В Петербурге в последнее время проводится очень много промышленных экскурсий, связанных с посещением фабрик, заводов, а также объектов РЖД, метрополитена и прочих закрытых до недавнего времени стратегически важных мест. И это здорово! Ведь чем больше узнаешь о том как всё работает тем больше начинаешь ценить труд работников этих предприятий, а также производимую ими продукцию или оказываемые ими услуги.
В этот раз в компании машиниста-инструктора Кравцова Сергея Александровича я посетил депо "Выборгское", которое было открыто в Петербурге в 2008 году.
Перед мероприятием нам выдали радио-гид, а также наушники, чтобы экскурсовода было хорошо слышно даже на значительном расстоянии. Кроме того, в целях безопасности облачили в оранжевые жилеты.
В самом начале прогулки нам дали определение термина метро - это городская внеуличная железная дорога. Далее мы прошли мимо нескольких объектов железнодорожной инфраструктуры. Одним из таковых было депо электровозов. Оно состоит из 4 секций, одна из которых (48) - моечная.
Для чего метрополитену нужны электровозы? Такая необходимость связана с тем, что в тоннелях метро в ночное время проводятся разного рода ремонтно-восстановительные работы. В целях безопасности сотрудников контактный рельс, мощностью 825 Вольт, отключается. Составы метро ходить не могут. Здесь-то в дело и вступает электровоз, который работает на тяговой аккумуляторной батарее (то есть автономно). Он сделан на основе пассажирского вагона и перевозит сотрудников в ночное время суток к местам производимых работ. Вот он.
В депо "Выборгское" таких электровозов 2. Это второй.
Когда депо только открывалось (в 2008 году) здесь было всего 8 путей (крытых помещений для стоянки и ремонта составов). На 2022 год таких путей насчитывается уже 42. Они обозначены номерами.
Однако составов на линии "Парнас" - "Купчино" ходит больше - 70 штук (в часы пик 65-68 и 2-5 находятся в резерве). Где же ночуют "лишние" 22 состава (ведь мест всего 42)? В ночное время суток они находится между станциями метрополитена в туннелях. На улице оставлять возможности нет так как периодически графитчики раскрашивают составы. Расширение же депо вряд ли возможно так как его довольно плотно теперь окружают современные жилищные комплексы.
В настоящее время в метрополитене трудится более 18 000 сотрудников. Если говорить о труде машиниста, то перед каждым выездом ему выдается специальный талон, на котором прописано точное время отправления с каждой станции (допустимая погрешность 5 секунд).
Поэтому машинисты строго следуют инструкциям. И не удивляйтесь, если вас защемит дверью после сигнала о закрытии таковых (когда входить уже нельзя по правилам). Это не от того, что машинист злой. Это связано с тем, что если ждать всех забегающих в состав пассажиров, то из-за этого изменится график движения поездов, что принесёт всем большие неудобства.
На экскурсии был задан любопытный вопрос. Что будет, если машинист вдруг заснёт во время движения поезда? Либо ему станет плохо! И он проедет красный сигнал светофора. Поезда столкнутся?
Ответ: "Нет!" Если ситуация выйдет из под контроля, то за машиниста сработает автоматика. В то время, когда в туннеле загорается красный сигнал светофора, на определённом расстоянии после светофора (на путях) поднимается "стоповый механизм". Вот он. Красный рычаг (если горит зелёный, то он находится в опущенном состоянии).
Когда неуправляемый состав проезжает этот рычаг, то он цепляет его специальной "скобой" (она слева на фотографии). В результате чего срабатывает срывной механизм, благодаря которому происходит довольно плавная (не аварийная) остановка состава. И пассажиры как читали свою газету так и продолжат её читать.
Если вдруг такая ситуация происходит, то машинист (если он виноват) переводится в слесари и отстраняется от управления составом не менее чем на пол года.
Ещё один вопрос, который был задан экскурсии. Может ли машинист случайно открыть дверь на станции не с той стороны и пассажиры, которые всегда прислоняются к дверям, выпадут?
Ответ был такой. Машинист, конечно, может совершить ошибку, но автоматическая система выдаст на экране предупреждение о том, что эта дверь заблокирована. Автоматика распознает с какой стороны состава на какой станции открывается дверь. Но открыть её доложен сам машинист. Однако, не зря на дверях написано "Не прислоняться". Ведь и техника может дать сбой. Об этом надо всегда помнить!
Также, если вы помните, были случаи, когда хулиганы разжимали двери во время движения состава. В старых советских составах такое можно было сделать. В новых такое повторить теперь нельзя. Так как на них установлены замки. Кроме того, машинист не сможет сдвинуться с места на станции, если замок не замкнётся (когда кто-то держит двери). Поезд физически не сможет поехать. Техника безопасности сейчас стала более совершенной!
