Найти тему
Олег Еверзов

Что будет, если машинист метро уснёт в кабине во время движения? Посетим депо "Выборгское" и получим ответы на все вопросы

В Петербурге в последнее время проводится очень много промышленных экскурсий, связанных с посещением фабрик, заводов, а также объектов РЖД, метрополитена и прочих закрытых до недавнего времени стратегически важных мест. И это здорово! Ведь чем больше узнаешь о том как всё работает тем больше начинаешь ценить труд работников этих предприятий, а также производимую ими продукцию или оказываемые ими услуги.

В этот раз в компании машиниста-инструктора Кравцова Сергея Александровича я посетил депо "Выборгское", которое было открыто в Петербурге в 2008 году.

-2

Перед мероприятием нам выдали радио-гид, а также наушники, чтобы экскурсовода было хорошо слышно даже на значительном расстоянии. Кроме того, в целях безопасности облачили в оранжевые жилеты.

-3

В самом начале прогулки нам дали определение термина метро - это городская внеуличная железная дорога. Далее мы прошли мимо нескольких объектов железнодорожной инфраструктуры. Одним из таковых было депо электровозов. Оно состоит из 4 секций, одна из которых (48) - моечная.

-4

Для чего метрополитену нужны электровозы? Такая необходимость связана с тем, что в тоннелях метро в ночное время проводятся разного рода ремонтно-восстановительные работы. В целях безопасности сотрудников контактный рельс, мощностью 825 Вольт, отключается. Составы метро ходить не могут. Здесь-то в дело и вступает электровоз, который работает на тяговой аккумуляторной батарее (то есть автономно). Он сделан на основе пассажирского вагона и перевозит сотрудников в ночное время суток к местам производимых работ. Вот он.

-5

В депо "Выборгское" таких электровозов 2. Это второй.

-6

Когда депо только открывалось (в 2008 году) здесь было всего 8 путей (крытых помещений для стоянки и ремонта составов). На 2022 год таких путей насчитывается уже 42. Они обозначены номерами.

-7

Однако составов на линии "Парнас" - "Купчино" ходит больше - 70 штук (в часы пик 65-68 и 2-5 находятся в резерве). Где же ночуют "лишние" 22 состава (ведь мест всего 42)? В ночное время суток они находится между станциями метрополитена в туннелях. На улице оставлять возможности нет так как периодически графитчики раскрашивают составы. Расширение же депо вряд ли возможно так как его довольно плотно теперь окружают современные жилищные комплексы.

-8

В настоящее время в метрополитене трудится более 18 000 сотрудников. Если говорить о труде машиниста, то перед каждым выездом ему выдается специальный талон, на котором прописано точное время отправления с каждой станции (допустимая погрешность 5 секунд).

-9

Поэтому машинисты строго следуют инструкциям. И не удивляйтесь, если вас защемит дверью после сигнала о закрытии таковых (когда входить уже нельзя по правилам). Это не от того, что машинист злой. Это связано с тем, что если ждать всех забегающих в состав пассажиров, то из-за этого изменится график движения поездов, что принесёт всем большие неудобства.

-10

На экскурсии был задан любопытный вопрос. Что будет, если машинист вдруг заснёт во время движения поезда? Либо ему станет плохо! И он проедет красный сигнал светофора. Поезда столкнутся?

Ответ: "Нет!" Если ситуация выйдет из под контроля, то за машиниста сработает автоматика. В то время, когда в туннеле загорается красный сигнал светофора, на определённом расстоянии после светофора (на путях) поднимается "стоповый механизм". Вот он. Красный рычаг (если горит зелёный, то он находится в опущенном состоянии).

-11

Когда неуправляемый состав проезжает этот рычаг, то он цепляет его специальной "скобой" (она слева на фотографии). В результате чего срабатывает срывной механизм, благодаря которому происходит довольно плавная (не аварийная) остановка состава. И пассажиры как читали свою газету так и продолжат её читать.

-12

Если вдруг такая ситуация происходит, то машинист (если он виноват) переводится в слесари и отстраняется от управления составом не менее чем на пол года.

-13

Ещё один вопрос, который был задан экскурсии. Может ли машинист случайно открыть дверь на станции не с той стороны и пассажиры, которые всегда прислоняются к дверям, выпадут?

Ответ был такой. Машинист, конечно, может совершить ошибку, но автоматическая система выдаст на экране предупреждение о том, что эта дверь заблокирована. Автоматика распознает с какой стороны состава на какой станции открывается дверь. Но открыть её доложен сам машинист. Однако, не зря на дверях написано "Не прислоняться". Ведь и техника может дать сбой. Об этом надо всегда помнить!

-14

Также, если вы помните, были случаи, когда хулиганы разжимали двери во время движения состава. В старых советских составах такое можно было сделать. В новых такое повторить теперь нельзя. Так как на них установлены замки. Кроме того, машинист не сможет сдвинуться с места на станции, если замок не замкнётся (когда кто-то держит двери). Поезд физически не сможет поехать. Техника безопасности сейчас стала более совершенной!

