За те семьдесят с лишним лет, что насчитывает история рок-н-ролла, особенности его существования вызвали к жизни большое число специальных терминов, связанных как с жанровым разнообразием рок-музыки, так и со спецификой ее бытования в общекультурном аспекте. Эти же особенности породили профессиональный слэнг, распространившийся в среде рок-музыкантов и отчасти перешедший на их аудитории. К сожалению, не удастся описать все существующие жаргонные слова, так же существуют приёмы при игре на музыкальных инструментах, определение которым словами крайне трудно дать.
Авангардый рок - музыкальный стиль, основанный на рок-музыке с экспериментами над звучанием базовых элементов жанра и техникой исполнения. В целом главная идея в стилевой свободе, новаторстве и импровизации.
Альтернативный рок - собирательное понятие для музыки, содержание которой значительно разнится в плане звучания, социального контекста и региональных особенностей, набравшей популярность в 1990-е и 2000-е года.
Андеграунд - буквально, подпольная музыка, которой до 1980 фактически был весь наш рок. Теперь андеграундом называют наиболее радикальные панковые и авангардные группы.
Арт-рок - совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы элементы академической музыки, либо применяющих характерный для неё инструментарий и аранжировочные приёмы.
Бард-рок - неудачный термин, введённый в обиход официальной прессой, относится к широкому спектру форм, имеющих в основе авторскую песню, как правило, существующую и в электрическом (групповом), и в акустическом (сольном) исполнении.
Барокко-рок - форма арт-рока, использующая в мелодической основе элементы музыки Ренессанса, барочный инструментарий и аранжировки.
Бит-рок - одна из разновидностей современной электронной музыки, сформировавшаяся в 1990-х годах. Основные характеристики биг-бита — мощный среднетемповый бит, «жирная» бас-партия, искаженный брейкбит, психоделические синтезаторные вставки и семплы из джаза хард-рока и брит-попа 60-х годов.
Блэк-метал - или просто — блэ́к, —, одно из экстремальных направлений метала.
Блюз-рок - гибридный музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, объединяющий элементы стилей блюз и рок. Основу блюз-рокового звучания составляют электрогитара, бас-гитара и ударная установка, причём звук электрогитары подвергается искажению «овердрайв», обычно с помощью лампового гитарного усилителя.
Болванка - предварительный, базисный вариант многоканальной звукозаписи. Как правило, на болванке записаны ударные инструменты, бас- и ритм-гитара. Затем осуществляется наложение вокальных партий и инструментальных соло, а под конец — финальное сведение (или «микс») всех записанных звуковых дорожек.
Брит-поп - ориентируется на возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Стиль характеризуется бескомпромиссно британскими мелодиями и звучанием, используя британские традиции как фольклорной, так и рок-н-ролльной музыки 60-х — 70-х годов XX века.
Бутлег - кассеты или пластинки, тиражируемые без ведома и согласия на то музыкантов. Как правило, в бутлег входят несанкционированные записи с концертов.
Бэк-вокал - подголосок, второй голос в вокальной партитуре.
Викинг-рок - распространён главным образом в Скандинавии. В музыкальном отношении викинг-рок представляет собой панк-рок с элементами фолк-музыки.
Вязать (винтить), вязалово - нередкий финал мероприятий андеграунда: запрет или насильное прекращение концерта, сопровождающееся задержанием музыкантов, организаторов и части публики.
Гаражный рок - сырой и энергичный вид рок-н-ролла, процветавший в середине 1960-х годов.
Глиттер-рок - антитеза напыщенности арт-рока и «серьезности» прогрессивного. Характеризовался ориентацией на прямолинейный рок-н-ролл в его классических формах и эффектным внешним видом исполнителей.
Глэм-рок - чуть более «интеллектуальная», нежели глиттер-рок, и гораздо менее ортодоксальная в выборе изобразительных средств форма коммерческой музыки семидесятых. Именно глэм-рок ввел в употребление эзотерический макияж, мужскую бижутерию, эклектическую костюмерию, позднее в куда более массовых масштабах использованные «неоромантической» ветвью новой волны. В музыкальном отношении глэм-рок был ещё менее однороден, совмещая рок-н-ролл, хард- и арт-рок, откровенную эстраду и традиции довоенного английского кабаре.