Отмечу также, что все фотографии, которые сделаны мной в этой заметке произведены внутри машино-ремонтного и отстойно-ремонтного комплексов. Именно поэтому многие вагоны находятся в полуразобранном состоянии. Кстати, максимальная скорость движения составов метро достигает 80 километров в час.
Продолжим с вами дальше говорить об интересных фактах, которые я услышал во время экскурсии. В настоящее время в Петербурге насчитывается 7 депо. Вы могли обратить внимание, что на всех головных вагонах есть отметка "ТЧ - 6". Что она означает?
Аббревиатура "ТЧ с номером" означает принадлежность к депо. "ТЧ (тяговая часть) - 6" - это депо "Выборгское". "ТЧ- 1" - самое старое в Петербурге депо "Автово". "ТЧ - 7" - самое молодое депо (открылось в 2018 году) "Южное". А вот красавчик из "ТЧ - 3" - депо "Московское". На линии такой состав ни разу не видел.
Ещё один любопытный факт. Пространства (пути под навесами со стёклами, ведущими в сторону депо), в которые поезда уходят после конечных станций называются галереями. Внутри галерей находятся пути оборота состава. Начало галерей называется рампа.
На этом же фото состав находится в моечном комплексе.
С помощью какого механизма поезда приводятся в движение? Основой служит контактный рельс. От состава к нему примыкает токоприёмник (у каждого вагона имеется по 4 токоприёмника). Проще говоря, это лапка на пружине, которая скользит по контактному рельсу во время движения состава и придаёт ему движение.
Но как ремонтировать вагоны в ремонтном цехе при такой системе движения поездов? Ведь сотрудники могут наступить на контактный рельс отчего произойдёт удар током...
Для этих целей был создан верхний контактный рельс, который размещается под потолком.
От него с помощью "удочек" - специальных подвесные электроприводов (длинных шнуров, грубо говоря), ток подаётся к элементам питания состава. Выглядит на поезде место стыка вот так.
А это сам шнур.
Вот он целиком. Наверху имеется подвес в виде ролика, потому шнур по рельсу можно передвигать от составу к составу. Люди внизу, источник электричества наверху. Очень удобно и безопасно!
Ещё один любопытный факт. В метро есть самые настоящие гостиницы для машинистов. Это рабочая необходимость. График работы машинистов таков, что им приходится выходить на работу до того как начнёт ходить общественный транспорт. Поэтому, чтобы в 5 утра быть бодрым и свежим, лучше переночевать прямо в метро в комфортабельном номере. Туда нас, конечно же, не водили.
Зато мы осмотрели как ремонтируют колёсные пары и многое другое.
Нам показали колёсно-фрезерный станок мод КЖ-20ВФ1 (заводской номер 157). С помощью него колеса приводят в порядок, выравнивают выбоины. Степень износа рассчитывается исходя из остаточного диаметра колеса. После чего деталь заменяют на новую. Если вдруг мастер сделает что-то не так (и колесо будет забраковано по его вине), то он может получить штраф - 3000 рублей. Это стоимость одного колеса.
На экскурсии по депо "Выборгское" мы обошли абсолютно все закоулки. Осмотрели десятки составов и любопытных технических деталей.
С нами были и сотрудники из другого депо.
А здесь, видимо, велись сварочные работы.
Также нам показали вход в бомбоубежище.
Ещё отмечу этот состав. Возможно, про него мне что-то ещё расскажут. Очень необычный! Его уже показывал спереди.
Изюминкой экскурсии стала интерактивная часть, когда всем желающим дали возможность не только посидеть в кабине машиниста, но также исполнить задание - открыть/закрыть двери и объявить "Осторожно, двери закрываются!". С этим я успешно справился!
В качестве бонуса мы проехали на поезде по территории депо на станцию "Парнас".
Вид из депо.
Простое человеческое счастье - сделать фотографии из состава метро, который движется по поверхности!
А жители окрестных домов могут наблюдать движение составов почти круглые сутки.
Если вы отправитесь на данную экскурсию, то рекомендую сделать симпатичную фотографию состава, который стоит на подъёме в районе рампы перед въездом в галерею. Обратите внимание здесь отчётливо видны поднятые токоприёмники, о которых мы говорили выше.
На этом наша экскурсия по депо "Выборгское" закончена. Надеюсь, что вам было интересно узнать о нашем метрополитене изнутри чуть больше. Подобные экскурсии проводятся регулярно самыми разными тур-фирмами. Также есть и в депо "Автово". Я там был пару лет назад. Пожалуй, напишу на досуге и про ту экскурсию тоже. Там тоже узнал кое-что интересное.
На этом у меня всё!
Адрес: пр. Энгельса, д. 162
Координаты: 60.068773, 30.320210
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки и пишите комментарии! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!