В советских документальных фильмах о композиторах можно часто увидеть такую картину: композитор сидит за роялем, что-то наигрывает и затем записывает в тетрадь. Другой пример - памятник Чайковскому перед Московской консерваторией: композитор сидит в кресле и завороженно приподнимает указательный палец руки. Вся фигура скульптуры сообщает: к композитору пришло вдохновение, просьба не мешать. Но насколько реальны такие способы сочинения музыки? Как композиторы придумывают свои произведения на самом деле?
Стоит отметить, что способ сочинения музыки очень сильно зависит от стиля этой самой музыки. Те композиторы, которые занимаются стилизацией музыки эпохи романтизма или позднего романтизма в его советском преломлении, действительно часто пишут за роялем. Это связано с тем, что тональная музыка часто требует сильного самоконтроля, чтобы из этой самой тональности не выйти, но должный внутренний тональный слух присутствует не у всех. Также к некоторым композиторам именно идеи приходят «под руками», когда они щупают клавиши фортепиано.
Я сама начинала писать музыку именно так: у меня не было должного слухового опыта и идеи не приходили ко мне в голове. Мне необходимо было что-то наигрывать, чтобы в итоге обрести идею. Так я написала свои первые, ещё тональные, произведения.
Но такой способ очень неудобен: нужно находиться всё время вблизи инструмента, а сам материал зависит от навыков игры и естественных ограничений, связанных с ними.
Когда я поступила в консерваторию, я быстро поняла, что при таком способе сочинения я далеко не продвинусь и начала искать способы писать по-другому.
И тут мы приближаемся ко второму способу сочинения, которого придерживаются очень многие композиторы в том числе моего профиля, - это сочинение в нотном редакторе за компьютером.
Нотный редактор даёт большие возможности: можно писать для больших составов и иметь возможность сразу прослушать то, что написано. Таким образом пишут многие композиторы «авангардного» направления старшего поколения: они в основном используют техники свободной двенадцатитоновости или сериализма, но не работают с тембром, поэтому компьютер для них идеально подходит.
Все произведения младших курсов консерватории я написала именно таким способом. При этом примечательно: мне нужна была абсолютная тишина, любой лишний скрип сбивал меня с мысли, а прослушивание написанного превратилось в некоторую зависимость. Хотя это отлично помогает, например, выстроить форму.
Здесь я немного ответвлюсь и скажу, что есть ещё один способ сочинения на компьютере - это сочинение в секвенсорах, например в Logic или Cubase. Им пользуются в основном те, кто пишет киномузыку, поскольку им важно сразу получить результат, близкий к реальному звучанию.
После второго курса консерватории в моём сочинительском пути произошёл большой слом: я больше не могла сочинять по-старому, и начала искать пути новых техник придумывания музыки.
И тут, спустя год поисков и мучений, ко мне впервые пришла музыка из неоткуда. Не наигранная, не подобранная на компьютере, а просто возникшая в голове, вся пьеса, от начала и до конца. И тогда я взяла лист бумаги и записала её.
Итак, третий способ - это писать на бумаге, а потом переносить в нотный редактор или так и оставлять в рукописи. Стоит сказать, что таким способом могут пользоваться композиторы всех направлений, но больше всего так пишут молодые авторы новой музыки. Они много работают с тембром, сочиняют собственные обозначения каких-то приёмов, по-своему организовывают время, и возможности нотных редакторов для них малы.
Именно так я сейчас и сочиняю музыку, более того, в последнее время вообще перехожу на графические партитуры и не делаю печатный вариант нот по причине очень сложного производства.
Такой способ - самый свободный. Я часто, например, ухожу в парк или, наоборот, в людное место, где мне лучше сочиняется. И проблема отвлекающих звуков совершенно ушла - мне комфортно находиться среди разговаривающих людей, например, и при этом сочинять музыку.
Предлагаю послушать первую пьесу, написанную мной полностью на бумаге:
Мои проекты: https://www.youtube.com/c/701ProjectTomsk - композиторские арт-истории о деревянной архитектуре. Поддержать проект: https://sobe.ru/na/701_project_letnii_sezon
https://www.youtube.com/channel/UCiRBzd_zM8l7777gEvbxUkg - читаю стихи и подбираю под них звуки
Подписывайтесь!