Найти тему
ВДЦ «Орлёнок»

Кто учил орлят летать

Так же, как этот текст, называется сборник воспоминаний Игоря Ремизова - пионервожатого «Орлёнка», который работал здесь в 1960-61 годах. Он и его товарищи (как и другие воспитатели первых лет) были действительно первооткрывателями. С помощью своего сугубо личного, а потому разного опыта вожатые методом проб и ошибок старались создать нечто новое. А заодно сложить из разноцветных детских эмоций и характеров единую мозаику лагеря. Чуть позже с этим стало проще – во взрослеющем «Орлёнке» появилась школа, в которой преподавали не столько навыки вожатского ремесла, сколько понимание сути и особой «души» будущего Центра. И пусть сейчас многие её выходцы работают на других должностях (почти во всех отделах), это знание остаётся с ними всегда. Речь об отметившей 55-летие Школе пионерских вожатых.

Во время хрущёвской оттепели в конце 50-х годов прошлого века правительство всерьёз задумалось об изменении работы с детьми. Одно из направлений, на которое решили обратить внимание, - детский отдых. На тот момент в стране из передовых площадок пионерии существовал только «Артек» (другие пионерлагеря предназначались для детей рабочих), да и тот планировался, прежде всего, как оздоровительный, что, впрочем, не помешало ему после войны стать визитной карточкой советского детства. Тем не менее, «Артека» не хватало на всех пионеров, пусть туда и отправляли лишь лучших. Было принято решение создать его аналог в каждой республике, например, «Молодую гвардию» на Украине, «Зубрёнок» в Белоруссии и «Орлёнок» в РСФСР.

Руководящие комсомольские органы со всего СССР отбирали первых вожатых. Они проходили небольшую стажировку, а затем отправлялись к нам. Однако, поскольку пионерлагерь был круглогодичным (что тогда было в новинку), в скором времени поняли, что необходимы постоянные кадры. Причём нужна была система их постоянной подготовки, а не набора. Таким образом 20 февраля 1967 года родилась Школа пионерских вожатых «Ориентир», которая с развала СССР стала именоваться Школой педагогического работника.

На этапе становления «Орлёнка» трудами Игоря Иванова и его продолжателей (среди которых, например, Олег Газман, Сталь Шмаков и Анатолий Мудрик) закладывалась та самая орлятская педагогика, которой мы пользуемся до сих пор. Во главу угла встало взаимодействие трёх основных элементов - детей, вожатых и лагеря, которые дополняли и развивали друг друга. И именно в развитии и передаче новой методики заключалась основная необходимость ШПВ «Ориентир».

«До этого все методики в основном были рассчитаны на школьников, то есть на работу с постоянным классом на протяжении 10 лет. А здесь дети приезжают на смену, и надо из них сделать команду и установить доброжелательные отношения. Тогда все ломали копья, как это сделать и по каким направлениям идти. И мы не просто это придумывали, а связывали с тем, чем живёт пионерия. Мы работали на улучшение, чтобы потом переносить это в школы. Идея какая была? Это не лагерь отдыха, а пионерский актив - своего рода курсы повышения квалификации. Дети приезжают, мы с ними обсуждаем и пробуем, что можно сделать в школе, а затем они возвращаются домой и осуществляют преобразования.

Сюда приезжали очень интересные лекторы и не только педагоги. Например, Светлана Викторовна Виноградова или Владимир Тимофеевич Лисовский, который просто разговаривал с орлятами о жизни, подводя к дискуссиям. Он здесь такие диспуты закатывал, что дети не хотели расходиться и по четыре, по шесть часов спорили - настолько это было актуально и важно для них. Почему изначально один из планов был - построить «Орлёнок» недалеко от Москвы? Чтобы правительство приезжало и советовалось с детьми, куда идти дальше. Сейчас это звучит фантастически, а тогда нормально воспринималось», - рассказал методист УМЦ Юрий Беляков.

Важно понимать, что лагерь не был альтернативой пионерской организации, а наоборот, ставил перед собой задачу воспитать детей в системе гуманистских и государственных ценностей, которые были продиктованы законами пионерии. А те, в свою очередь, находили в «Орлёнке» человеческое отражение. Здесь же сохранились пионерские значок и галстук, чтились пионерские законы. Вслед за «Артеком» переняли и ритуалы - утреннюю линейку, сбор, подъём государственного флага и пионерский салют - всё это пришло оттуда. Орлята помогали строителям возводить лагерь и отправлялись на трудовые десанты. Например, в «Комсомольском» был выездной лагерь труда. И его ребята из него вместо походов ездили в поля, ставили палатки, работали по несколько часов, а потом ещё старались что-то сделать для жителей совхоза.

Вожатский отряд «Товарищ». Школа пионерских вожатых «Ориентир», 1977 год
Вожатский отряд «Товарищ». Школа пионерских вожатых «Ориентир», 1977 год

Кроме того, ежегодно выходила книга вожатых, где с идеологической позиции были разложены советы о том, как работать с детьми по направлениям: труд, знания, идеалы и прекрасное. Правда, в «Орлёнке» эти советы дополнялись под влиянием сложившейся методики и желанием создавать своё.

Конечно, история состоит из имён, но всех, кто повлиял на наше прошлое, настоящее и даже будущее, не перечислить. И всё же именно люди, которые эту школу делали, навсегда остаются в памяти и сердце. Из воспоминаний участницы первой школы вожатых Галины Ечкаловой:

«Школой руководил Анатолий Ушаков, несомненно талантливый педагог и организатор. Нам должны были дать не только профессиональные знания и умения, но и научить жить в коллективе не менее сильных личностей... На отрядах стояли начальники дружин и опытные вожатые и методисты. Они все были личностями. Но мне кажется, нам повезло больше всех. Удивительный достался нам треугольник: Хозов Валерий, Бугаев Володя и Сотников Юрий... Внимательные и заинтересованные, они вдохновляли всех, а меня особенно, становиться лучше, больше знать и уметь, деликатно подражать».

Обучение в ШПВ было выстроено по принципу лагерной смены. Педагоги тогда полностью проходили путь ребёнка - начинали свой день с зарядки, а заканчивали вечерним огоньком. Учились быть дружным отрядом, пели песни, ходили в походы. Тем не менее, есть в школе и место для строгости. Отучившись, воспитатели получают детей только вместе с опытным напарником, а после практики их ждёт настоящий экзамен. И лишь после него можно гордо называть себя выпускником и ориентиром для орлят.

Школа педагогических работников «Ориентир», 2011 год
Школа педагогических работников «Ориентир», 2011 год

ШПР действует и по сей день – уже как Российский центр подготовки вожатых «Ориентир». Несмотря на то, что методика и основные принципы остаются неизменными уже 55 лет, он не стоит на месте и ищет пути для развития. Сейчас при подготовке вожатых учитываются актуальные общественные проблемы и национальные проекты, например, реконструкция образовательной инфраструктуры, экология и здоровое питание.

Даниил ШИЯНОВ