Авторы культовых «Монстров Юга» и «Я иду искать» вряд ли могли испортить эту франшизу. Ну, и не испортили. «Крик» остается классным метахоррором, который приятно посмотреть, а главное – послушать.
Продолжение от крутого тандема авторов
Первый «Крик» вышел в 1996 году, второй в 1997 году, третий в 2000-м, четвертый – в 2011 году. «Крик» слегка пострадал от скандала вокруг Харви Вайнштейна. Братья Вайнштейн забрали Dimension Films после ухода из материнской Miramax Films. В 2011 году Харви Вайнштейн, как продюсер, анонсировал пятую часть. Но процесс затянулся.
На фоне разборок с Вайнштейном Dimension Films обанкротилась. В 2019 продолжение взялась снимать Spyglass. К этому времени создателя франшизы Уэса Крэйвена с нами уже не было. Его места заняли достойные люди – тандем Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллетта, создателей V/H/S, «Монстры Юга» и «Я иду искать». В титрах нового фильма написано, что он посвящен памяти Крэйвена.
Дочери уходят в бой
Сейчас ГГ уже не Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), а Сэм Карпентер (похоже, в честь Сэма Рэйми и Джона Карпентера), которую играет Мелисса Баррера. Конечно, Сэм не случайный герой, тут таких не бывает. Она дочь Билли Лумиса, главного неадеквата из первого фильма и внучка Нэнси Лумис наводившей слэшер во второй части. На этот раз представитель «династии» уже не Призрачное лицо, а наоборот.
Призрачное лицо в городке Вудсборо действует по принципу риквела (сиквел с элементами ремейка, отчасти перезапуск франшизы с передачей эстафеты от выживших ветеранов молодежи). Сегодня риквелы входят в моду. Таким недавно был новый Texas Chainsaw Massacre. Последние фильмы «Хэллоуин» близки к этому понятию.
В числе выживших Сидни Прескотт, бывший шериф Дьюи Райли (Дэвид Аркетт), не сдавший пистолет и звезду, и его экс-сожительница писатель и телеведущая Гейл Уэзерс (Кортни Кокс). Ветеранам постараться, чтобы убедить Сэм, что она должна принять эстафету, и от судьбы не убежать.
Старый добрый постмодерн
В 1996 году «Крик» застолбил статус главного постмодерн-хоррора и метахоррора. В новой части законы соблюдаются: герои осознают, что их судьба строится как в слэшере, с учетом причуд франчайзинга.
Приятно слушать, как герои «Крика» говорят про кино. Кино Беттинелли и Джиллетта – не исключение. В первой же сцене незнакомец убеждает Тару Карпентер (сестра Сэм) сыграть в знание кино «Удар ножом».
Девушка парирует: «Я же сказала, что я не знаю эти фильмов! Спроси про то, что я знаю. Про «Оно», «Реинкарнацию», «Ведьму».
Обсуждая сюжет, в котором оказались, герои предполагают: может, их занесло в «идейный хоррор». Это выглядит аллюзией на времена, которые начались с уходом Джейсона Блума от Вайнштейнов, после чего он поставил на поток интеллектуальные социальные ужастики.
– Что за идейный ужастик?
– Фильм страшный, но со сложной идейной и эмоциональной подоплекой.
– Звучит скучно. А ты смотрела «Удар ножом»?
Дальше доходит до упоминания коллеги Джейсона Блума, автора фильмов «Прочь» и «Мы».
– А что не так с идейными ужастиками? Джордан Пил же крут.
– Очевидно, но настоящий «Удар ножом» – это смесь слешера с детективом и всё! Фанаты были недовольны: восьмой фильм оскорбил их детство тем, что туда вставили социальные моменты.
Также тут есть синефильское обоснование версии про риквел, которое по ходу дела описывает ситуацию в жанре в десятые годы, упоминая и и фильм Джейсона Блума:
«Нельзя так просто перезапустить франшизу с нуля. «Черное Рождество», «Детские игры», «Коматозники». Это все не сработало. Но и нельзя просто так сделать сиквел. Нужно сделать нечто новое, но не слишком».
Детектив при желании можно разгадать быстро. Классическая схема, когда злоумышленник входит в строго очерченный круг, исхожена вдоль и поперек. Ждать от «Крика» открытий не стоит. Лучше просто наслаждаться классикой постмодерн-хоррора. Без социалки, как в 90-е.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь, и продолжим!