее родительской материальной поддержкой. Да ещё командир подразделения проявил участие и подвёз до станции на своём Москвиче. Спасибо ему, а то ещё сюда неизвестно как добирался бы.
В этот раз решил ехать в столицу Казахстана, там транспортные возможности казались большими, чем в Караганде. Как раз подошел рейсовый автобус до Алма-аты, места были, и я решил поезда не ждать, поехал.
По дороге увидел вдалеке и свою часть, которой отдал почти два года жизни. Смахнул навернувшуюся было слезу…
По дороге ещё раз обозрел казахскую степь-пустыню, поразился, как здесь могут жить люди. Рано утром был уже в аэропорту столицы республики. И тут счастье – буквально через несколько часов – прямой самолет в Волгоград. Чудо испарилось сразу, как только оказалось, что билетов нет, а следующий рейс через день. Обращение в воинскую кассу ни к чему не привело, помочь они не смогли. Спрашивается: на хрена они такие нужны, если простым солдатам от них никакой пользы!?
Предрейсовое ожидание у стойки возможного чьего-то отказа от брони тоже ни к чему не привело. Самолет в родной город улетел без меня.
Покумекал, что будет быстрее – ждать следующего рейса на послезавтра или лететь через Москву, а оттуда на поезде. Так я буду дома на следующий, а не через день. Благо в Москву рейсов было полно, штук 6 или 8. И первые три буквально до полудня.
Пошел искать возможность улететь в столицу СССР. Опять та же ситуация – билетов нет. Воинская касса машет ручкой – давай, до свидания… Умные люди опять рекомендуют – будь у стойки регистрации и жди, места могут появиться.
Ага, вот таких солдатиков на ближайший московский рейс уже оказалось трое. Наконец после завершения регистрации объявляют, что могут посадить только двоих. Кто остается? Никто не хочет. Тогда стюардесса берет три наши военных билета тасует их и выбирает один, отдает назад – этот не летит. Конечно же это я! Мне вечно не везёт.
Хорошо следующий рейс через час или полтора. Опять, конечно же, билетов нет, дополнительная очередь надеющихся в ожидании опять же из трёх солдатиков. Но, в этот раз забирают всех, есть места. Нам выписывают бумажки, бежим в кассу срочно оплачивать…
Каково же было моё удивление, когда всех рассадили по салону, в хвосте оказалось 11 пустых мест! Это 14, включая нас, от всех «проданных» заранее билетов! Что за фигня в стране происходит? Билетов нет, а самолеты летают полупустыми.
Ладно.
Опять с промежуточной посадкой, на этот раз в Актюбинске, Москва встретила Домодедовым, сел на рейсовый автобус до метро. Опять нахлынули чувства, когда проезжали мимо домодедовских рощ. Не видел таких деревьев два года!
Павелецкий вокзал. Билетов нет. Воинская касса опять ничем помочь не может. С трудом уговорил бригадира поезда взять на запасное место. На второе посадили мамашу с ребёнком, у них вроде оказались дублирующие билеты. Проспал/пролежал почти всю дорогу, на следующий день вечерком был дома.
С тех пор, всё что связано с транспортом, проверяю – перепроверяю, нахожу подстраховки на всякий случай, чтобы не куковать где-то в дороге…
Ну, и вам рассказал о привычной заботе государства о своих жителях.
Мораль. Надейтесь только на себя, ребята! И будьте готовы к любым неожиданностям. И всегда будьте готовы к худшему сценарию.
Другие интересные рассказы на нашем канале:
- Черешня. Незабытая история из далекого детства.
- Прапорщица Коваленко. Два года сводила нас с ума.
P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху.