В предыдущих частях мы вспомнили историю создания, испытаний и процесс постройки первых серийных образцов автобуса Икарус-286. Пришла пора более подробно рассмотреть модификации, которые окончательно "дособирались" в США фирмой Crown.
Рекомендуем перечитать третью часть - она дополнена превосходными графическими схемами от Игоря Кучинского.
Как нам уже известно, все Икарусы-286 почти полностью собирались в Венгрии. Первая серийная модификация Ikarus 286.00 вообще была полностью готовым продуктом, включая базовую окраску в белый цвет. В США на автобусы этой партии просто нанесли цвета перевозчика и отправили заказчику. По официальным данным в процессе освоения производства процент участия американской компании становился больше. Точно известно, что вторая и последующие партии поставлялась без окон, которые монтировались уже на месте "досборки". Оконные проёмы при транспортировке заделывались фанерой. Возможно, что отсутствовали сидения и кое-какое оборудование, индивидуальное для каждой партии. В остальном же это были почти готовые автобусы, способные передвигаться своим ходом.
О модификациях модели Ikarus 286 очень мало данных. Даже венгры так и не пришли к единому мнению - сколько было модификаций и чем они отличались. Наше скромное исследование не претендует на истину в последней инстанции, но собрав и тщательно проанализировав всю доступную информацию, мы предлагаем две версии. Авторам не удалось прийти к единому мнению, поэтому модификации приводятся как по общепринятой, так и по альтернативной версиям. В случае расхождения второй вариант указывается в скобках, со звёздочкой.
О первой серийной модификации Ikarus 286.00 мы рассказывали в предыдущей части цикла. На очереди модификации, "дособранные" в США.
Серийные номера присваивались фирмой Crown и начиная с партии Ikarus 286.01 номера были "сдвинуты" на одну единицу по сравнению с оригинальными номерами кузовов. Системность присвоения VINов достоверно выяснить не удалось, поэтому полностью VINы в статье не указаны, приведена только та часть VINа, в которой зашифрован год постройки и серийный номер кузова, т. е. последние восемь цифр из семнадцати.
Ikarus 286.01
Партия из 10 машин, изготовленных в Венгрии в 1980 году и "дособранных" в США на Crown Coach Corporation в 1981 году. Серийные номера: BB100017 - BB100026 ▼►
Двигатель Cummins NHHTCC-350 (350 л. с), гидромеханическая передача (ГМП) Allison HT-740. Данная модификация, кроме более мощного двигателя, почти не отличалась от Ikarus 286.00. Автобус был оборудован двумя прислонно-раздвижными дверьми, подъёмником в передней двери и имел по две ступеньки в передней и в задней дверях. В отличии от Ikarus 286.00 данная разновидность не комплектовалась кондиционером.
Собственник - транспортная компания San Mateo County Transit District (сокр. SamTrans), Сан-Матео, Калифорния. Оператор присвоил машинам бортовые номера с 700 по 709 ▼►
Схема Ikarus 286.01 в окраске компании SamTrans ▼
Автобус с номером 704 в 1989 году получил тяжёлые повреждения при падении башенного крана и был списан ▼
Остальные машины были выведены из эксплуатации в 1993 - 1994 годах и проданы другим владельцам.
Ikarus 286.02
Самая крупная партия 286-х, заказанных в США. Построено 87 шт. Все экземпляры были построены в Венгрии в 1981 году. Первая часть машин (23 экз.) "дособрана" в США в 1981 году, остальные были готовы в 1982 году. Серийные номера: BB100027 - BB100113 ▼
Двигатель Cummins NHHTC-290 (290 л. с), ГМП Allison HT-740. Единственная модификация для США с тремя дверьми - первая и вторая планетарные, третья прислонно-раздвижная. В тягаче в дверных проёмах три ступени. Кондиционер отсутствует. Одна машина демонстрировалась в Венгрии на выставке BNV`81 ▼►
Собственник - транспортная компания Tri-County Metropolitan Transportation District of Oregon (сокр. TriMet), Портланд, Орегон. Изначально несколько машин комплектовались подъёмниками, но в 1989 году они были демонтированы. На одном экземпляре двигатель был заменён на двухтактный дизель Detroit Diesel 6L71TA. В середине 90-х автобусы были оборудованы наружными креплениями для перевозки велосипедов. Бортовые номера машин с 700 по 786 ▼►
В течении всего срока службы ни одна машина не была списана. В 1997 -1999 годах все автобусы были выведены из работы и распроданы другим компаниям и частным лицам. Несколько кузовов машин данной модификации сохранялись у частных владельцев ▼►
На сегодняшний день владельцем единственного ходового автобуса в оригинальном состоянии является наш соотечественник в США Александр Бураков ▼►
Ikarus 286.03
Партия из 15 машин, изготовленных и "дособранных" в 1983 году. Серийные номера: DB000114 - DB000128.
Двигатель Cummins NHHTC-300 (300 л. с), ГМП Allison HT-740. Данная модификация по конструкции и комплектации близка к варианту Ikarus 286.00, но обе двери планетарной конструкции. Присутствует кондиционер. Единственная партия машин, где управление подъёмником, установленным в передней двери, могло осуществляться не только с места водителя, но и снаружи. Также это единственная партия машин, где подъёмник сочетался с планетарными дверями. По этим причинам на заводе Икарус существенно переработали конструкцию и кинематику подъёмника, одновременно изменив конфигурацию створок дверей.
Первый собственник - транспортная компания Santa Clara County Transit District (сокр. SCCTD), Сан-Хосе, Санта-Клара, Калифорния. Бортовые номера машин с 2501 по 2515 ▼►
В 1988 году, по неизвестным причинам, оператор отказался от эксплуатации сочленённых машин. Все Икарусы, а также МАНы, были проданы перевозчику Alameda-Contra Costa Transit District (сокр. AC Transit).