-15

Отмечу также, что все фотографии, которые сделаны мной в этой заметке произведены внутри машино-ремонтного и отстойно-ремонтного комплексов. Именно поэтому многие вагоны находятся в полуразобранном состоянии. Кстати, максимальная скорость движения составов метро достигает 80 километров в час.

-16

Продолжим с вами дальше говорить об интересных фактах, которые я услышал во время экскурсии. В настоящее время в Петербурге насчитывается 7 депо. Вы могли обратить внимание, что на всех головных вагонах есть отметка "ТЧ - 6". Что она означает?

-17

Аббревиатура "ТЧ с номером" означает принадлежность к депо. "ТЧ (тяговая часть) - 6" - это депо "Выборгское". "ТЧ- 1" - самое старое в Петербурге депо "Автово". "ТЧ - 7" - самое молодое депо (открылось в 2018 году) "Южное". А вот красавчик из "ТЧ - 3" - депо "Московское". На линии такой состав ни разу не видел.

-18

Ещё один любопытный факт. Пространства (пути под навесами со стёклами, ведущими в сторону депо), в которые поезда уходят после конечных станций называются галереями. Внутри галерей находятся пути оборота состава. Начало галерей называется рампа.

На этом же фото состав находится в моечном комплексе.

-19

С помощью какого механизма поезда приводятся в движение? Основой служит контактный рельс. От состава к нему примыкает токоприёмник (у каждого вагона имеется по 4 токоприёмника). Проще говоря, это лапка на пружине, которая скользит по контактному рельсу во время движения состава и придаёт ему движение.

-20

Но как ремонтировать вагоны в ремонтном цехе при такой системе движения поездов? Ведь сотрудники могут наступить на контактный рельс отчего произойдёт удар током...

-21

Для этих целей был создан верхний контактный рельс, который размещается под потолком.

-22

От него с помощью "удочек" - специальных подвесные электроприводов (длинных шнуров, грубо говоря), ток подаётся к элементам питания состава. Выглядит на поезде место стыка вот так.

-23

А это сам шнур.

-24

Вот он целиком. Наверху имеется подвес в виде ролика, потому шнур по рельсу можно передвигать от составу к составу. Люди внизу, источник электричества наверху. Очень удобно и безопасно!

-25

Ещё один любопытный факт. В метро есть самые настоящие гостиницы для машинистов. Это рабочая необходимость. График работы машинистов таков, что им приходится выходить на работу до того как начнёт ходить общественный транспорт. Поэтому, чтобы в 5 утра быть бодрым и свежим, лучше переночевать прямо в метро в комфортабельном номере. Туда нас, конечно же, не водили.

-26

Зато мы осмотрели как ремонтируют колёсные пары и многое другое.

-27

Нам показали колёсно-фрезерный станок мод КЖ-20ВФ1 (заводской номер 157). С помощью него колеса приводят в порядок, выравнивают выбоины. Степень износа рассчитывается исходя из остаточного диаметра колеса. После чего деталь заменяют на новую. Если вдруг мастер сделает что-то не так (и колесо будет забраковано по его вине), то он может получить штраф - 3000 рублей. Это стоимость одного колеса.

-28

На экскурсии по депо "Выборгское" мы обошли абсолютно все закоулки. Осмотрели десятки составов и любопытных технических деталей.

-29

С нами были и сотрудники из другого депо.

-30

А здесь, видимо, велись сварочные работы.

-31

Также нам показали вход в бомбоубежище.

-32

Ещё отмечу этот состав. Возможно, про него мне что-то ещё расскажут. Очень необычный! Его уже показывал спереди.

-33

Изюминкой экскурсии стала интерактивная часть, когда всем желающим дали возможность не только посидеть в кабине машиниста, но также исполнить задание - открыть/закрыть двери и объявить "Осторожно, двери закрываются!". С этим я успешно справился!

-34

В качестве бонуса мы проехали на поезде по территории депо на станцию "Парнас".

-35

Вид из депо.

-36

Простое человеческое счастье - сделать фотографии из состава метро, который движется по поверхности!

-37

А жители окрестных домов могут наблюдать движение составов почти круглые сутки.

-38

Если вы отправитесь на данную экскурсию, то рекомендую сделать симпатичную фотографию состава, который стоит на подъёме в районе рампы перед въездом в галерею. Обратите внимание здесь отчётливо видны поднятые токоприёмники, о которых мы говорили выше.

-39

На этом наша экскурсия по депо "Выборгское" закончена. Надеюсь, что вам было интересно узнать о нашем метрополитене изнутри чуть больше. Подобные экскурсии проводятся регулярно самыми разными тур-фирмами. Также есть и в депо "Автово". Я там был пару лет назад. Пожалуй, напишу на досуге и про ту экскурсию тоже. Там тоже узнал кое-что интересное.

-40

На этом у меня всё!

-41

Адрес: пр. Энгельса, д. 162

Координаты: 60.068773, 30.320210

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки и пишите комментарии! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!