} Отмена рабства не убрала в мире разделение на «своих» и «чужих»;
} Как закулисные манипуляторы создают напряжение и конфронтации с братскими некогда народами;
} Чем патриотизм отличается от национализма.
Мы продолжаем публикацию отрывков из новой книги Олега Ерёменко «Предназначение человека. Тайны собственного Я». До этого разбиралось, как отделить себя от того, кем не являешься, обрести настоящую самоиндентификацию.
Олег Ерёменко – психолог, востоковед, путешественник, профессиональный фотограф, автор нескольких персональных фотовыставок, переводчик. В течение многих лет Олег возглавлял Центр ведической культуры на Дальнем Востоке. Мастер Международного образовательного Проекта "Психология Третьего Тысячелетия". Эксперт в темах поиска своего предназначения, проведения обрядов.
Как ты думаешь, уважаемый читатель, чем можно объединить миллионы людей, живущих в одной стране? Что может выступать в качестве связующего фактора и универсальной ценности для десятков миллионов жителей, каждый из которых по-своему уникален и самобытен? Какая ценность способна естественным образом объединить всё человечество и стать аргументом для всеобщего воссоединения и примирения?
Многие социальные конфликты длятся десятками и даже сотнями лет, не собираясь затухать, в чём мы легко убеждаемся из ежедневной сводки мировых новостей. Если, к примеру, взять разделение по национальному признаку, то мы увидим, что оно старо как само время. Существует особенное устоявшееся выражение: «Народы мира». Оно означает, что в мире есть бесконечное разнообразие культур, традиций, историй, языков, цветов кожи, вариантов фольклорного наследия, представлений о красоте и множества других сопутствующих факторов. Огромное количество людей, говоря о себе, укажет именно свою национальную идентичность.
…вот уже много веков европейские народы живут – и по меньшей мере четыре века сознают это – под властью, которая по своей сугубо динамической природе не поддается никакому иному определению, кроме почерпнутого из области механики – «европейское равновесие» или balance of power (равновесие сил). Это и есть историческое европейское правительство, которому подчиняется в своем полёте рой народов, дружных и неуживчивых, словно пчелы, слетевшие с руин античного мира…
Ещё в XVIII веке историк Робертсон назвал европейское равновесие «the great secret of the modern politics» (великий секрет современной политики). Секрет великий и, бесспорно, парадоксальный! Ибо равновесие сил – это реальность, основанная на множественности, на плюрализме. Если он исчезнет, это динамическое единство развеется. Европа действительно рой – множество пчел в едином полёте.
Эту единую природу великолепного европейского разнообразия я бы назвал здоровой общностью, плодотворной и желанной, заставившей ещё Монтескье сказать: «Европа – единая нация, состоящая из многих», а Бальзака – повторить в более романтическом ключе: «Великая континентальная семья, все силы которой отданы бог ведает какому таинству цивилизации».
Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
Некоторые страны, игравшие когда-то роль колониальных гегемонов и строившие свою экономику за счёт вливания в свою экономику завоёванных ресурсов, захватывали невольников из других континентов и насильно привозили их для работы на разных производствах. Те были рабами, живой рабочей функцией, и не имели права быть полноценными участниками социума. Их вырывали из привычной жизни и насильно внедряли в чужеродную во всех смыслах среду. Для выживания они формировали свои социальные группы, где поддерживали уникальную атмосферу, пропитанную одним настроением и общей трагической судьбой.
Относительно не так давно рабство как общественный институт было упразднено, и эти люди официально стали гражданами и полноправными членами общества. Тем не менее мы чётко видим, что и по сей день полной социальной и гражданской ассимиляции так и не произошло. До сих пор существует контрастное разделение на «наших» и «чужих», до сих пор мы видим несимметричные привилегии для представителей разных групп и слышим от разных сторон достаточно радикальные призывы к смене устоявшейся системы.
Вплоть до наших дней у многих народов сохраняется глубокая историческая обида по отношению к прежним агрессорам и всё ещё теплится надежда на реванш.
Этические принципы выше существования нации.
Эрих Фромм «Бегство от свободы»
Несколько лет назад, будучи в путешествии в одной из азиатских стран, я спросил торговца в лавке, почему он так откровенно меня обманывает и практически не скрываясь пытается лишить меня значительной суммы. На что тот абсолютно искренне ответил, что обмануть европейца не считается зазорным, более того, это даже своего рода добродетель, которая никаким негативным образом не отразится на карме обманщика, потому что некогда европейские колонизаторы разрушали его страну и вывозили из неё к себе огромные богатства. Поэтому среди жителей этой страны есть своего рода национальная забава – «разведи» белого, верни украденные некогда богатства домой. И даже если иноземец проживёт в этой стране несколько десятков лет, для местных он всё равно так и останется чужаком.
В мире много забавного; среди прочего – убеждение белого человека, что он – в меньшей степени дикарь, чем все другие дикари.
Марк Твен
На многих храмах в Индии висят таблички «Only Hindu allowed», что означает «Вход только для индусов». Когда я пытался выяснить, почему так устроено, в ответ услышал много разных аргументов. Какие-то из этих аргументов понятны и вполне приемлемы: некогда чужеземцы-завоеватели разрушали храмы и совершали в них преступления, и сейчас индусы не хотят пускать в свои храмы никого чужого.
Но некоторые находятся за гранью моего понимания. Один из подобных аргументов звучит так: «Наше индийское ДНК священно, ведь мы дети великих мудрецов. А вот ваше европейское ДНК очень низкого качества, потому что вы дети варваров, оно вибрирует оскверняющей энергией. Приходя в какое-то место, вы наполняете это место энергетической грязью. Вы дикари, после вас нужно мыть храмы. Поэтому вам не положено быть в наших святых местах».
При этом категорически отвергаются любые доводы о том, что древние Ведические писания, на основе чьей мудрости были построены эти храмы, говорят о единой духовной природе всех живых существ. Не важно, что там говорят седые Веды, важно, что мы лучше, а вы хуже.
Любой может сказать: «В нас живы великие заветы Гуса». Но у кого повернётся язык сказать: «Во мне живые великие заветы Гуса»?
Карел Чапек (1890–1938), чешский писатель
Трагическая история человечества знает великое множество примеров того, как перед вторжением в ту или иную страну захватчики проводили сначала идеологическую кампанию по дискредитации обителей тех земель, на которые планировалось нападение. Другими словами, если вы хотите оправдать свою интервенцию в какую-то страну или местность, вам необходимо сказать, что жители этой страны являются людьми второго или третьего сорта, или заявить, что они просто приматы и их убийство не является грехом.
Почти все захватнические и колониальные войны в Европе, Африке, Австралии, Азии, обеих Америках осуществлялись на основе такого идеологического обоснования: наша нация самая лучшая и важная, наша культура самая высокая, наша религия единственно правильная, а вы не более чем недочеловеки, поэтому мы имеем моральное право прийти, агрессивно вытеснить вас и присвоить себе ваши ресурсы. И будем считать это великим достижением нашего народа, а вы должны быть благодарны за нашу благодетель.
Обесчеловечивание, создание псевдовидов – арсенал разжигателей ненависти. Чужие отвратительны. Чужие – крысы, зараза, они нелюди, смердящие вонючки, живут в хлеву, едят помои, невозможные для нормального человека. Чужие – дерьмо. И пусть у слушателей совсем перемешаются метафорический смысл и реальность, но 99 % из них уже идут за говорящим.
Роберт Сапольски. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки
Более того, такая идеология и по сей день продолжает жить и доноситься с трибун от лица важных людей в дорогих костюмах и галстуках. До сих пор мы слышим «Наша нация самая лучшая и главная, поэтому мы всем вам скажем, как следует жить. И в благодарность за наше милостивое правление вы отдадите нам под контроль все свои ресурсы».
Налицо острейший незатухающий конфликт на почве национальной идентификации. И многочисленные трагические события в разных странах ярко демонстрируют этот печальный феномен. У большинства народов есть свои исторические враги, ненависть к которым является обязательным гражданским долгом. В некоторые страны нельзя въехать гражданам с паспортом страны – исторического врага. Более того, порой, если у вас в паспорте просто стоит штамп о посещении этой страны, вам могут легко отказать во въезде.
Национальная проблема очень сильна и по сей день, более того, похоже, что в обозримом будущем она не будет решена.
В мире есть силы, которые совершенно не заинтересованы в преодолении национальных конфликтов, и даже напротив, они их умело поддерживают в перманентно острой фазе.
Мы видим, как закулисные манипуляторы умело направляют сознание целых этносов в нужное им русло, создавая напряжение и конфронтации с братскими некогда народами. Внушается чувство исторической вины, национальной неполноценности, и, как следствие, необходимости каяться за деяния предков и собственное существование.
Причём зачастую историю безжалостно фальсифицируют и фабрикуют в необходимом для манипуляторов ключе: новые официальные историки создают «правильные» исторические версии прошедших событий, замалчивают реальные факты, уничтожают архивные документы, другими словами – формируют искусственное социальное сознание, направленное в нужно в русло.
При целенаправленной работе на протяжении всего одного поколения можно коренным образом сменить парадигму идентичности целого этноса. А потом, подобрав необходимые эмоциональные аргументы, обратить народный гнев в нужном направлении.
Исключительно эффективным средством внедрения национальных чувств (по крайней мере, среди мужчин) спорт является потому, что даже лица с наименее выраженными политическими или общественными интересами могут легко отождествить себя с нацией, если её символизируют молодые люди, блистающие теми качествами, которыми практически каждый мужчина хочет или в определенный период своей жизни хотел обладать.
Эрик Хобсбаум «Нации и национализм после 1780 года»
У многих народов есть весьма востребованная задача – доказать, что именно их этнос самый древний и самый мудрый на всей земле. В некоторых странах эта идея стала своего рода национальной идеей фикс – давайте докажем всему миру, что мы дети богов или, хотя бы, что только мы дети мудрецов и великанов.
Мне всегда хотелось задать вопрос тем, кто это делает: «Ну, допустим, вы докажете, что именно ваш этнос во всех смыслах самый выдающийся, и именно от него пошли другие народы, культуры и традиции. Что вы будете делать с этой информацией? Как это отразится на вашем отношении к другим народам?»
Патриотизм – это любовь к своему.
Национализм – ненависть к чужому.
Ромен Гари (1914–1980), французский писатель
При основательном подходе относительно быстро можно радикально исказить многовековую историю целого народа, и, должным образом координируя настроения людей, полностью испортить хорошие некогда отношения с соседями. Поэтому нам очень важно осознавать, что национальное самоопределение выступает в качестве важнейшей идентификации как для одного человека, так и для всего народа в целом.
Возвращаясь к нашей теме поиска предназначения и в контексте вышесказанного, следует отметить, что очень часто именно национальный признак является основным фактором формирования идентичности. Ребёнку, родившемуся в такой среде, с самого детства рассказывают о трагической или великой судьбе его народа, учат определённому отношению к оппонентам, описывают образ врагов и друзей, учат думать, что только его народ самый древний, самый мудрый и умелый, самый многострадальный, самый героический, самый победоносный или просто избранный Богом. Тем самым в сознание ребёнка вкладывается мощнейший идентификационный фундамент. Именно на основе этого фундамента он будет строить свою жизнь и судьбу.
Ребёнок впитывает эту атмосферу всем сердцем и в какой-то момент больше не может мыслить по-другому.
Поэтому, если мы спросим человека, рождённого в националистической среде: «Кто ты?», он с гордостью ответит «Я представитель великой нации». И если мы спросим, что это значит и какое это отношение имеет к его жизненному предназначению, он скажет, что его предназначением будет сохранение национальной идентификации, демонстрация соответствующего личного образа, соответствующего поведения и мировоззрения.
Юэн не оправдал отцовских надежд, он не выказывал ни малейшего интереса к столпам шотландской религии – алкоголю, футболу, обиде на весь белый свет, – на которых держалась вера Грэма.
Кейт Аткинсон «Поворот к лучшему»
Обратите внимание, как сильны и сплочены национальные диаспоры, которые есть в каждом крупном городе мира. Внутри каждой присутствует чёткая иерархия, порядок, законы, традиции, верования и свои незыблемые принципы. Более того, каждый представитель такой диаспоры может рассчитывать на полную поддержку и защиту со стороны своих соплеменников.
Многие этнические группы имеют свою внутреннюю идеологию, внутреннюю исполнительную и законодательную власть, стабильные источники дохода, могущественные инструменты социального, а порой и политического влияния. Они, будучи самодостаточными и автономными структурами, словно небольшие государства, абсолютно не собираются ассимилироваться во внешнюю среду. У самодостаточной этнической формации в такой ассимиляции просто нет никакой необходимости.
Когда представитель такой диаспоры знакомится с человеком из внешнего круга, он в первую очередь с гордостью упомянет свою национальную принадлежность. И потому именно через призму этнической идентификации он будет искать своё предназначение и место в жизни.
Продолжение следует.