Готик-рок - музыкальный жанр, возникший как ответвление пост-панка на рубеже 1970-х и 1980-х годов. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтиз, нигилизм, а также готичное направление в искусстве Нового времени.
Гранж - подстиль в альтернативном роке, развившийся из хардкор-панков середине 1980-х в американском штате Вашингтон, прежде всего в Сиэтле. Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, обилиедисторшна, контрастная динамика с чередованием «громко-тихо», мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества и апатии.
Джаз-рок - В общем понимании — использование принципов джазовой импровизации в традиционных рок-форматах.
Джэм - совместное неформальное музицирование исполнителей из разных групп. Происходит иногда после больших концертов и фестивалей.
Драйв - интенсивность, степень энергоотдачи в игре.
Драмс (англ. drums - барабаны) - ударные инструменты.
Дрим-поп - стиль альтернативного и поп-рока. Для дрим-попа характерно атмосферное, «мечтательное» звучание, сочетающееся с «воздушными», нежными поп-мелодиями.
Дэткор - направление экстремального метала, представляющее собой слияние дэт-метала с металкором и/или хардкором. В дэткоре часто используются риффы и бласт-биты из дэт-метала и брейкдауны из хардкора.
Дэт-метал (англ. death metal, от death — «смерть») - экстремальный поджанр метала.
Еее роцк - сатирическое выражение, употребляемое в значение "крутой рок".
Жаргон - это особые слова и выражения. Их применяют люди, которые связанны одной профессией, социальным положением и т.д.
Завод - способность музыкантов растормошить, завести слушателей.
Инди-рок - обобщающий термин для широкого диапазона музыкантов и стилей, объединённых причастностью к контркультуре, и имеющих некоторое отношение к рок-музыке.
Индпендент-рок - в строгом понимании понятие относится к исполнителям, не имеющим контракта с крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипов.
Инструментальный рок - жанр рок-музыки, в котором преобладает игра на инструментах, а вокал используется редко или отсутствует.
Имидж - сценический образ солиста или всей группы. Создается с помощью одежды, грима, прически, особой манеры держаться на сцене, мимики.
Кабак - в узкомузыкальном смысле — дешевая, ресторанная стилистика, манера выступления.
Кантри-рок - музыкальный жанр, объединяющий рок и кантри.
Канцик - музыкальный концерт.
Квартирник - домашний концерт.
Кейборд - клавишный инструмент, обычно электронный.
Келтик-рок - поджанр фолк-рока и форма келтик-фьюжна, включающая мелодии и инструменты кельтской музыки в контекст рок-музыки.
Ковёр - обложка для диска CD или DVD.
Коза - фирменный жест рокеров.
Лабух - пренебрежительная кличка ресторанных музыкантов или музыкантов, играющих в кабацкой манере.
Лажа, лажать - совершить ошибку.
Мастер - оригинал, «нулевая копия» пленки со студийной звукозаписью.
Менеджер - в практике андеграунда организатор концертов. Сейчас все чаще употребляется в своем настоящем значении — «управляющий делами» того или иного артиста, ансамбля.
Мейнстрим - "основное русло" какого-либо музыкального направления, совокупность его наиболее популярных на данный момент характеристик.
Метал - сформировался из хард-рока. Основные отличия жанров метала от других жанров рок-музыки — искажённые эффектом дисторшнэлектрогитары, затяжные гитарные соло, агрессивный ритм, как правило шести-, восьми- или дву- дольный размер такта, облегчённые риффы.
Металкор - объединяет экстремальный метал и хардкор-панк. Название представляет собой словослияние названий двух образующих его жанров. Отличается акцентом на брейкдауны, то есть медленными проигрышами в песнях, подталкивающими к мошу.
