После выхода в свет книги Джон Брауна "Код да Винчи", и так немалый интерес, к жизни и творчеству этого художника, взлетел до небес. Тем более, что жизнь и биография мастера, действительно оставили множество вопросов, ответов на которые нет по сей день (об этих загадках можно почитать здесь). Отсюда - огромное поле для рождения всяческих фантазий в среде любителей разоблачений, мистификаций, игр со смыслами, приверженцев идеи, что официальная наука нас обманывает, и т.д. и т.п. Особый интерес, в этом ключе, вызвала единственная, сохранившаяся до наших дней монументальная роспись Леонардо "Тайная вечеря". Давайте и мы с вами поговорим об этом шедевре.
Напомню, что юный Леонардо начал свой творческий путь во Флоренции. Закончив обучение в мастерской опытного наставника Андреа Вероккио, какое-то время да Винчи жил и работал в этом городе, где художественная жизнь била ключом. Но спустя 10 лет Леонардо предложил свои услуги правителю Милана - герцогу Лодовико Сфорца. Возможно, так он хотел избавится от конкуренции, царящей в медицийской столице.
В Милане художник задержался почти на 20 лет. Если вы подумали, что его главным занятием была живопись, то ошибаетесь. Все эти годы он должен был развлекать герцога и его придворных, устраивая всевозможные праздники, театральные представления и маскарады. Причём да Винчи занимался практически всем - от создания сценариев, разработки костюмов, декораций и машинерии, до сервировки стола и составления меню.
В середине 90-х годов XV столетия, Лодовико Сфорца предложил Леонардо выполнить роспись для монастыря Санта-Мария-делла-Грация, который, по его задумке, должен был стать родовой усыпальницей миланских правителей.
Помещение, которое Леонардо должен был украсить являлось трапезной, то есть столовой этого монастыря. Самым подходящим, в этом случае, сюжетом была "Тайная вечеря" - последний ужин Христа в кругу учеников, перед его арестом и казнью. Художник взялся за работу, но, как говорят нам документы и биографы, не особенно спешил.
Так, Джоржо Вазари пишет о том, что иногда, мастер действительно работал над произведением, как одержимый, забывая о сне и еде. Бывало и так, что прибегал в трапезную всего лишь затем, чтобы провести лишь одну черту или поправить одну линию контура фигуры. А иногда не появлялся там целыми днями, появившись же мог простоять перед своей незавершённой работой несколько часов в раздумье, чтобы вновь уйти.
Известно и то, что настоятель монастыря неоднократно жаловался герцогу на нерасторопность художника. По словам того же Вазари, приору «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание. Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».
Кстати, есть забавная байка, что когда Леонардо в очередной раз услышал жалобы настоятеля монастыря на его небыструю работу, то он пригрозил монаху, что воспользуется именно его внешностью для создания образа Иуды, если тот и впредь будет надоедать и торопить художника.
Так работа затянулась на несколько лет. И не только потому, что размер будущей картины был довольно велик. Дело в том, что гений Леонардо не позволял ему пользоваться уже выработанными для подобного сюжета шаблонами. Ему хотелось сделать живопись максимально "живой", заставляющей зрителя, буквально, погрузиться в сюжет, став одним из действующих лиц. А для этого, по мнению мастера, нужно было:
1. найти способ сделать краски ярче;
2. написать апостолов не как абстрактных канонизированных персонажей, а как живых людей.
Первый вопрос для мастера был принципиальным. Дело в том, что настенную живопись, обычно, выполняют в технике фрески - то есть пишут по сырой штукатурке. Такой способ делает изображение поразительно долговечным, однако есть здесь свои минусы. Главный из них это то, что краска, проникая в известь, становится, как бы, частью стены, и внести изменения в работу после уже невозможно. Леонардо же не представлял себе работу сразу "набело" он всегда что-то менял в картинах, по ходу их создания. Кроме того, фреска не предполагала дальнейшую работу над "живописностью" и "жизнеподобием" деталей, потому что здесь невозможно было наносить лессировки - тончайшие красочные слои покрывающие друг друга.
Поэтому да Винчи решил писать свою "Тайную вечерю", как обычную картину темперными красками, предварительно загрунтовав стену материалами собственного изобретения.
Для решения второй задачи, Леонардо стал искать необходимые лица, которые бы могли послужить моделями для его апостолов. Как, опять-таки, указывает Вазари, художник днями напролет мог ходить по самым злачным местам города - рынкам, кабакам, постоялым дворам. Там он разговаривал с людьми, рассказывал им анекдоты и страшилки, и внимательно наблюдал за эмоциями на их лицах. Те, что казались ему самыми интересными и живыми он зарисовывал в своих дневниках.
По этим же записям можно проследить, как рождалась будущая композиция картины, как подыскивались лица и позы действующих лиц.
Мастер оставил достаточно подробные заметки обо всех персонажах, которые должны были предстать перед будущими зрителями. Причём, в этих поисках, Леонардо опирался строго на библейский текст. Так что версия, представленная в детективе Дэна Брауна о том, что слева от Христа художник изобразил Марию Магдалену, является лишь увлекательным художественным вымыслом.
Что же вышло у Леонардо в итоге?
Размер росписи впечатляет – приблизительно 4,5 на 9 метров. На ней предстает сцена последнего ужина Христа в кругу своих учеников, перед его арестом и казнью. Согласно Евангелию, во время этой трапезы, Иисус, предрекая свою будущую трагическую судьбу, произнёс, обращаясь к апостолам: «Один из вас предаст меня». Этот момент и запечатлел художник на стене монастырской столовой.
К данному сюжету обращались многие живописцы и до Леонардо, но мастер привносит то, чего нет в их картинах – он впервые делает акцент на психологическом аспекте.
