Найти в Дзене
UncleShurik

“Фашисты” среди нас

За годы работы в разговорном жанре (моему ютуб каналу уже почти 10 лет назад) я почти полностью перестал писать тексты. Планировалось, что следующим этапом в карьере станут 15-секундные ролики для людей с клиповым мышлением, но вместо этого я пишу рецензию для конкурса "Национальный бестселлер 2022". Вот блогеры добрались и до авторитетных литературных конкурсов. Выпьем не чокаясь! Сборник рассказов Кирилла Рябова «Фашисты» мне подарили в рюмочной на Гостином дворе. Я сделал дежурную фотографию в сторис и спрятал книгу в рюкзак. Оттуда она должна была перекочевать на полку, чтобы навсегда упокоиться под грудами бумажных собратьев. Но потом я увидел тираж - всего 700 экземпляров. Если не считать мою копию, то останется 699 потенциальных читателей (при условии, что весь тираж разойдется). Я решаю дать книге шанс и открываю первый рассказ «Отец ждет»: Миша Селиванов не пил уже 14 месяцев. После бессонной ночи он решает отправиться на поиски отца, которого не видел много лет. Пресечь эту

За годы работы в разговорном жанре (моему ютуб каналу уже почти 10 лет назад) я почти полностью перестал писать тексты. Планировалось, что следующим этапом в карьере станут 15-секундные ролики для людей с клиповым мышлением, но вместо этого я пишу рецензию для конкурса "Национальный бестселлер 2022".

Вот блогеры добрались и до авторитетных литературных конкурсов. Выпьем не чокаясь!

Сборник рассказов Кирилла Рябова «Фашисты» мне подарили в рюмочной на Гостином дворе. Я сделал дежурную фотографию в сторис и спрятал книгу в рюкзак. Оттуда она должна была перекочевать на полку, чтобы навсегда упокоиться под грудами бумажных собратьев.

Но потом я увидел тираж - всего 700 экземпляров. Если не считать мою копию, то останется 699 потенциальных читателей (при условии, что весь тираж разойдется).

Памятная сторис из рюмочной (https://www.instagram.com/alex.chernov/)
Памятная сторис из рюмочной (https://www.instagram.com/alex.chernov/)

Я решаю дать книге шанс и открываю первый рассказ «Отец ждет»:

Миша Селиванов не пил уже 14 месяцев. После бессонной ночи он решает отправиться на поиски отца, которого не видел много лет. Пресечь эту авантюру не в силах даже жена главного героя, не помогает ни ругань, ни хитрость со спрятанными кроссовками мужа. С босыми ногами Селиванов уходит в свой последний запой.

История читается как небрежно вырванный кусок биографии маленького человека. Просто и буднично описаны пьянство, блядство, даже смерть одного из собутыльников воспринимается чем-то обыденным.

За кадром остается и фигура отца. Может, она символизирует тоску по дому и юности, а может, стремление к Богу. Мы этого уже не узнаем. Благородный порыв главного героя гаснет в бытовухе, а автор медленно подводит к драматической развязке. У рассказа открытый финал, но в нем сложно найти предпосылки для Happy End’а.

В тот же день я прочитал все семь рассказов. Это незамысловатые истории из российской действительности, которые можно услышать от соседа по лестничной клетке или прочитать в сводках МВД. Идейно Кирилл Рябов напоминает мне Жана Жене, или даже Габриэль Витткоп с её воспеванием смерти и разложения. Изуродованные судьбы героев автор выставляет напоказ, как произведение искусства. Он никого не обличает, не воспитывает и не осуждает, а просто выворачивает ту постыдную действительность от которой принято отводить глаза. Любоваться таким неловко, а для кого-то даже стыдно. Книга явно не для широкого круга читателей.

Особняком стоит рассказ «Человеку плохо». Он последний в сборнике и самый большой по объему. Незримо присутствующая в книге чертовщина здесь обретает реальное воплощение.

Николай Вольский испытывает сильные боли, похожие на камни в почках. Медицина перед болезнью бессильна, ведь внутри у него завелся настоящий демон. Голосом в голове он приказывает носителю делать отвратительные вещи, поощряя за повиновение освобождением от боли. Постепенно главный герой сдается, но окончательного падения не происходит. На манер булгаковского Воланда, автор приходит к привычному для себя финалу: «Он не заслужил света, он заслужил покой».

"Особняком стоит рассказ «Человеку плохо». Незримо присутствующая в книге чертовщина здесь обретает реальное воплощение."
"Особняком стоит рассказ «Человеку плохо». Незримо присутствующая в книге чертовщина здесь обретает реальное воплощение."

При желании к тексту можно придраться: второстепенные герои иногда кажутся слишком стереотипными, а женские персонажи выглядят и вовсе карикатурно. В романе Кирилла Рябова «777» это особенно бросается в глаза, но в малой форме почти незаметно. Рассказы написаны аскетично и, кажется, даже безыдейно. Их стоит читать ради горького послевкусия. Они как хорошее крафтовое пиво, после которого всё остальное кажется пресным и водянистым.

Или как «Балтика 9». Если вам так больше нравится.

Рецензия на сайте НацБеста:

http://m.natsbest.ru/award/2022/review/kirill-rjabov-fashisty/

(обязательно прочитайте тексты других членов жюри)