Неорамантизм, новая романтика - реакция на нигилизм, социальную активность и звуковую анархию панк-рока породило на рубеже восьмидесятых эскапистско-эзотерическое и малочисленное поначалу движение, основными атрибутами которого были эффектные и карнавально-пестрые наряды и танцы под черную поп-музыку шестидесятых и семидесятых. Очень скоро движение, за которым закрепилось название «новых романтиков» стало массовым и породило собственную музыку.
Новая волна - вся совокупность форм и направлений, возникших в популярной музыке после 1975 г.
Нью-метал - является слиянием альтернативного метала с такими стилями, как гранж, хардкор-панк и хип-хоп.
Нью эйдж - квазиинтеллектуапьная коммерческая музыка восьмидесятых. Характеризуется звучанием «живых» инструментов или естественных звуков, включенных в плотную компьютерную подложку. Для нью-эйдж обычно отсутствие традиционной мелодики, она направлена, скорее, на медитацию или расслабление, нежели на слушание или танцы.
Отвязка - вести себя на сцене в максимально раскрепощенной манере. Особо отвязные концерты зачастую заканчиваются скандалами.
Панк-рок - основным смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением делать это; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основой целого ряда субкультур.
Пауэр-метал - характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем «классический» хэви-метал, и большей мелодичностью, чем спид-метал и треш-метал. Основные атрибуты жанра — скорость, сложность и мелодичность гитарных партий, чистый высокий вокал (иногда со вставками скриминга) и бэк-вокал. По сравнению со многими другими видами рок-музыки пауэр-метал — бодрая и оптимистичная музыка (иногда его в шутку называют «happy metal» — «весёлый метал»). Тексты песен в этом жанре часто бывают посвящены фантастике, фэнтези и средним векам.
Поп-рок - объединяет элементы поп-музыки и рок-музыки. Песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа), использованием в качестве основных инструментов электрогитар и ударных и агрессивным настроением (от рока). Тяжесть может быть разной, от практически инструментального попа до весьма «тяжёлых» композиций, но разбавленных поп-мелодиями.
Пост-панк - часто в более узком смысле понимают генерацию групп, характерными чертами которых является использование принципов минимализма и ориентация на чистый гитарный (без синтезаторов и сэмплерной техники) звук.
Примочки - обобщенное название всевозможных звуковых эффектов и процессоров.
Прогрессивный рок - характеризуется усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства: классической музыкой, оперной музыкой, академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом.
Психоделический рок - в целом экспериментальная музыка, основанная на англо-американской музыкальной культуре под сильным влиянием восточного мистицизма, традиционной и духовной индийской музыки.
Рага-рок - термин, появившийся во второй половине 60-х годов и призванный обобщить первые результаты экспериментального синтеза рок-музыки и индийской музыкальной культуры. Впоследствии он стал использоваться и в отношении индийских исполнителей, использующих в своем творчестве элементы современной западной музыки.
Раскрутка, раскручивать - активная пропагандистская кампания по привлечению аудитории.
Регги-рок - слияние поджанров регги и рок-музыки.
Ритм-энд-блюз - термин, относящийся к любой музыке исполняемой чернокожими и для чернокожих.
Рифф - короткая повторяющаяся музыкальная фраза, исполняемая в унисон гитарой и бас-гитарой.
Рокабилли - ранняя разновидность рок-н-ролла, представляющая собой синтез рок-н-ролла и кантри-музыки.
Рокер - рок-музыкант, также слушатель рок музыки.
Рок-опера - представляет собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рэп - буквально, "трёп". Ставшая популярной с середины 80-х манера быстро ритмически проговаривать текст песни, вместо того чтобы его петь. Практикуется не только рок-певцами, но и некоторыми диск-жокеями.
Сайгон - легендарный кафетерий при ресторане «Москва», место обитания героев советского андеграунда.
Самопал - самодельный музыкальный инструмент, предмет звуковой аппаратуры.
Саунд - звук, звучание группы как на концерте, так и на записи.
Сейшен - "старо-хипповое", бытующее и поныне название рок-концерта.
Сёрф - происходящий из пляжной культуры Калифорнии, то есть популярный среди курортников и особенно сёрферов. Музыка преимущественно инструментальная, некоторые группы исполняли сёрф с вокалом.
Сингл - маленькая пластинка (45 об/мин), содержит, как правило, две песни.
Симфо-рок - разновидность прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов.
Снимать - копировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать «в ноль» или «один в один» — значит достаточно близко к оригиналу. Раньше снимали целые песни, включая вокальную партию на языке оригинала. Теперь снимают отдельные полюбившиеся фрагменты и органично используют их.
Совок, совковый - нечто недалекое, невысокого качества и отдающее официозом.
Спейс-рок - сочетает психоделический рок, элементы электронной музыки и «космическую» тематику. Для спейс-рока характерны активное использование синтезаторов, эксперименты с гитарным звучанием, продолжительные, атмосферные композиции и тексты, навеянные научной фантастикой.
Спид-метал - находится на стыке традиционного хеви-метала, трэш-метала и NWOBHM. Спид-метал характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения. Для жанра спид-метал характерен высокий темп игры и короткие проигрыши между куплетами. Вокал в спид-метале чаще всего более агрессивен, чем в хеви-метале, он бывает хриплым, с расщеплением связок (скриминг), как низким, так и пронзительным фальцетом. Спид близок к трэш-металу, но более мелодичен и демонстрирует значительно меньшее влияние панк-рока.
Стёб, стебать - дурачить, иронизировать, глумиться, сохраняя при этом невинный вид.
Стрём, стрёмный - рискованный, находящийся на грани дозволенного. Как правило, самым стрёмным считаются тексты песен, сомнительные в идейно-художественном отношении. Однако бывает и стрёмный имидж, стрёмная музыка.
Сэмплинг - занесение звуков путем цифровой записи в тембровую память музыкального компьютера. Инструмент, позволяющий это сделать, называется сэмплер.
Техно-рок - тоже, что и арт-рок.
Трэш-метал - направление в метале, давшее начало большинству экстремальных его разновидностей. Характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения, большей жёсткостью пробивных, быстрых, исполненных в низком диапазоне частот ритмических фигур (риффов) по сравнению с классическим хэви-металом и агрессией вкупе с техничным, кромсающим, молотящим, скоростным стилем гитарных соло в высоком диапазоне частот и басово-гитарным тремоло.
Фандом - термин, который используется для определения какого-то коллектива поклонников сериала, фильма, серии книг или комиксов, музыкальных групп, спорта или хобби.
Фенька - изюминка, удачная находка в музыке, имидже.
Филармонический рок - это не жанровое определение, но оно прочно вошло в повседневный язык рок-журналистов. С самого начала существования филармонической системы ВИА она пополнялась во многом за счет бывших рок-музыкантов. Когда в самом начале 80-х наступила легкая оттепель в отношении к року, отдельные ВИА в значительной мере модернизировали свой репертуар, включив в него собственный материал и осовременив звучание.
Фирма, фирменный - заграничный.
Фолк-рок - объединяет в себе элементы фолка и рока.
Фьюжн - название современных форм джаз-рока.
Хард-рок - характеризуется выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах сразмером 4/4.
Хеви - синоним для описания музыки групп, игравших «тяжелый» ритм-энд-блюз и — как антитеза хард-року — для указания на блюзовую основу исполнявшегося номера. К понятию хэви-метал прямого отношения не имеет.
Хеви-метал - изначальное направление метала. Обычно этим словом называют «классический» метал.
Хэппенинг - эксцентричное театрализованное представление. Чаще всего разворачивается спонтанно и охватывает часть зрителей.
Чёс - халтурные гастрольные поездки (обычно по провинции), когда за день дается до трех концертов. Когда-то это слово бытовало только среди музыкантов филармоний.
Электронный рок (диджитал рок) - создаётся с участием электронных инструментов. Этот жанр в значительной степени зависит от уровня технических разработок, особенно на него повлияло изобретение и совершенствование синтезатора, а также развитие цифрового формата MIDI и компьютерных технологий.
Информация взята с сайтов:
https://corpuscul.net/sovetskij-rok/rok-gruppy/strany/leksika-rok-obshheniya/