Данный оператор обслуживает два округа: Аламеда и Контра-Коста. Штаб-квартира оператора находится в городе Окленд, округ Аламеда, Калифорния.
Автобусы получили новые бортовые номера с 1700 по 1714 ▼►
Две машины (1701 и 1713) были списаны из-за сильных повреждений в результате ДТП. Оставшиеся автобусы в течении 1994-1997 гг. были проданы другим владельцам ▼►
Ikarus 286.07 (Ikarus 286.04*)
Партия из 10 машин, построенных в Венгрии в 1983 году и "дособранных" в США в 1984 году. Первые в истории штата Флорида автобусы сочленённой схемы. Серийные номера: DB100129 - DB100138.
Двигатель Cummins NHHTC-300 (300 л. с), ГМП Allison HT-740. Близок по комплектации к предыдущей модификации, но отсутствует подъёмник.
Собственник - транспортная компания Jacksonville Transportation Authority (сокр. JTA), Джексонвиль, Флорида. Бортовые номера машин с 8301 по 8310 ▼►
Машины работали до 2001 года, после чего были заменены новыми автобусами Nova Bus RTS-06 (802VN).
Один экземпляр, но без прицепа, сохранялся по крайней мере до 2011 года в виде подсобного сооружения в частном владении ▼
Ikarus 286.06 (Ikarus 286.05*)
Партия из 8 машин, построенных в Венгрии в 1983 году и "дособранных" в США в 1984 году. Серийные номера: DB100139 - DB100146.
Двигатель Cummins NHHTC-300 (300 л. с), ГМП Allison HT-740. Машины этой партии отличались конструкцией боковых окон - все они были идентичны окну кабины водителя. По комплектации машины близки к предыдущей модификации.
Владелец - транспортная компания Capital District Transportation Authority (сокр. CDTA), Нью-Йорк. Бортовые номера с 800 по 807. Ввод в эксплуатацию 16.04.1984 ▼►
Автобусы были отставлены от эксплуатации в 1999 году, дальнейшая их судьба неизвестна.
Ikarus 286.04 (Ikarus 286.06*)
Партия из 40+2 машин, построенных в Венгрии в 1984 году и "дособранных" в США в 1985 году (40 шт). Изначально заказано 40 машин. Два автобуса были сильно повреждены на корабле в процессе транспортировки через океан. Вместо них были изготовлены ещё две машины, которые явились завершающими в данной партии. Серийные номера: EB100147 - EB100188 ▼►
Двигатель Cummins NHHTC-300 (300 л. с), ГМП Voith D864.2. Комплектация без подъёмника и без кондиционера. Изменённая конструкция окон и водительской форточки. Окна подобной конструкции впоследствии устанавливались и на последующие модификации. Сидения отличались от других вариантов и были близки к "канадским" Икарусам-286.
Владелец - транспортная компания Milwaukee County Transit System, Милуоки, Висконсин. Бортовые номера машин с 3400 по 3439 ▼►
Вся партия автобусов была отставлена от работы в течении 2000 года, после чего автобусы утилизировали.
Ikarus 286.05 (Ikarus 286.07*)
Партия из 8 машин, построенных в Венгрии в 1984 году.
Отсутствует информация о периоде "досборки" в США. Фотографий "досборки" на Crown также не обнаружено. Есть предположение, что данная партия полностью строилась в Венгрии и отправлялась непосредственно на Гавайи, минуя материковую территорию США.
Серийные номера: EB100189 - EB100196.
Двигатель Cummins NHHTC-300 (300 л. с), ГМП Voith D864.2. Комплектация без подъёмника, но с кондиционером. Сидения такие же, как на предыдущей модификации.
Владелец - транспортная компания TheBus, Гонолулу, остров Оаху, Гавайи. Бортовые номера машин с 41 по 48 ▼►
Все машины эксплуатировались до 1998 года, после чего были заменены новыми автобусами Gillig Phantom.
Ikarus 286.08
Завершающая партия для США в количестве 50 машин. Построены в Венгрии в 1984 году и "дособраны" в США в 1985 году. Серийные номера: EB100197 - EB100246 ▼►
Двигатель Cummins NHHTC-300 (300 л. с), ГМП Allison HT-740 или Voith D864.2. Внешне отличались двумя фарами, изменённой окраской передней части и отсутствием эмблемы Crown-Ikarus.
Владелец - транспортная компания Metropolitan Transit Authority of Harris County (сокр. Houston METRO или просто METRO), Хьюстон, Техас. Бортовые номера машин с 1400 по 1449 ▼►
Автобусы были отставлены от работы в 1997 году. Один экземпляр сохраняется неизвестным частным владельцем ▼►
Всего в США было поставлено 246 машин, после чего, по ряду причин, проект Crown-Ikarus был завершён. Однако история Икаруса-286 в Северной Америке на этом не закончилась и продолжилась в Канаде. Об этом читайте в завершающей части нашего цикла.
Авторы благодарят за ценные замечания Тома Бэйкера (The authors would like to thank Tom Baker for valuable comments).
Предыдущие части цикла здесь:
Также, возможно, вам будут интересны другие статьи нашего канала о "гармошках" марки Икарус:
Всем спасибо! До встречи на нашем канале. Ikarus örökké!
Текст: Сергей Иванов, Игорь Кучинский.
Авторские права на цветную схему Ikarus 286.01 принадлежат её автору, Игорю Кучинскому. Другие фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное.
Заимствование материалов данной статьи, частичное или полное, возможно только с согласия авторов и указанием первоисточника.
В статье использованы материалы сайтов magyarbusz.info, autoszektor.hu, eagbuszok.blog.hu и открытая информация сети Интернет.