Найти тему

"Мама-украинка отправит детей в Россию, если Путин нападет..."

Очередной "перл" датского радио Р1 Morgen! (источник)

У датских журналистов есть фишка - они находят человека, который живет в в той местности, где происходят события, и используют его как информатора - то есть звонят и спрашивают, как обстановка.

Обычно для этой цели используют датчан, но иногда попадаются и местные жители.

https://www.interfax.ru/photo/1807/21827
https://www.interfax.ru/photo/1807/21827

Сейчас датское радио "информирует" Елена, которая живет в Луганске в 15 км от границы с Россией. Елена работает администратором в языковом центре и говорит с датчанами по-английски. Поскольку акцент у неё достаточно сильный, то датчане частично обрезают её речь и пересказывают слушателям, что она сказала (обычно датчане английскую речь посылают в эфир без перевода - практически все датчане хорошо понимают английский). Елена замужем, у неё двое детей 7 и 10 лет. По словам Елены, она украинка, и дома они говорят по-украински.

Журналисты спрашивают Елену про её отношение к слухам о предстоящей войне:

-Мы не хотим войны, не хотим повторения событий 2014 года,-отвечает Елена,- это было самым тяжелым временем в нашей жизни.

Тут уже журналисты вставляют свои пояснения:

-В то время было трудно понять, что происходит, даже для наших журналистов. Сначала были стычки между русскоязычными повстанцами (в дословном переводе "русскими по духу ") и украинским правительством, затем повстанцы получили подкрепление в виде "настоящих" русских солдат. Но для Елены всё они были просто "нестабильными" людьми с оружием, и ей было страшно оказаться в ненужное время в ненужном месте. Поэтому Елена с семьёй вынуждены были покинуть дом бежать в Северо-Донецк, откуда они вернулись через месяц. Елена не хочет повторения той истории - нищета, зависимость, бессилие, невозможность планировать своё будущее - всё это связано со статусом беженца.

-У нас не было работы, не было денег. Мы не знали, есть ли у нас дом, - говорит Елена, - поэтому, даже если российские солдаты придут снова, мы останемся здесь. Мы говорим о войне и боимся её, но мы не хотим верить, что это случится.

Тут журналисты задают провокационный вопрос:

-А что ты думаешь о Путине?

-Путин-президент России- это всё, что я могу сказать,- смеётся Елена.

На вопрос про наличие русских солдат в Луганске Елена ответила:

-Реально никаких русских солдат здесь нет! Мои дети в садике и в школе, мой языковой центр открыт, все магазины и бутики работают, даже зоопарк за углом открыт!

Елена была очень рада, что ей позвонили аж из-за границы, и хоть кто-то поинтересовался их делами.

Поэтому через пару дней она сама послала смс датским журналистам:

-Я проснулась от звука взрывов. Правда, они далеко, и я успокаиваю себя, но всё равно боюсь, потому что у нас уже есть неприятный опыт.

-Это когда русскоговорящие повстанцы заставили вас бежать из города?- уточняет датский журналист.

-Да, да, в 2014, - подтверждает Елена.

Как говорится, правильно поставленный вопрос даёт правильный ответ.

Затем они обсуждают инцидент с попаданием снаряда в детский садик под Луганском.

-Зачем украинской армии разрушать украинский детский сад?- "удивляется" журналист.

-Не знаю, - простодушно отвечает Елена.

Затем журналист пытается выяснить, на чьей стороне Елена. Она утверждает, что её родной язык- украинский, но она не празднует украинских праздников и не размахивает сине-жёлтым флагом.

-Я люблю Украину и Россию,- говорит Елена,- У меня много русских родственников.

-Так кто же вы?- не отстаёт журналист.

-Мы- просто люди, которые живут в Луганске,- смеётся Елена.

-И что вы собираетесь делать, если война всё-таки будет?

-Мы с мужем уже договорились, что мы отошлём детей к моим родителям в Россию, в Воронеж, а сами останемся.

Тут в мозгах датских журналистов должен был произойти "когнитивный диссонанс" : мать-украинка отсылает своих детей в страну-агрессор. Ну это вроде как если бы Дания собралась воевать с Германией, и датчане начали бы своих детей отсылать в Германию....

В пятницу вечером (18.02) датские журналисты снова получили смс от Елены - детей всё-таки эвакуировали в Россию.

У меня возникло какое-то странное странное ощущение после этой передачи - я подумала, что если бы всё интервью послали в эфир без комментариев, то и воспринималось бы оно совсем по другому. А так было чувство, что каждое слово Елены было прокомментировано, ненужное вырезано, нужное оставлено. Самое интересное, что сама Елена по причине незнания датского языка не может его прослушать и понять, в каком свете её выставили датские журналисты.

Думаю, женщина просто безусловно верит в "хорошесть" журналистов из маленькой сказочной страны, и поэтому говорила, не думая.

А как вы поняли это интервью? Что хотела сказать Елена, и не извратили ли датские журналисты её мнение?