Если я вас спрошу, какая самая известная картина в мире? Интересно, что вы ответите? Согласно социологическим вопросам, большинство людей на земле, считают, что это «Джоконда» или «Мона Лиза». В чём секрет её популярности, чем так притягателен этот шедевр для миллионов людей? Попробуем (в очередной раз) выяснить вместе с вами.
Автор этой картины – итальянский художник эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Одна из самых известных в мире личностей. Все прекрасно знают, что Леонардо - универсальный гений, который был одинаково ярко одарен во многих областях.
Да Винчи с увлечением занимался наукой, изобретательством и творчеством. Но всё-таки, в основном, мы знаем его, как великого художника, хотя всё наследие гения – это чуть более десятка законченных живописных работ. И самая известная из них - «Джоко́нда» или «Мо́на Ли́за».
С этой картиной связано немало загадок. Например, достоверно не известно, кто же изображён здесь. Принятое название – Мона Лиза, связана с историей, которую описал некто Джорджо Вазари.
Он сообщал, что Леонардо получил заказ от флорентийского купца Джокондо на создание портрета его жены, которую звали Лиза Герардини. Кроме того, Вазари описал, как проходили эти сеансы. Якобы художник приглашал артистов и музыкантов, чтобы на лице девушки постоянно играла улыбка.
Всё это замечательно, но сам Вазари, никогда не видел этого полотна, и писал об этом уже после смерти великого Да Винчи. Поэтому у исследователей творчества Леонардо есть весомые сомнения в том, что в своей книге он описывал создание именно этой картины.
Кстати сказать, "полотном" многие, в том числе и я, эту работу Леонардо называют по привычке. Однако это определение ошибочно, ведь художник создал знаменитое изображение на доске!
В качестве предположений, кого же мог изобразить художник предлагаются совершенно разные. Например, свою мать, возлюбленную, самого себя, или же это вообще не изображение конкретного человека, а, попытка Леонардо создать идеал на основе математических расчётов.
О том, какие существуют версии по поводу, кто мог быть изображён на этой картине я рассказываю в этом видео:
Никто до сих пор не может с точностью определить, чем так впечатляет этот образ, созданный великим художником. Согласитесь, что женщину на полотне нельзя назвать красавицей, несмотря на то, что черты её правильны.
Возможно, из-за отсутствия бровей. Были ли они, и что с ними стало – это ещё одна загадка картины. Есть версия, что брови исчезли после неудачной попытки реставрации, но может быть Леонардо изобразил модницу, которая согласно тенденциям своего времени, просто удаляла волосы на лице, чтобы сделать более широкой линию лба, ведь тогда в моде был интеллект. Среди предположений есть даже медицинское - что отсутствие бровей на лице девушки, признак её заболевания - аллопеции - выпадения волос.
Картину отличает и то, что здесь Леонардо смог применить все важнейшие достижения живописи эпохи Возрождения. Это и положение модели в трёхчетвертном повороте. И пейзаж на дальнем плане, создающий иллюзию бесконечной дали. И лёгкая дымка, которая обволакивая предметы, словно растворяет их контуры – знаменитый приём Леонардо, получивший название сфумато.
О загадке её необыкновенной популярности написаны тома исследований. Колоссальное количество слов сказано об «улыбке Моны Лизы». Например, Л. Любимов так описывает картину:
«Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершённой и гармоничной. Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом. Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу, а волнующая пристальность взгляда заостряется общим спокойствием всей фигуры. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде, и со складками одеяния, и с лёгкой накидкой на плечах Моны Лизы.
Всё живёт и трепещет в её фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице её едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом.
Что означают они этот взгляд и эта улыбка?... Мы видим в них и мудрость, и лукавство, и высокомерие, знание какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия ».
Никто до сих пор не может с точностью определить, чем так впечатляет этот образ, созданный великим художником.
Однако следует отметить, что из-за вечных экспериментов мастера с используемыми для создания картин материалами, краски полотна сильно потемнели со временем. В XVI веке оно выглядело совсем иначе, например, известно, что рукава одежды модели были шафранового (т.е. оранжевого) цвета, а небо и вода на заднем плане - ультрамариново-синими.
Произошедшие изменения сделали не только все цвета приглушённо-коричневыми, а живопись почти монохромной, но и углубили тени на лице женщины – вокруг глаз, в уголках губ… И, может быть, эти тени придают такую значимость и таинственность выражению лица Моны Лизы, сообщают ему некую эмоциональную подвижность.
Обратите внимание, если вы будете долго смотреть на это лицо, то у вас, возможно, возникнет ощущение того, что на ваших глазах изменяется внутреннее состояние модели. Она кажется то отчужденно-холодной, то ироничной, то погруженной в задумчивую меланхолию, то шутливой, то трогательно-грустной, то готовой к общению, то высокомерно-недоступной, но всегда пристально наблюдающей именно за вами, в какую сторону от изображения вы бы не отошли.
И может быть именно этот серьезный, пристальный взгляд, контрастирующий лёгкой улыбке, на лице женщины, создает такой эффект изменчивости лица, которое одновременно, кажется и отталкивающим, и притягательным.
Например, известный историк искусства Л. Любимов так описывает картину: «Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всём мироощущении Леонардо… Эта женщина с властно заигравшей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то нам ещё недоступное. Она не кажется нам ни красивой, ни любящей, ни милосердной. Но, взглянув на неё, мы попадаем под её власть…, в которой заложена неведомая нам великая притягательная сила».
Но вот интересно то, что картина, которая сегодня известна каждому, до начала XX века не была настолько знаменитой. Дело в том, что часто для создания славы, необходим скандал. С Моной Лизой такой скандал произошёл в 1911 году, когда она была украдена прямо из Лувра. Два года о местонахождении картины не было ничего известно. Полиция сбилась с ног, а газеты неустанно публиковали статьи, касающиеся и картины, и хода расследования этого громкого дела. За это время, весь мир узнал об этом полотне, и следил за событиями затаив дыхание.
Картина обнаружилась неожиданно. Похититель – бывший сотрудник Лувра, увёз её в Италию, и через два года решил продать крупному музею во Флоренции. Эта сделка и выдала его.
Когда картина вернулась в Париж, то, разумеется, не было такого человека, который бы не захотел теперь её увидеть. Вот отсюда и начинается та слава «Моны Лизы», продолжающаяся и по сей день. Все, кто приезжает в Париж, своим долгом считают обязательно попасть в Лувр, чтобы увидеть шедевр своими глазами, а ещё лучше – сфотографироваться на его фоне.
Однако всё это не отменят того факта, что картина, и правда, удивительна. Сам Леонардо писал об этом полотне «мне удалось создать картину действительно божественную». Неизвестно, что значила для художника женщина, изображённая на полотне. Однако известно, что он работал над картиной долгие годы, что он не отдал её заказчику, а в конце своей жизни, переехав, по приглашению короля Франциска I, во Францию, взял её с собой и хранил до самой смерти, не смотря на то, что король сразу же выкупил её.
Умер художник во Франции в возрасте 67 лет. Его жизнь и творчество всё ещё до конца не исследованы и, возможно, ответы на все вопросы, касающиеся великого мастера, не будут найдены никогда.
Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне