Найти тему
Внимательный Лис

Неподражаемый Питер Брейгель. Ослепшие. 1568 год.

Эссе

Чтобы найти правильный ответ сначала нужно найти правильный вопрос.
Пите Брейгель. Слепые. 1568 г.
Пите Брейгель. Слепые. 1568 г.

Преамбула.

Поводом выбора сюжета Питером с высокой вероятностью стал факт образования в Нидерландах в 1567 году «Совета по делам беспорядков», католической карательной организации направленной на выявление и уничтожение протестантов.

Уже начиная с 4 века в Европе христианство перестало быть вариантом мировоззрения и превратилось в государственную идеологию, в удобный для власти инструмент фильтрации населения, в критерий вычленения из подчинённого стада возмутительных и несогласных особей.

К 16 веку, когда жил Питер, никакой иной функции, кроме политической и административной у религии не осталось. Религия полностью слилась с властью и стала инструментом власти.

"Совет по делам беспорядков" был вариантом гестапо 16 века. Критерием же для фильтрации населения стала демонстрация приверженности католицизму. Мирная мировоззренческая проповедь Иоанна и Иисуса о равенстве людей превратилась в карательную структуру испанской  власти! Как все неузнаваемо трансформировалось! Мог ли предполагать такое Иисус, когда проповедовал равенство..

Не удивительно, что и власть и религия присутствуют на картинах Питера как правило одновременно и исключительно в негативном контексте.

Итак, на таком политическом фоне Питер делает свою работу, которую искусствоведы назвали "Слепые". Название, как мы убедимся далее, неточное.

Формально Питер изображает иллюстрацию фразы Мф. 15:14, с которой Иисус обращается к иерусалимским книжникам и фарисеям: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то они оба упадут в яму».

Между делом заметим, что иудаизм, по поводу которого эта фраза была произнесена, в отличие от христианства, за прошедшие 2000 лет никуда не упал и сохранился в точности тем же что и был.

Как и в других работах Питера формальный сюжет является всего лишь видимым поводом, но не самим содержанием.

Конец преамбулы.

"Слепые"

Картина Питера напоминает содержанием сразу два триптиха Иеронимуса Босха "Воз жизни" и "Страшный самосуд". "Воз жизни" показывает существование человечества как процесс его движения к гибели. Власть и религия пассивно идут за жизнью. "Страшный самосуд" - финал этого процесса, ад на земле созданный самим человеком.

Питер более лаконично объединил процесс и результат в одной картине. Но роль власти и религии у Питера качественно противоположна той что изобразил Иеронимус. Эта роль не пассивная, а активная. Активную роль власти и религии в судьбах человечества Питер демонстрирует во многих своих работах.

Чтобы понять содержание этой картины следует как и всегда сначала определить основные действующие лица.

Действующие лица картины

Напоминаю, что Питер ничего не изображает бессмысленно. Если объект явно выделен в сюжете картины, значит он является частью суждения Питера.

Имеем следующие объекты на картине:

1. Слева за спинами слепых жилой посёлок.

2. Вверху церковь. Для изображения церкви Питер специально освободил пространство между слепыми и поместил в него здание.

Церковь. Здание и образ религии.
Церковь. Здание и образ религии.

3. Справа яма - место финиша. 4. И наконец сама группа слепых.

Ключевое суждение относительно группы слепых:

Цепочка слепых, цепляющихся друг за друга, есть образ человечества.

Все дальнейшие рассуждения делаются исходя из этого ключевого суждения.

Церковь на заднем плане является образом религии. Религия присутствуют при медленном движении человечества если не к гибели, то к падению в яму.

Далее я задаю тот самый, главный вопрос:

Кто ослепил людей?

Этот вопрос является самым важным. Человек по природе своей не слеп. Он способен видеть, слышать, запоминать, обрабатывать информацию с пользой для себя и социума. Этим он и занимается по большей части всю жизнь, если ему не помешают это делать.

Замечаем, что все слепые прилично одеты. Ткани и одежда в целом чистые, добротные, без разрывов и повреждений. Музыкальный инструмент справа хорошего качества, без царапин.На шее второго слева слепого висит дорогой крестик с жемчугом.

Качественные ткани. Крестик с жемчугом на шее. Качественная обувь.
Качественные ткани. Крестик с жемчугом на шее. Качественная обувь.

Человечество не всегда было слепо. Все предметы у людей, здания посёлка, здание храма, инструменты - все это результаты его труда. И все это невозможно сделать будучи слепым. Создавая все это, человечество было зрячим. На картине же оно бредет ослепленное, держась друг за друга. Следовательно речь идет не о физической слепоте человечества, а о ментальной.

Кто или что ослепило менталитет людей?

Далее есть два нюанса для формирования ответа.

Первый нюанс вытекает из факта, который я привёл в самом начале, из факта образования в 1567 году и факта дальнейший деятельности «Совета по делам беспорядков», католической карательной организации. Далее этот Совет прозвали "Кровавым советом" за массовые казни протестантов.

В этом контексте образ церкви вверху картины есть символ религиозного ослепления человечества.

Второй нюанс трактовки хорошо иллюстрирован Тарковским в его гениальном фильме "Страсти по Андрею".

В этом фильме группу странствующих художников, только что закончивших роспись храма, ослепляет местный князь. Их лишают зрения для того, чтобы они не расписали аналогичный храм соседнему князю.

Сцена ослепления художников из фильма "Страсти по Андрею" Тарковского.
Сцена ослепления художников из фильма "Страсти по Андрею" Тарковского.

Власть осознанно ослепляет людей из стремления к доминантности. Ослепляя художников, власть лишает остальную часть социума ожидаемых им результатов труда живописцев. То есть тормозит развитие социума. Сцена фильма символична и точна.

Стремление к власти одно из самых сильных мотивов поведения некоторых людей. Для того, чтобы власть оставалась у власти, она непрерывно ослепляет сознание людей соответствующей пропагандой. Всегда и без всяких исключений. Какая бы тема не была поводом пропаганды: права человека, демократия, религиозные постулаты, феминизм, глобальное потепление, мужеложество как норма жизни - массовая пропаганда конкретной идеологии всегда нацелена на укрепление существующей власти и на выявление и устранение конкурентов, на подчинение. Главным  выгодоприобретателем любой активной идеологической пропаганды является власть, явная видимая или тайная скрытая. Сама же активная пропаганда почти всегда является инструментом для ослепления разума. Подчиняется власти безропотно тот, кто лишен возможности самостоятельно искать истину, тот кто ментально ослеп. Таким образом вследствие непрерывного давления пропаганды со стороны власти большинство социума становятся слепы и далее попадание в яму для них лишь вопрос времени.

Практически этой сценой фильма Тарковский косвенно интерпретирует картину Питера "Слепые". Власть ослепляет людей, чтобы продолжать доминировать.

Тарковский не первый раз обращается к работе Питера. Другая прямая иллюстрация картины Питера "Возвращение охотников" была сделана им в фильме "Солярис".

Но о этом мы поговорим позже.

Итак что же делает людей слепыми?

Ответ: вложенная в сознание извне идеология. Независимо от того какой именно является эта идеология: религией, "демократией", феминизмом, коммунизмом, абсолютной ценностью денег или провозглашением ценности "свободы", зелёной повесткой - некритично поддаваясь ей, люди теряют самих себя, люди неизбежно слепнут.

Post scriptum:

Как уверяют медики, вид слепоты у каждого из цепочки людей индивидуален. Это очень точное замечание Питера: каждый сапиенс сходит с ума по-своему.

Далее, если человечеству не удастся освободить свой разум от навязанной идеологии и обрести зрение, ему предстоит неизбежное падение в яму. Яма не обязательно означает гибель.

Вот некоторые примеры массового ослепления человечества идеологией:

1. Тотальная христианизация в Европе, далее падение в яму и задержка в развитии цивилизации Европы на 1000 лет.

2. Германский нацизм, далее падение германского народа в яму мировой бойни. Украинский нацизм и падение в яму 40 миллионов людей. Скоро мы увидим и саму яму. Осталось буквально несколько дней.

3. Тотальная идеологическая коммунизация России с концентрацией власти в руках узкой партийной элиты, падение в яму, разрушение государства..

4. Тотальная "демократизация", концентрация власти над миром у элит англосаксов, последовавшее сокращение вклада производительного труда в жизни социума и предстоящее падение в яму толи одной северной Америки, толи всей цивилизации сразу. Ближайшее будущее покажет глубину ямы и ее содержимое.

Чем больше масштаб ослепления человечества идеологией, тем глубже ждущая его яма.

Резюме

В данном случае под причиной ослепления человечества Питер подразумевает религию как инструмент власти. Религия ослепила человечество. Именно поэтому вверху над слепым человечеством на картине маячит точно обозначенный храм.

Верное название этой работы Питера Брейгеля "Ослепленные".

С точки зрения Эволюции любая тотальная идеология тормозит развитие суммарного интеллекта человечества, а потому эволюционно неприемлема. Вслед за возникновением любой идеологии останавливается развитие разума и далее рано или поздно следует неизбежная яма и падение в нее. Человечество может избегнуть падения в яму только избавившись от жестких идеологий, ограничивающих его развитие, делящих единое человечество на враждебные группы. Прозрение человечества в совместном дружном труде.

Именно так по моему мнению думал Питер и именно этот совместный труд людей он изображает в своих позитивных работах. И сам он был именно таким - ментально свободным, всецело поглощенным трудом художником, создающим не индивидуально, а социально значимые картины на уровне эстетики разума.

Post scriptum

До встречи.

Связанные публикации

Работы Питера отрицающие идеологию религии и власти

Триумф смерти

Башни

Уничтожение детей

Работы Питера воспевающие единство и труд людей

Крестьянской танец

Крестьянская свадьба

Уборка урожая

Триптихи Босха

Воз жизни

Страшный самосуд

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц