Найти тему

Как защититься от иска страховой компании при ДТП

Вы попали в ДТП? Вы виновник? Неприятная ситуация. Оформили все документы по европротоколу (заполнили извещение), разъехались – вреде бы и все. А нет, важно помнить о том, что если вы виновник в ДТП и документы о ДТП оформлены без участия сотрудников полиции, Вам важно соблюсти три требования закона об ОСАГО. А именно:

не производить ремонт автомобиля (транспортного средства) ранее чем через 15 календарных дней после ДТП, не включая нерабочие дни;

не утилизировать транспортное средство ранее чем через 15 календарных дней после ДТП, не включая нерабочие дни;

представить автомобиль на осмотр (экспертизу) по требованию страховой компании.

Ответственность за невыполнение этих действий указана в пп. з п. 1 ст. 14, Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Страховые компании, пользуясь правом регрессного взыскания выплаченного страхового возмещения, зачастую подают иски к виновникам ДТП. Действия страховых компаний в этом случае граничит со злоупотреблением права, кроме, конечно, случаев мошенничества со стороны участников ДТП. Поэтому важно об этом просто знать, для того чтобы расстройство от ДТП в последствии не омрачилось взысканием с Вас стоимости ремонта.

Приведу для примера одно из дел, в котором я защищал права виновника ДТП при обращении ПАО СК «Росгосстрах» со взысканием выплаченного страхового возмещения после ДТП в регрессном порядке.

Виновник в ДТП, представителем которого я выступал в суде, после ДТП известил свою страховую компанию о произошедшем в соответствии со статьей 11.1 ФЗ Об ОСАГО, и в том числе предоставил заполненный бланк извещения о ДТП. Далее действия страховой компании, по моему мнению, были не чем иным как злоупотреблением правом. Страховая компания направила виновнику ДТП уведомление о предоставлении транспортного средства на осмотр заказным письмом (почтой России). Как выяснилось в судебном заседании, страховая компания направляла такие уведомления всем виновникам в ДТП, фактически рассылкой. Соответственно, можно предположить, что исковые заявления также были направлены виновникам в ДТП. Виновник ДТП уведомление направленное по почте не получил, и поэтому не выполнил требование закона – представить автомобиль на осмотр. Узнал об этом уже из искового заявления направленного страховой компанией.

В данном конкретном деле акцент защиты был сделан на ненадлежащее уведомление выходящее за рамки сроков в течение которых автомобиль не должен быть восстановлен либо утилизирован. Дело было выиграно в судах первой и апелляционной инстанциях, со страховой компании взысканы судебные издержки. В принятии положительного решения для виновника ДТП послужили также своевременно принятые меры по проведению экспертизы, а также то, что автомобиль не был восстановлен после ДТП. Исход дела мог быть отрицательный в случае не своевременного обращения виновника ДТП за юридической помощью.