Свою задачу он видел в том, чтобы максимально точно передать те эмоции, которые испытывают сотрапезники Христа в драматический момент, когда он сообщает о том, что среди них есть предатель. В своем трактате «О живописи» мастер писал: «У художника две цели: человек и проявления его души. Первая проста, вторая трудна, потому что он должен раскрывать её с помощью движения».
Целая гамма чувств, жестов, движений предстает перед зрителем! Кто-то возмущенно вскакивает с места, кто-то напряженно вглядывается в лица своих товарищей, кто-то растерянно разводит руками, кто-то в порыве гнева хватает со стола нож…
Сам Леонардо, думая о композиции будущей картины делает пометки в дневниках: «Тот, который пил и поставил стакан на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища, другой показывает ладони, поднимает плечи к ушам и выражает ртом изумление…».
Все персонажи расположены за одним столом, как актёры на сцене перед зрителем. Художник группирует фигуры апостолов по трое. Слева направо расположились: Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей, затем Иуда Искариот (предатель), Пётр и Иоанн; по другую сторону от Христа мы видим Иакова Зеведеева, Фому и Филиппа, и завершают композицию Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
Леонардо заставляет своих героев реагировать на слова Учителя максимально бурно, вынуждая их выразительно жестикулировать. Давайте обратим внимание на две руки в этом море эмоций.
Одна из них - это рука святого Фомы. Он поднимает вверх указательный палец. Возможно, этим жестом, Леонардо делает отсылку к последующим событиям, описанным в Новом Завете. Согласно им, когда воскресший Христос явился перед своими учениками, Фома усомнился в чуде, и попросил в доказательство "вложить перста в раны" Учителя.
Ещё одна рука, присутствующая на полотне, вызывает много вопросов и домыслов (это тоже обыгрывается в "Коде да Винчи" Брауна).
Если посмотреть на апостолов, расположенных слева от Иисуса, и пересчитать руки каждого, то внимание привлекает чей-то кулак с ножом. Поскольку сохранность фрески чрезвычайно плоха, то может показаться следующее - из-за спины Иуды, кто-то протянул руку и схватил оружие, но святой Пётр (седой человек, чья голова расположена между лицами Иоанна и Иуды), удерживает за запястье этого человека.
На самом деле исследователи на основании заметок самого автора, его предварительных набросков и анализа, собственно, работы, утверждают, что нож принадлежит именно Петру. Иллюзия же, что рука с оружием чужая, создаётся из-за игры света и тени на месте очень резкого (почти противоестественного) изгиба кисти. Тем более, что в Библии говорится о том, что этот апостол обладал горячим темпераментом, носил с собой оружие и не против был им воспользоваться в решительные моменты.
Новшество композиции, созданной Леонардо заключалось ещё и в том, что художник не «отсаживает» Иуду по другую сторону стола, как это делали ранние мастера. Зритель не сразу понимает, кто, из сидящих за столом, – предатель и догадывается об этом лишь по косвенным деталям (например, опрокинутая солонка на столе и сжатый в руке мешочек с тридцатью сребрениками), что делает максимально естественным поведение апостолов, также, как и зритель, незнающих кто из них враг.
И как якорь в этой буре человеческих чувств выглядит спокойная, и как бы отрешенная от происходящего, притягивающая на себя взгляд, фигура Христа, расположенная в самом центре картины, в точке схождения всех линий перспективы.
Леонардо, рассчитывал на ошеломляющий эффект, который должна будет производить эта картина на своих предполагаемых зрителей - монахов, питающихся в этом зале. Весь антураж, который окружает персонажей его "Вечери", был позаимствован собственно из этой трапезной. Да Винчи "усаживает" апостолов за такой же стол, как и в монастырской столовой, с такими же скатертями, этой же посудой и, собственно, продуктами, которые подавали к трапезе.
Стены трапезной словно продолжались стенами, написанными за спинами апостолов. Только стол, за которым восседают святые, замыкал монастырское пространство, и располагался несколько выше, чем столы монахов. То есть Леонардо попытался соединить пространство реального мира и мифологического, за счет архитектурного интерьера и предметов быта.
Сложно даже представить, как же реагировали монахи на то, что во время трапезы, они словно оказывались за одним столом с самим Христом, как бы уравниваясь, в этом, с его учениками. И тогда, фраза произносимая Иисусом "один из вас предаст меня" могла относится не только к искусно написанным апостолам, но и ко всем, присутствующим в этом помещении! То есть, по замыслу гения, каждый монах, садясь за стол, невольно должен был задуматься, мог бы он лично предать Учителя, способен ли он на это? И вместе с нарисованными, на стене, святыми, каждый раз зритель мог испытывать весь спектр эмоций.
«Тайная вечеря» Леонардо сразу же приобрела известность и славу – смотреть на неё, и делать копии, приходили, во множестве, уже современники великого мастера.
Однако судьба картины оказалась весьма драматичной. Из-за того, что да Винчи изменил традиционную технологию настенной живописи, применив при создании этого шедевра материалы собственного изобретения, картина ещё при жизни художника начала разрушаться.
Этот процесс усугубили и последующие природные катаклизмы, и многочисленные войны (в том числе - Вторая Мировая), и работа непрофессиональных реставраторов. На сегодняшний день фреска находится в весьма плачевном состоянии, практически неразличимы лица персонажей и детали одежд (считается, что от работы великого Леонардо осталось не более 30%), реставраторы всего мира ищут способ спасти и сохранить хотя бы то, что осталось от шедевра великого мастера...
Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) В следующей статье предлагаю разговор об ещё одном шедевре гения - "Джоконда" или "Мона Лиза". Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне