Найти тему
Евгений Разумный

Как увеличить эффективность проработок в 16 раз? Коды бессознательного.

Оглавление

22.04.2015

Проблема.

Практическое применение в психотерапии только одного кода бессознательного, а, как следствие, недостаточная эффективность той самой психотерапии.

Непонимание тактики и стратегии использование всех кодов бессознательного и их взаимная корреляция и взаимосвязь.

Цель.

Дать цельное и простое понимание использования всех кодов бессознательного, для повышения эффективности психотерапии с применением комплексной многоплановой работы.

Четыре кода бессознательного

Четыре языка

Думаю, вам не стоит напоминать, что более, чем 90% всей нашей жизнедеятельности осуществляется абсолютно бессознательно. Начиная от того, как мы дышим, водим автомобиль, заканчивая тем, насколько мы эффективны и счастливы в своей жизни.

На этом мы останавливаться не будем, статья подразумевает то, что ее читатель уже ознакомился с некоторыми материалами этого (и не только этого) сайта.

На данный момент существует огромное количество методов (модальностей) психотерапии. Несколько сотен (!). Начиная от таких гигантов, как Психоанализ, Гештальт-терапия, Символдрама, Бихевиоризм и прочее, заканчивая Эмоционально-образной терапией, Холотропным дыханием, Системно-семейными расстановками, НЛП, гипнотерапией.

Все эти модальности официально подтверждены, разрешены, внесены в список реестров.

Но только вот непонятно, зачем так много? Почему все эти модальности стоят особняком друг к другу? Что в них есть общего и как это можно использовать для того, чтобы свести это все к единой синергии дабы увеличить эффективность психотерапии человека (а не бороться за звание лучшей школы…).

И все ответы на эти вопросы мы опустим, потому что Ковалев С.В. сделал это за нас и не стоит заново изобретать велосипед.

Взяв за основу основоплогагающий момент того, что человек все-таки живет бессознательно и все изменения надо производить именно в нем, то выяснилось, что наше бессознательное кодирует субъективную реальность человека в четырех кодах:

-2
  1. За нейрологический код приняты ощущения, эмоции и всевозможные интенции и проявления в теле человека.
  2. Психосемантический код значений, слов и смыслов, которые мы придаем всему и вся в своей жизни.
  3. Пространственный код, относящийся к личному пространству человека и его полю.
  4. Символический код тех самых метафор, символов, образов.

Причем, все эти коды соответствуют уровням эволюции и реальностям человека (адаптация, социализация, экзистенциализация, трансперсонализация).

Это те четыре «языка» на которых говорит наше бессознательное, на которых мы можем ему что-то объяснить. И бессознательно говорит и понимает только на этих языках. Нельзя сказать, что какой-то из этих языков лучше другого (хотя некоторая эффективность здесь прослеживается), наша же задача, не сравнивать их между собой, а использовать их все!

И эффект синергии достигается именно использованием всех четырех кодов (языков) одновременно!

Подробнее про каждый код и об общей практической применимости я расскажу далее.

Задание.

Обозначьте проблему.

Этот материал чисто практический, несмотря на обилие теоретических основ. И во время прочтения вы будете делать очень простые упражнения, которые позволят эту проблему раздробить, понять, осознать, а, может быть и решить.

Не думайте очень долго, возьмите то, что сейчас беспокоит и пришло в голову (болит голова, плохие отношения с партнером, нет денег, боюсь познакомиться и т.д.)

Когда обозначите — попробуйте сейчас оценить и понять по десятибальной шкале, насколько эта проблема для вас а) понятна? б) решаема?

Запишите эти цифры, для того, чтобы потом сравнить в конце.

1. Нейрологический код

Что ты чувствуешь по этому поводу? Изначально нейрологический код вышел из небезызвестного НЛПерского VAKD. Вижу, слышу, чувствую, думаю.

Телесное проявление психологических проблем.

На практике используется именно код тела. Потому что, как мы помним, вся психосоматика, болезни, проявления в теле, даже фигура, осанка — все это неразрывно и явно является следствием проблем жизнедеятельности человека.

Тело связано с психикой человка напрямую. Тело — это овеществленное бессознательное. Поэтому, работая с телом — мы выходим непосредственно на прямую кодировку проблемы в бессознательном.

Я думаю, все вы знаете знаменитых мануальщиков, костоправов, телесников, которые очень серьезно подошли к этому вопросу. Работа с телом — это огромное направление, начиная от работы с телом по Райху, заканчивая излечением тяжелых заболеваний и описание возможных психологических причин заболеваний (Малкина-Пых, огромный справочник по психосоматике, например или Саймонтовы, работающие с тяжелой онкологией).

-3

Правда, долго разговаривать об этом мы не будем, для первого понимания этого будет достаточно. Потому что нас интересует именно практическая часть.

Как выходить на этот код?

Обычно я спрашиваю примерно следующее:

  • «Что ты чувствуешь по этому поводу?»
  • «Если эта проблема как-то ощущается в теле, где бы это было?»
  • Можно громко сказать человеку его проблему и посмотреть на его реакцию и попросить его просто сконцентрироваться на ощущениях: «Ты неудачник!», «У тебя никогда не получится!», «Тебя никто не любит!».
  • Либо конкретно представить проблемную ситуацию в воображении от первого лица (здесь уже весь VAKD) и последить за ощущениями в теле — но, как показала практика, это совсем не обязательно.

Задача — найти конкретное ощущение в теле, где «кольнуло», «стрельнуло», сдавило и так далее. Можно приложить к этому месту ладонь и ощутить, что это и как оно чувствуется.

Кодировка.

Далее (после определения конкретного ощущения) мы выходим на конкретную репрезентацию этой проблемы в виде образа по следующей схеме:

  • место
  • цвет
  • форма
  • размер
  • консистенция
  • вес

Место.

Здесь уже довольно просто можно в первом приближении диагностировать проблему человека согласно расположению конкретного проявления в той или иной части тела.

  • Ноги — это опора на реальность. Часто запреты «не делай», «не достигай», невозможность двигаться вперед. Например, стандартные проявления: человек чувствует, как подкашиваются ноги, не держат, ватные, дрожат, в цепях или прибиты к полу, стоит на гвоздях и прочее.
  • Таз и половые органы — здесь понятно, проблемы в сексуальной сфере, зажимы, блокады таза и тазовой области, ягодиц; намного чаще у женщин, чем у мужчин. Различные зажимы, болезни, дисфункции в половой сфере.
  • Область живота — биовыживательные проблемы ранней этиологии. Обычно это проблемы, корни которых лежат еще в утробе (нежеланный ребенок, травмы беременности, попытки абортирования). И период грудного вскармливания до 1,5 лет — базовое доверие или недоверие к окружающему миру. Напряженный живот, резкий страх, проблемы с кишечником и с желудком.
  • Грудь — эмоциональный центр. Разум чувств. Самые частые проблемы — нехватка и отсутствие любви, доверия, эмоциональная холодность, закрытость.
  • Руки — запреты на деятельность и делание, то самое выражение «руки опускаются», «бьют по рукам».
  • Горло, шея — переходная зона, связанная с коммуникациями с людьми. Часто обиды на других, невысказанные слова «стоят комом в горле».
  • Плечи, спина — различные обязательства, которые человек на себя берет, тащит на себе, «на горбу».
  • Голова — когнитивный разум, осмысление жизни. Убеждения, верования, различные глупости, сверханалитическое мышление.

Нюансы.

Все телесные проблемы связаны с концепцией четырех разумов человека (энтерический, когнитивный, кардио-разум и полевой). Несколько подробнее можно прочитать здесь.

Если человек говорит что это все тело или очень большая часть, то можно спросить следующее: «Если бы у этого ощущения был источник, центр, где бы он был?».

Если телесное проявление одновременно в нескольких местах: «Какое из них включается первым?»

Цвет.

Здесь приведены те цвета, которых абсолютно хватает для работы. Можете обратиться к работам Люшера, там подробное описание всех оттенков.

Неэкологичные цвета:

  • Коричневый - болезнь, усталость
  • Черный - страх, негативизм
  • Серый - апатия, быть как все
  • Темно-фиолетовый — грусть, депрессия

Экологичные цвета:

  • Голубой - беззаботность, легкость
  • Синий — спокойствие и удовлетворение
  • Белый - свобода, пространство
  • Зеленый - уверенность, самореализация
  • Красный - любовь (либо напор, сила воли)
  • Алый - сексуальность
  • Малиновый - семья, семейные ценности
  • Розовый - нежность
  • Сиреневый - мечты, идеализация
  • Оранжевый - оптимизм, жизнеутверждение
  • Желтый - экспансия, общительность
  • Серебряный - смысл жизни, земная духовность
  • Золотой - высшие смыслы, внеземная духовность

Нюансы.

Если цвет грязный, например, грязно-коричневый, то это усталость и болезнь на фоне самореализации, черно-синий — страх на фоне спокойствия и удовлетворенности жизни и так далее.

При этом все эти цвета точно также применительны к символическому коду, например, синяя ваза — спокойствие через женское начало.

Если человек ощущает проблему, а образ выходит «красивого» цвета, то здесь желательно проверить этот образ, что называется, «на вшивость». Разрезать его пополам и посмотреть, что внутри. Например, у человека при слове «страх» появляется светло-голубой шар, который, на самом деле, внутри черный. Это говорит о том, что человек создал себе иллюзию легкости жизни через страх, замаскировал и покрасил краской оптимизма.

Форма, размер, консистенция, вес.

Ну с формой, размером, консистенцией и весом все настолько очевидно, что вы сами сможете догадаться.

Понятно, что чем больше по размеру эта проблема, тем больший охват она имеет. Например, серый туман на всю грудь указывает на полную эмоциональную блокаду и серость.

Форма — шар, квадрат, треугольник, облачко, туман. Это стандарт. Здесь мы не будем говорить именно о символике, потому что, как вы поняли, это относится уже к четвертому коду.

Все угловатые формы — квадраты, треугольники и прочие, обычно указывают не некие правила и установки (догматичность, «угловатый человек»). Округлость — быть удобным.

Консистенция и вес — здесь вообще все очевидно. Если это черный стальной или чугунный шар весом в несколько тонн — то это действительно указывает на некую мощность, сложность и тяжесть проблемы. Если это легкий серый туман, чуть ли не полупрозрачный — какая-то серость, не очень волнующая.

Нюансы.

Иногда можно подключить аудиальную систему, а также вкус и запах. Классический пример — когда болит в сердце, человека просят «занюхать» эту боль. Сначала человек чувствует неприятный запах, например, жженой резины, но постепенно, если продолжать — запах становится чудесным, весенним, летним и т.д.

Тоже самое с аудированием. Если бы твоя проблема как-то звучала, то как? Часто люди слышат неприятный скрежет, звуки металла, железом по стеклу, но со временем, если продолжать, возникает невероятная и прекрасная мелодия скрипки, пианино или целого оркестра или пения птичек.

Но это уже скорее мелкие нюансы, которые применяются очень и очень редко.

При этом, не обязательно допрашивать человека обо всех подробностях в мелочах, хотя это не мешает. Обычно человек сразу выдает полную формулировку «Я чувствую тяжесть в груди, похожий на темно-коричневый шар с шипами.» Этого абсолютно достаточно.

Допрашивать по этой схеме стоит особо упертых. Например, человек утверждает, что ничего не видит. Хорошо, тогда мы задаем следующий вопрос: »Когда ты ничего не видишь — это большое или маленькое? Среднее? Это темное или светлое? Это квадратное или круглое?» И дальше по схеме. Любой человек сразу начинает все видеть.

Хочу отметить, что все стандартные интерпретации приведены лишь как пример, в реальности, это только гипотеза и предположение, необходимо делать выводы по общей интегральной картине всех кодов.

При этом все коды сильно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, образуя сложную многомерную схему.

Как правило, мы начинаем нашу психотерапевтическую работу именно с этого кода, для того, чтобы обращаться сразу непосредственно к бессознательному.

В дальнейшем, на основе этой информации можно будет расширять диапазон проблемы, вкладывая новые понимания, проверяя, не уводит ли нас человек в сторону.

Потенциально, любая телесно проявленная проблема может дальше перейти в психосоматику и болезнь, если ее долго не решать. Про физические проявления я уже рассказывал.

Задание.

Определите конкретную проблему, которая сейчас вас тревожит. Если это конкретное ощущение — то это будет сделать очень просто.

Если это проблема не явная (проблема в бизнесе, во взаимоотношениях с близкими и т.д.), то выделите ту ситуацию, которая вас больше всего занимает и отследите, какие ощущения вы испытываете по поводу этого.

И дальше, по схеме, попытайтесь распознать — что это? Где оно в теле? Какой центр она блокирует? Цвет? Что это значит? Форма? Что это значит? Размер? Что это значит? Консистенция? Вес? Запах?

Ваша задача не сделать это сверхправильно, а именно научиться сначала общаться с бессознательным, понимать его язык.

2. Психосемантический код

Что это значит для тебя?

Этот код понять намного проще, это наши любимые мысли, смыслы, слова, слова, слова… Все «разговорные» методы психотерапии по сути до сих пор работают именно в этом коде.

Здесь мы рассматриваем не просто значение слов, как таковых (семантика), а именно психологическое значение слов для каждого конкретного человека с точки зрения его проблемы или цели (психосемантика).

-4

Психосемантика — это те ярлыки, которые мы придаем тем или иным событиям, предметам, объектам. Это индивидуальная система значений, ярлыков, которыми человек картирует свою субъективную реальность.

Например: полицейский на улице избивает человека дубинкой. Наблюдатель А видит, как Закон и Порядок выполняет свою функцию. Наблюдатель Б видит, что у полицейского белая кожа, а у избиваемого — черная, и приходит к иным заключениям; наблюдатель В прибыл на место раньше и видел, что человек навел пистолет на полицейского, прежде чем тот начал его избивать. Наблюдатель Д слышал, как полицейский сказал: «Держись по-дальше от моей жены» и начал избивать его.

Понятно, что для каждого человека интерпретация реальности будет совершенно своя.

Притча про слепых мудрецов и слона.

Это напоминает известную притчу про слепых мудрецов и слона, которые трогают его, чтобы понять, что он из себя представляет. Каждый из них трогает разные части его тела, но при этом только какую-то одну из них, например, бок, хобот или бивень. Затем они описывают свои впечатления от прикосновений друг другу и начинают спор, поскольку каждый описывает слона по-разному, при этом на самом деле ни одно из описаний не является верным.

-5

Карта и реальная территория.

Или еще один пример. Представьте себе объем и размеры Москвы. Как вы думаете, какой должна быть карта, которая отражает полностью всю Москву со всеми ее мелочами и деталями?

-6

Ну для простой схемки нам хватит и куска бумаги. Но что делать с триллионами подвижных элементов? Людей, машин, животных? Как их нанести на карту? А что делать со всеми «мелкими» предметами? Домами, рельефами, мусорными баками, кондиционерами на домах, магазинчиками? А миллиарды и триллиарды клопов, мух, насекомых, микробов?

Я имею в виду, что для того, чтобы хоть примерно увидеть близкую к реальности карту, необходимо потратить несколько тысяч лет на ее создание, при этом она уже будет устаревшей к моменту ее создания. И по размеру она будет не меньше самой Москвы…

Но все равно, эта карта не сможет показать нам абсолютно все, например, чувства и эмоции людей, химические процессы и прочее. И это только малая часть того, что можно включить в понятие «всё».

Я думаю это очень наглядно и описательно показывает разницу между реальной территорией и картой.

Как мы «картируем» реальность?

У человека всего пять органов чувств, причем довольно примитивных.

Глазами мы видим очень узкий спектр, те же пчелы, например, видят свет в ультрафиолетовом диапазоне, как и многие птицы. Про наш слух, нюх и говорить не стоит — у любой собаки и кошки обоняние и слух развиты намного больше.

В любом случае, мы, люди, как те слепые мудрецы, воспринимаем лишь кусочек от реальной реальности. Вот вам «дзенские коаны»:

  • Какого цвета космос, если его не наблюдает человек?
  • С каким звуком падает дерево в лесу, если там никого нет?

И вся наша психосемантика в основном строится на таком ограниченном восприятии.

Кроме того, 70% всех наших карт реальности, карт восприятия были созданы нами же до трехлетнего возраста (!).

Сами понимаете, что когнитивные способности трехлетнего ребенка намного ограниченнее, чем сейчас, но живете вы по тем картам субъективной реальности, которые придумали себе там и тогда!

И единственный способ познать эту реальность в изначальном, чистом, прямом смысле — это стать этой самой реальностью.

Как в той притче про трех мотыльков, которые размышляли о пламени свечи. Один мотылек рассуждал: «Огонь, наверное, горячий», а другой просто взял и сгорел в этом огне.

Как итог, мы живем внутри нашей собственной структуры реальности, которая является своеобразной картой. При этом мы принимаем эти карты за саму реальность! Изначальная реальность может быть в тысячи раз сложнее и глубже.

И то, что мы видим, существует только в нашей голове. Мы не видим реальной внешней вселенной. Мы смотрим на нее и видим свою внутреннюю проекцию этой реальности.

Наши карты и модели вселенной — это своеобразные туннели реальности (Р. Уилсон), которые никогда не будут полномасштабными моделями.

Мета-модель.

Но здесь мы должны отделить простую болтовню: «На вашем месте я бы поступил так…» от реальной психосемантической психотерапии, позволяющей «разгипнотизировать» проблему человека.

Одна из самых первых, эффективных, но и сложных — это НЛП с его мета-моделированием и бесконечными вопросами и изучением структур пресуппозиций:

  • Опущение. При выражении опыта и получении информации человек склонен опускать довольно большую часть данных, находящихся в глубинной структуре.
  • Искажение. При описании опыта человек непроизвольно искажает структуру и значение информации, меняет своё восприятие.
  • Обобщение. При поступлении новой информации человек сравнивает её с уже имеющейся подобной, и обобщает.

Номинализации, чтение мыслей, пресуппозиции, модальные операторы, перформативы, рефрейминги…

Надо отдать должное Бендлеру и Гриндеру, за то, что это действительно работающая модель, хоть и сложная и запутанная, позволила реально работать с психосемантическими значениями.

Но, от количества всех этих понятий, формулировок голова шла кругом. Зачастую психотерапия превращалась в бесконечный круговорот сложных и хитрых вопросов.

Консалтинг.

В интегральном нейропрограммировании этому типу работы посвящена отдельная «подмодальность» — Консалтинг, когда мы берем человека и решаем его проблему без глубинной психокоррекции.

Консалтинг — это целый модуль работы, позволяющий не просто разгипнотизировать небольшую проблему человека, а с помощью последовательных шагов буквально привести человека к решению этой проблемы без психокоррекции его субъективной реальности!

Вот, например, какие вопросы помогут при мета-моделировании проблемы человека (можете взять любую проблему и попробовать по отвечать на эти вопросы):

  • Чего вы хотите (цель?)
  • Что это для вас значит?
  • Зачем вам это?
  • Что мешает вам и что останавливает вас?
  • Как это составляет проблему?
  • Как вы об этом узнали?
  • Кто? Что? Где? Когда? Как? С кем?

Но за всеми этими вопросами и метамоделями важно разглядеть важную мысль, ради чего мы все это делаем.

Психосемантическая клетка.

Человек находится в так называемой «психосемантической клетке». Это своеобразная иллюзия проблемы, гипноз, объяснение, почему у него эта проблема.

-7

И наша задача заключается в том, чтобы «разбить» эту клетку, разгипнотизировать человека, разбив проблему на реальную структуру того, из чего она состоит.

А это правда?

Ковалев С.В. очень щедро подарил один универсальный и мощнейший вопрос, который способен закрыть все эти словесные изощрения:

-8

Это «протыкающий» вопрос, который разрушает «психосемантическую клетку» человека.

В большинстве случаев этого вопроса абсолютно достаточно, можно дополнительно использовать уточняющие вопросы мета-модели: Что? Где? Когда? Как? С кем? Зачем? Почему? Что именно? Как это составляет проблему? И так далее. Но эти вопросы чисто логически сами собой вытекают у любого человека с нормальным уровнем IQ.

Например, клиент на первой встрече сообщает о том, что у него есть проблема лени. Что такое лень? Это тот самый психосемантический ярлык, который клиент приклеил к своей проблеме. А что стоит за этим совершенно не понятно.

Тогда мы задаем тот самый вопрос не в бровь, а в глаз: «Это правда?». Клиент с очумелыми глазами говорит: «Да, конечно, это правда!». Спокойно задаем ему вопрос: «Приведи пять доказательств того, что это правда».

Клиент отвечает, что он не может выполнить порученные задания на работе; постоянно откладывает задачи, которые себе ставит; не может выполнить перечень задач, которые ставит себе на день.

Как мы видим, область проблем уже сужается. Здесь главное не менять формулировку, записывать именно то, что говорит человек не привязывая свои карты. «Не могу выполнять порученные задания» — это уже относится во-первых только к работе, а не ко всей жизни. Но остается ряд вопросов, которые сами собой вытекают. Это только на работе или вообще по жизни? Эта проблема всегда? Или нет? Это вообще составляет проблему или это так?

Здесь мы можем выяснить очень много мелких деталей, которые нужно снова раскручивать таким образом. Например, человек ответил, что откладывает он не всегда, а когда не выспался, мало энергии, плохо себя чувствует и так далее. Мы можем за это зацепиться и крутить дальше, выясняя, почему он не выспался, почему у него мало энергии. Может выясниться совершенно удивительная вещь, что не высыпается он из-за жены и конфликтов, в общем, вариантов тут множество.

Либо мы выйдем на проблему того, что человека вообще не устраивает его работа и он хотел бы быть музыкантом, а работает инженером.

Или, проблема вообще не в работе, а во взаимоотношениях с коллегами, например, с начальником, который перегружает работника, а он ответить ничего не может. Тогда эта проблема лежит в отношении значимого авторитарного лица.

Дальше мы можем дробить проблему до конкретных проявлений, таких, как страхи, зажимы, убеждения, препятствия.

Раздробление проблемы нужно делать до тех пор, пока проблема не придет к конкретной области или сфере (лени во всем не бывает, так же как и проблем в общении, человек, например, спокойно общается с друзьями, а с начальниками не умеет).

Дальше необходимо проверять динамические характеристики протекания проблемы во времени. Если это страх общения с девушками — это страх подойти, страх общения, страх построения отношений или страх расставания? Если это проблема с деньгами — это неспособность заработать, удержать или приумножить?

И ковырять проблему нужно до тех пор, пока на вопрос «Это правда?» не будет вразумительного ответа.

Можно пользоваться той же моделью Мерседес-SK:

  • поведение
  • состояния
  • убеждения
  • образы Я
  • реакции на окружение

Например, изначальный запрос был лень, а в итоге пришли к тому, что есть конкретный страх будущего (состояние), убегание от жизни, страх ответственности (поведение и состояние), неверие в себя и свои силы (убеждения). И так далее.

Конечно, можно потом брать уже эти проявления и пробовать их разламывать на более мелкие составляющие, но тут главное не перегнуть палку, не уйти в излишнюю аналитичность — довольно пространной формулировки (страх будущего, например) будет абсолютно достаточно.

Таким образом психосемантическая клетка разрушается; появляются совершенно конкретные проблемы, которые реально нужно решать:

-9

Например, одно из самых популярных ярлыков в этом году это слово «Кризис».

Кризис? А правда ли, что кризис? Приведите пять доказательств того, что вас коснулся кризис?

В итоге выясняется, что человек создал себе огромную клетку из всякого бреда вроде «Рубль падает, нефть дешевеет, цены растут, война идет и прочее».

Соответственно весь это бред мы отметаем, а потом выясняем, что лично у него понизился доход на 30%. И все. Это весь его кризис, объективный.

Дальше уже можно работать с этим, ну и с соответствующими страхами, катастрофическими ожиданиями и убежденности в опасности и несправедливости мира.

Субъективная репрезентация слов и значений.

Другой вид работы с психосемантикой направлен на изменение репрезентации эти самых слов и выражений, от которых человека «колбасит».

Например, как вы обычно реагируете на такие слова, как:

  • Рак
  • Смерть
  • СПИД
  • Война
  • Кризис
  • Болезнь

Список можно продолжать.

Так вот, все эти реакции и ассоциации закодированы в вашем личном субъективном мире конкретным образом, что не составляет особого труда это все поменять!

Если вы представите, как в вашем субъективном пространстве представлено конкретное слово и как оно звучит (например, РАК — большие черные буквы прямо перед глазами, грубый мужской голос).

Теперь вы можете просто его стереть и написать его заново другим шрифтом, размером, на другой удаленности, в другом месте, другим цветом и услышать новое звучание (например, Рак — маленькие красивые буквы курсивом немного выше и справа, звучит, как приятный женский голос).

-10

У меня, например, при слове «Рак» возникает исключительно приятная ассоциация с семейством раков.

Задание.

Возьмите свою проблему, так, как вы ее уже сформулировали и попытайтесь разбить и расшатать ее на мелкие части вопросом «А это правда? Приведи пять доказательств!»

Разрушайте свою психосемантическую клетку до тех пор, пока вы не придете к конкретным проблемам по подели Мерседес-SK или пока не словите инсайт : )

Все результаты записывайте на бумагу, это поможет вам структурировать ваши «подпроблемы» для дальнейшей работы с ними.

3. Пространственный код

Где это в твоем личном пространстве?

Небезызвестный Берт Хеллингер, создатель «семейных расстановок», широко известных во всем мире, сделал потрясающее открытие (с практической стороны, теоретически это описывается в работах Руперта Шелдрейка, его «морфические поля»), что существуют полевые структуры, в которых буквально «записана» вся семейно-родовая структура рода человека.

На практике это проявилось в следующем: человек, участвующий в расстановках выбирал себе так называемых «заместителей», которые играли роль некоторых родственников, которые участвовали в семейном конфликте или в проблеме. При этом заместители сами того не подозревая становились именно в те места в во внутренней структуре человека, в которых они стоят в жизни, заместители начинали говорить голосом этих родственников и рассказывать такие семейные подробности, о которых они вообще не могли знать. И все это сопровождается потрясающей энергетикой, эмоциями, ощущениями, инсайтами.

-11

Я не говорю о так называемых «слепых расстановках», когда людям дают листочки, на которых написаны роли, которые они должны замещать. И заместители, даже не зная, не читая, что там написано, каким-то образом начинали играть с абсолютной точностью! Что вызывает мысли о каком-то мистицизме и эзотерике…

В дальнейшем, Лукас Деркс, основатель «социальной панорамы» создал свою технологию работы с персонификациями и со своими частями личности, основанными на этом же принципе.

А принцип заключается в том, что все мы живем в так называемом поле, которое является полностью бессознательной структурой. И, что самое важное, это поле является отображением нашей субъективной реальности, которое и создает нашу физическую (видимую) реальность.

-12

Проще говоря, если в будущем вас ждет проблема, авария или болезнь (не дай Бог!), то это уже есть в вашем поле, в вашем личном пространстве. Если проблема уже есть, то она имеет четкое отображение и структуру в вашем полевом пространстве. Но, самое интересное, меняя это в вашем субъективном пространстве — меняется и ваша реальность!

Но в работах вышеизложенных авторов было два упущения:

1. Работа только с персонами, т.е. людьми (социумом, взаимоотношениями, родственниками и классами людей).

На самом деле, оказалось, что расставлять можно вообще что угодно! Вплоть до структуры бизнеса, политики и ваших внутренних органов! И, конечно же, все ваши проблемы, неврозы, болезни.

2. Социальная панорама, как горизонтальная плоскость.

Личное пространство (новое название социальной панорамы; Ковалев С.В.) кроме горизонтальной составляющей имеет еще и вертикальное! Оно имеет яйцеобразную структуру.

Если мы посмотрим на эту полевую структуру вертикально, то поймем, что вверху живут Небожители, Архетипы, Ангелы. Вверху обычно протекают наши мечты, фантазии, это пространство вариантов.

На земле — все земное и реальное. И есть огромное отличие между образом цели наверху (просто мечта) и на земле (может воплотиться в реальности).

А снизу, под ногами — тот самый мир Нави, демонические миры.

Личное пространство — это пульт управления вашей микрокосмической реальностью, т.е. вашей жизнью.

-13

Психогеография.

Вот наблюдение из книги Лукаса Деркса «Социальная панорама»:

«Недавно я опросил 239 человек о нахождении их объектов любви. Из всех этих людей более 94% увидели объект своей любви на расстоянии вытянутой руки.»

Получается, что наше личное пространство имеет вполне себе конкретную психогеографию! Т.е. конкретное картирование объектов, элементов в конкретных зонах этого пространства.

На первый взгляд простому обывателю все это кажется совершенно неважным и однобоким. Но, если копнуть глубже, то мы выясним, что нет ничего случайного! У каждого человека своя психогеография, своя картография его личного пространства и каждый элемент внутри находится именно там, где он должен находиться!

Понятно, что есть довольно стандартные для всех зоны, которые можно с легкостью описать:

-14

Понятно, что те элементы или персонификации, находящиеся в ближней, интимной зоне имеют для человека большую значимость или большое влияние.

При этом, как я уже и написал, это может быть и конкретный человек (муж, жена), это может быть группа людей (добрые/злые/авторитарные/бандиты). Это может быть и конкретная проблема (если страх находится рядом, прямо перед лицом — значит он серьезно мешает человеку жить).

Как правило, в средней зоне обычно находятся друзья, а в дальней зоне — различные коллеги, знакомые и прочие. Если ваш партнер (я имею ввиду муж/жена) находятся там, то стоит задуматься о ваших отношениях (скорее всего они уже не ладятся).

То, что мы видим перед собой, то мы и видим в жизни, люди, которые стоят сзади нас, обычно ценности не имеют. Видимая зона — это направление взгляда, который охватывает как раз почти 180 градусов с учетом периферийного зрения.

Но, при этом, у каждого человека эта психогеография пространства абсолютно индивидуальна. Нельзя строить выводы, основываясь на каких-то логических схемах, паттернах.

Например, возьмем модель Личной истории, точнее вашего прошлого и будущего:

-15

Для разных людей и в разных контекстных ситуациях будущее и прошлое может отображаться, как сквозная модель или как включенная модель.

  • Включенная модель — это когда вы находитесь внутри своей линии жизни, за спиной прошлое, впереди будущее.
  • А сквозная модель — это когда вы видите свою линию жизни со стороны, т.е. прошлое слева, а будущее справа.

Это два разных вида картировки и психогеографии вашего личного пространства! И путать их нельзя, иначе можно сделать неправильные выводы.

Например, если ваша мама стоит чуть справа впереди на линии будущего — то она вам его закрывает и мешает туда пройти. Но если, она вам его не закрывает (она стоит справа, а будущее впереди), то это уже другой случай.

-16

Знай свое место!

Таким образом, любая проблема имеет свое место! И, часто, изменяя только лишь местоположение в пространстве, чудесным образом проблема решается! Причем, здесь важно быть аккуратным — иногда перемещение даже на 10 см полностью меняет проблему.

Практическое применение.

  1. В этом коде можно работать в пространстве, т.е. взять маркеры (листочки) и раскладывать их в вашем пространстве на полу.
  2. Можно работать в миниатюре, например, маленькими листочками на столе или используя любые предметы (куклы, как при работе с детьми, с телефонами, ручками и т.д.)
  3. Информацию можно собирать простым способом — ассоциироваться (встать на листочек проблемы или в человека) и поговорить от его лица.

Про личное пространство можно рассказывать очень долго, но здесь важна именно практика, потому что эта модель очень широкая и допускает очень большую вариабельность. И ваша модель личного пространства абсолютно индивидуальна.

И вы, как географ, начнете изучать неизведанные территории, внося пометки и постепенно создавая свою картографию своего личного пространства.

Задание.

Я предлагаю вам сейчас поизучать свое личное пространство:

1. Определите точку «Я», с которой вы начнете работать. Это точка настоящего, точка «Я, здесь и сейчас». Положите туда листочек, маркер или ассоциируйтесь с этим, если вы работаете в миниатюре.

2. Определите общий размер вашего внутреннего пространства (стандарт 7+-2 метра). При этом, определите вашу ближайшую, интимную зону. Там могут находиться только самые близкие друзья, например, муж, жена, дети (мам и пап там быть не должно!)

3. Определите, куда направлено ваше будущее? Где ваше прошлое?

4. Дальше уже можете поиграться с группами людей. Где у вас находятся хорошие, приятные люди? Где плохие, злые, неприятные? При этом, я думаю, вам понятно, что переместив человека в какую либо из зон, вы его будете воспринимать соответственно.

5. Есть ли что-то или кто-то, кто загораживает ваше будущее? Или кто-то или что-то, что тянет вас назад, в прошлое?

6. И дальше, уже конкретно с вашей проблемой. Если бы ваша проблема (можно оттолкнуться от ощущения в теле) где-то находилась, то где бы она находилась в вашем личном пространстве? Как вам кажется это ее место? Вам нравится, что эта проблема (или человек) находится именно здесь?

7. Встаньте на листочек с вашей проблемой или мысленно ассоциируйтесь с ней и попробуйте осознать, понять, посмотреть с этой точки.

Задача, как и всегда, не решить все ваши проблемы, а именно научиться пользоваться языками бессознательного (научиться нажимать кнопки на вашем «пульте реальности»), поэтому пока избегайте желания сразу все начать менять, просто немного поиграйте, осознайте, что это что-то новое, это новые части вас, вашей психики, которые вы с интересом и любопытством изучаете.

4. Символический код

Символом чего это является?

«Символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение», — Карл Густав Юнг.

Имаго-мир.

80% символов всего человечества совпадают. Получается, что если бы мы умели общаться телепатически, то нас бы понял любой человек на этой планете!

Символы — это прямой язык бессознательного. Символы позволяют очень мягко и легко разрешить сложнейшие психотравмы и проблемы.

Отдельная огромная и интереснейшая области психологии и психотерапии, получившая самое большое и мощное распространение в модальности Символдрама.

Конечно, символизм прослеживается на несколько тысяч лет, те же народные, фольклорные сказки — это очень мощные и серьезные метафоры и символы. Но именно практическое применение и особый смысл символам открыл Карл Юнг. Величайший гипнотизер, психотерапевт Милтон Эрриксон тоже в работе работал именно с символами, Зигмунд Фрейд анализировал сновидения и считал их «царской дорогой в бессознательное». И так далее…

На данный момент по работе с символами, метафорами, с так называемым Имаго-миром написано и рассказано очень многое. Соответственно, чем больше изучаешь эту тему, тем больше открывается нового и неизведанного. Если хотите изучить этот вопрос глубже — почитайте Лёйнера, например (основатель Символдрамы), Стюарта, Юнга и т.д.

Имаго-мир — это особая реальность, реальность квантового мира, мир воображения, в котором существуют свои законы, который непосредственно связан с нашей реальностью и через воздействия и изменения в Имаго-мире мы можем менять нашу структуру реальности, свои эмоции, поведения, убеждения и прочее.

Например, рассказывал Ковалев С.В.:

Одной девушке представился черный глубокий колодец, который охраняла черная агрессивная змея, а внутри колодца лежала мертвая девушка.

Что вам это говорит? Обыватель подумает, что это просто ерунда какая-то, ничего не значащая.

На самом деле через эту символизацию данная девушка решила свою психотравму изнасилования. Черная змея — классический фаллический символ, черный — цвет страха. Колодец и глубина указывают, что она похоронила свою женственность в глубинах бессознательного. В итоге женственность была восстановлена, психотравма снята, а девушка даже и не поняла, что произошло.

Основные моменты.

Я предлагаю остановиться здесь на основных и ключевых моментах, чтобы научиться понимать этот язык, а в дальнейшем вы уже можете на этой основе двигаться дальше, изучая эту интереснейшую тему.

В Интегральном нейропрограммировании выделено две обособленных модальности, которые совершенно четко разделяются:

  • Работа с Частями Личности.
  • Символодрама, как система работы с метафорами и символами Имаго-мира.

Надо отметить, что работа с частями может перекликаться с символической работой (потому что все это неразрывно связано), но мы здесь четко отделяем части и акцентируем свое внимание именно на символической работе.

-17

Метафора и символ.

В символической работе мы выделяем два понятия:

  1. Метафора. Это относится к ситуации (объект — самолет, ситуация — полет; объект — мужчина, ситуация — замужество). Это может быть пейзаж, ситуация, реальность, имеющая свою протяженность и определенное пространство. Например, опушка леса, пляж на берегу океана, морской порт, гора, какое-то пространство темное или светлое и т.д.
  2. Символ. Это конкретный символический образ, энерго-информационный пакет большой плотности, мощности и глубины. Это может быть книга, например, как символ знания и мудрости, ваза — как символ женственности, меч — как символ мужественности.

Например, засохшее дерево на поляне — поляна и ее настроение (контекст, ситуация), погода — это метафора; засохшее дерево, как символ «засохшей» личности — символ.

Это разделение совершенно условное, мы не делаем акценты на чем-то конкретном, бессознательное само решает, что человеку дать.

Принципы.

  • Наилучшая трактовка символа — ваша собственная. Она зависит от вашего контекста, ваших особенностей. Любые попытки трактовать символ логически или согласно словарей символов и прочего — это механическая работа, которая не приводит к результату.
  • С символами нужно работать медленно и осознанно, постоянно подключая психосематичекий код (а что это значит?).
  • Бессознательное антиэнтропийно и знает, как можно гармонично завершить процесс. Просто спрашивайте себя «А что это значит? Что хочется сделать? Что нужно понять? Куда двигаться дальше и т.д.»

Свободный и целевой варианты работы.

  1. Существует два подхода — когда человек сам открывает метафору под свою проблему, доверяя бессознательному
  2. И целевой — когда мы задаем стандартную символическую работу и проверяем некоторые опорные точки.

Свободный вариант — наиболее простой и наиболее эффективный. Потому что бессознательное человека лучше знает, что ему нужно.

При этом, психотерапевт не сможет подобрать адекватную метафору для клиента, а его бессознательное знает, с учетом всех его особенностей.

При этом, можно цепляться за слова, потому что наш язык очень выразительный и символичный:

  • Я буксую (где буксуешь, местность и т.д.)
  • Застрял в болоте (описать болото, что ты там делаешь, как долго)
  • Придавило плитой (кто придавил, как придавил…)
  • Не могу дышать (кто мешает, что мешает..)
  • Живу, как в тумане (увидеть туман..)
  • Мое сердце разбито (как, кто, где кусочки…)
  • Я потерял себя (увидеть, где потерял…)
  • Руки налиты свинцом…

Ну и так далее.

Самый простой вариант — это представить метафору или символ вашей проблемы, первое что придет в голову.

Да, вот так просто.

  • На что похожа твоя проблема, как если бы ты знал?
  • Символом чего является твоя проблема?
  • Если бы твоя проблема была похожа на какой-то пейзаж, то на какой?

Как вы поняли, выходить на этот кода (да и как на все другие) потрясающе просто.

И здесь огромный простор для творчества, то что вам придет от вашего бессознательно — лично ваше и относится только к вам. Спрашивать и узнавать трактовки по книгам и от других людей — совершенно бессмысленно. Можно пользоваться стандартными трактовками и цветами для того, чтобы придать еще больший объем значению, но не основываться только на них!

Несколько вариантов из клиентской работы(что вообще может быть):

  • Я посреди моря в лодке, шторм, не знаю куда грести, материков нет.
  • Черная ворона, заколдована, должна жить по определенным законам.
  • Я упал в яму, не могу выбраться много лет.
  • Я стою перед горой, но я не могу к ней подойти, меня отделяет пропасть.
  • Я еду на машине по плотному шоссе.
  • Бобры сделали плотину на речке, очень много мусора, течения нет, перекрыто.
  • Я в темном пространстве, стою на столбе, мне надо перебраться на другой столб, но между нами пропасть, боюсь упасть.
  • Меня придавило между двумя объектами, я не могу никак выбраться.

И дальше уже идет непосредственно работа на осознание, структуризацию, получение уроков и перевод в другое пространство, например. Какие стратегии могут быть:

  • Принять, поблагодарить, пообщаться, осознать, обменяться дарами (с драконом, пауком, гориллой, змеей, чудовищем, покормить чудовище, подарить подарок лягушке).
  • Преображение, промывка, очищение (помыть, убрать, заделать ямы, покрасить, перекрасить, убрать грязь, мусор)
  • Обучиться (получить новое знание, новые стратегии поведения, научиться играть на инструментах, петь, танцевать, отработать движения, приемы).
  • Волшебное преображение, превращение (волшебная палочка, волшебный котел, волшебный меч, цветок).
  • Переход (в другую дверь, прочти через мост, по тропинке, забраться на гору, войти в пещеру, при этом может появиться образ стража).
  • Ресурсирование (дать выпить волшебный эликсир, промыть в воде, наполнить в лучах света, дать подарок и т.д.)

Это некоторые из стратегий, которые могут быть. Их намного больше, эти примеры служат для того, чтобы направить вас и дать первое понимание. Очень хорошо в ход идут сказки.

В абсолютном большинстве случаев человек сам знает, что нужно делать. Иногда нужно просто некоторое время побыть в символическом пространстве, освоиться, понять, осознать, посмотреть детали. Все подсказки нужны только тогда, когда возникает ступор и человек не знает, что нужно делать. Но и тут, можно пригласить наставника, ангела-хранителя, любого помощника, который поможет, проведет, подскажет или даст какой-то ресурс.

При этом стоит опасаться логики и попытки вмешиваться со стороны психотерапевта. Если человек забрался в пещеру и там темно, то не стоит говорить ему — найди факел или включатель света. Лучше пригласить помощника, который ему это подскажет, тогда это решение будет для человека более ценно и осознаннее.

При этом, в конце необходимо обязательно привязать к реальности, чтобы человек сделал необходимые выводы, что-то осознал, пусть даже на поверхностном уровне (чувствую, что что-то понял, но пока сказать не могу — отличный вариант!).

Важно помнить, что работа с символами — очень мощный и глубокий уровень работы (как вы помните, он соответствует четвертому уровню реальности). И подходит не всем людям. Человеку малооснознанному, с низким уровнем IQ, малорефлексивному будет очень трудно что-то осознать.

Целевой вариант, когда мы задаем конкретную реальность:

Классика: дом, дерево, человек.

Дом — сильнейшая метафора, которая показывает всю личность человека целиком. Подвал соответствует низшему бессознательному, где прячутся различные подавленные части, проблемы и прочее. крыша, труба, печь, двери, окна — все это объекты для исследования. Где стоит дом (местность), фундамент. Сколько этажей (раздутое или задавленное Эго) и так далее до бесконечности. В практической работе человек «ползает» по этому дому, вычищает, убирает, красит, восстанавливает и т.д.

Классика — нарисовать человека, например. Это вообще используется испокон веков. Почитайте в интернете, очень много любопытного узнаете, все мелочи, детали — размер тела, размещение на листе, размеры частей тела, волосы, глаза, отсутствующие элементы, одежда, всякие перчатки, пояса, шляпы — не нужны годы психоанализа, человек все расскажет одной картинкой : )

Дерево — опять же символ человека. Не буду описывать подробности, найдете в интернете — крона, листья, корни, плоды и т.д. — это все терапевтично, описывает состояние личности человека.

Корабль, плывущий по морю. Мощнейшая метафора, позволяющая описать вообще практически все. Порт — место комфорта (адаптации) человека. Корабль, как символ личности (которые тонут, разбиваются и вообще похожи больше на лодки и шхуны). Команда корабля — это символическая репрезентация главных управляющих Частей человека, путь, куда он плывет, море, враги — все это очень характерно описывает жизненную ситуацию в целом.

Или, при работе с любовью и сексом, есть метафора — объездить жеребца (лошадку). Человеку предлагается найти пастбище, выбрать понравившуюся лошадь, подойти, познакомиться, покормить, погладить, проехаться и так далее. Это вообще очень веселая работа, когда клиент ничего не понимает, а терапевт тихо ржет, когда мужик сразу вскакивает на лошадь, не покормив ее или выбирает старую кобылу…

Очень классная метафора — лес, в котором живет волшебное животное, которое приведет тебя в одно запретное место… Лес, как символ бессознательного и запретное место — выход на травмирующие, подавленные проблемы.

Метафора подъема на гору, на вершину, на небоскреб. Подходит любая. Здесь идет перемещение по нейрологическим уровням человека и уровням реальностей с выходом на сущностей высшего порядка (наверху)…

Леса, поля, горы, реки, сказки, волшебные замки, царства, храмы. Метафор этих бесконечное множество, но смысл здесь всегда один — акцент не на метафоре и символах (это очень интересно и красиво, есть искус гулять и развлекаться), а на осознании и трансформации.

Самое главное здесь — это то, что мы можем очень мягко обойти сопротивления человека (он может даже не подозревать с какими горячими темами мы работаем), мягко и изящно решив эту проблему в бессознательном.

Целенаправленную работу здесь мы рассматривать не будем, потому что это очень большая и сложная тема, которой можно выделить минимум один такой пост. После того, как вы научитесь понимать свои метафоры, можете начинать постепенно работать с целенаправленными. Потому что без опыта работы самостоятельно это сделать очень сложно и непонятно.

Все цветовые значения, описанные для нейрологического кода точно также работаю и применимы здесь.

Задание.

Подумайте некоторое время о своей проблеме и представьте, на что бы была похожа метафора или символ этой проблемы? Первое что придет в голову?

И дальше по следующей схеме:

1. Осознание. Понять и осознать что происходит, что это значит, собрать детали, информацию, освоиться в этой метафоре.

2. Спросить себя, а что хочется сделать дальше? Что не так? Что нужно поправить? Исправить? Или перейти куда-то? Или кто-то мешает? Т.е. понять рамки, что нужно сделать.

3. Используйте стратегии, которые я описал выше или используйте свои интуитивные стратегии для изменения ситуации или объекта. При этом всегда работайте не на то, что бы смотреть мультики и забавляться, а на осознание. На каждый шаг спрашивайте, а что это значит? Если возникает остановка, ступор — что хочется сделать дальше? Пробегите по списку. Или позовите помощника, чтобы он подсказал.

4. Когда совершите все операции (перешли куда-то, преобразились, починили, победили дракона и так далее), когда что-то изменится — спросите на сколько использован потенциал этой метафоры, этого символа? Если на 10 баллов, значит вы все поняли, все выяснили, все решили, можно завершать, эта метафора исчерпана.

5. Примите это в себя, то, что получилось, примите ресурсы, оцените изменения.

Использование всех четырех кодов

Синергия

-18

Давайте кратко себе напомним, что мы имеем в общем:

  1. Нейрологический код, вижу, слышу, чувствую, ощущаю. Код тела, как конкретное проявление и кодировка любой проблемы, убеждения в вашем теле, имеющего конкретную форму, цвет, размер, консистенцию. Где в теле ощущается эта проблема?
  2. Нейросемантический код значений и смыслов. Что это для тебя значит? В чем смысл этой проблемы? Что она из себя представляет? А это правда? Это те ярлыки и смыслы, которые мы придаем всем событиям и объектам.
  3. Пространственный код. Ваше личное пространство с определенной психогеографией и со своими законами. Размещение объектов, проблем, персон в вашем личном пространстве и работа с ними.
  4. Символический код. Мощный, глубокий код бессознательного, включающий работу с метафорами и символами. Язык Имаго-мира, живущий по своим законам. Символическая работа направлена на осознание и интуитивное понимание.

Практика.

Как мы можем работать?

Дело в том, что эта система очень гибкая и можно начинать с чего угодно, постепенно подключая все остальные коды бессознательного.

Стандартная работа идет так — психосемантика — нейрология — пространство — символ.

Этот вариант применяется в абсолютно большинстве случаев, просто как самый удобный и логичный. Человек заявляет о своей проблеме в психосемантическом виде (у меня болит голова, например).

Дальше мы немного крутим и вертим его карты: «А это правда? А что это значит? Это составляет проблему? Как давно болит? Всегда ли болит?»

После того как выясняем подробности, проблема может рассыпаться на более мелкие. Например, голова болит не всегда, а когда я напряжен, когда нужно общаться с другими людьми и так далее.

В принципе, можно сразу уходить в нейрологический код (головная боль — это нейрологический код, вполне ощутимый).

Но мы выясняем, что головная боль — это следствие напряжение.

Тогда мы цепляемся за это напряжение и дальше уже ищем нейрологическое проявление. Например, тревога в груди, выглядит как черный шар с шипами. Понятно, что это некий страх и защита в эмоциональной сфере.

Дальше, мы выходим на пространство — если бы этот шар появился где-то в твоем личном пространстве, то где бы он был? Человек, например, кладет прямо перед собой листок. Это говорит о актуальности проблемы и о том, что она занимает его очень серьезно (очень близко и перед глазами).

И спрашиваем, а на что бы был похож символ того, что находится на листочке? Например, большое черное чудище.

Дальше уже идет непосредственно работа с этим через опять же все 4 кода. Переместить в пространстве (пространственный), дать ресурсы, трансформировать, помыть, накормить (символический). Спросить и узнать, что это чудище хочет и что оно значит (психосемантика), что ты по отношению к чудищу чувствуешь (нейрология)?

Мы выяснили, что это чудище защищало и охраняло ее от других людей, потому что они опасные (психосемантика), выяснили, что это глупо, покормили, дали ресурс спокойствия в символическом виде и чудище превратилось в маленькую девочку (символический код), например, как символ внутреннего ребенка, клиент при этом ощущает в груди тепло и расслабление, это выглядит как золотистый шарик (нейрология), девочку мы переместили чуть справа (пространственный код).

Можно стартовать от символов и метафор.

Довольно-таки пространные символы можно точно также усиливать и переводить в личное пространство, психосемантику и нейрологию.

Например, человек ощущает, что он застрял в болоте. При этом представляется образ, как он полностью погряз в непроходимое болото с головой и буквально уже плавает в этом месиве, а вокруг одна тьма и беспроглядное болото.

Здесь мы можем работать только лишь с применением двух кодов — символического и психосемантического. Начать расспрашивать, а как он туда попал, как долго он в этом болоте, а есть ли там выход — окошко или дверь, а что хочется сделать, а что это значит. И вполне себе вытащить клиента из него в символическом варианте, не вставая с места.

Но можно поставить человека в личное пространство, поставить его на место этого Я, который в болоте, выложить в пространстве, где находится это болото. Например, человек кладет лист назад, за спиной, что говорит о том, что это болото его прошлого (которое уже пора отпустить). Спрашиваем, что он чувствует по поводу этого болота (нейрология).

Можем попросить представить символ или образ того, что там на листочке. Это, например, черно-зеленое болото (страх на фоне самореализации). И дальше пообщаться с этим болотом, встать на его место, поговорить от его лица (психосемантика), достичь инсайта или осознания. Далее уже поработать с этим болотом — помыть, отпустить, дать ресурс и болото, например, превращается в чистое озеро (символическая работа). Поговорить, узнать, что это значит для клиента (психосемантика), что он чувствует (нейрология) и что он будет теперь делать (например, купаться, освежаться в этом озере; символизм), при этом озеро переместилось и встало чуть справа сбоку (пространственный).

Изменение одного кода меняет все четыре!

При этом, есть очень важная мысль — любое изменение и решение проблемы изменяет ее на всех четырех кодах одновременно! Это своеобразная проверка. Если чудище, поменявшись не поменяло бы место (пространственный) — значит клиент обманывает или не доделали. Если при этом, психосемантика говорит о том, что этот образ будет продолжать защищать от опасных людей — тоже самое. Если не изменилось ощущение в груди — тоже самое.

Но при этом, лучше все равно корректировать каждый код, как бы ювелирно докручивая эту проблему объемно и системно.

Кратко, что можно делать:

  1. Определение проблемы на всех кодах.
  2. Получение информации на всех кодах.
  3. Раппорт на всех кодах.
  4. Техники — перемещение, трансформация на всех кодах.

Этим список не исчерпывается. Но для начала — хватит.

Это заготовка, болванка, которая насаживается на любые техники.

Здесь, как вы поняли, техник и технологий я не даю.

Применение четырех кодов — это не техника для работы!

Да, очень часто, можно решить проблему чисто интуитивно, но без знаний целеполагания, работы с мотивацией, готовностью, с поведением, окружением, образами Я, убеждениями, состояниями, личной историей, будущим, СЕС много сделать не получится.

В чем смысл?

В том, что мы берем любую модель психотерапии, например, тот же банальный реимпринт.

И подключаем все коды: определяем проблему (психосемантика), строим линию жизни в пространстве (пространственный), спрашиваем, как выглядит линия жизни (символический), ищем негативные чувства, связанные с прошлыми инцидентами (нейрология) и дальше работаем по уже известной схеме…

При этом, все чаще идет работа системно, когда мы не просто работаем с одной проблемой, а сразу с несколькими. Например, выстраиваем целую систему сопротивлений и защит клиента в пространстве (5-7 штук), общаемся с ними по очереди, видим образы и символы каждого, пониманием намерение, значение и смысл каждого, при этом, человек как бы понимает картину целиком, системно и меняет все сразу.

Задание.

  1. Возьмите свою проблему и несколько раз прокрутите ее сразу через все 4 кода. Психосемантика — нейрология — пространство — символ. Сделайте это несколько раз, комбинируйте, изобретайте, творите, пробуйте новые подходы.
  2. Доведите этот навык до автоматизма, чтобы любую проблему своей жизни вы неосознанно начали раскладывать на кусочки и понимать истинное значение.
  3. Не стремитесь обязательно решить проблему. Техник для решения великое множество, имея в руках этот наимощнейший инструмент, вы сможете любую методику и технику усилить в несколько раз.
  4. Оцените по десятибальной шкале, насколько эта проблема для вас сейчас а) понятна? б) решаема?
  5. Оставьте комментарий к этой записи, как вам понравилось и что получилось именно у вас какие цифры по десятибальной шкале у вас получились?

Словарь образов Линде в качестве приложения к этой статье. Относитесь к трактовкам, как к “условным”. Это начальные знания.

-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25