Найти тему
Православный

Ровоам - после Соломона

На протяжении многих страниц Третьей Книги Царств прославляются свершения Соло­мона, а сам он сравнивается с величайшими муд­рецами Народов, вплоть до того, что он назван "превосходящим всех царей земли" (3 Цар 10. 23).

Далее двух страниц оказывается достаточно, что­бы рассказать о бедствии. За пределами Земли Обетованной происходит вот что: египетский фа­раон, обеспокоенный развитием Израиля, предо­ставляет убежище одному из врагов этой страны (3 Цар 11. 19), а также группа израильских мятеж­ников находит убежище в Дамаске. В самом Израи­ле ситуация еще хуже: начальник оброчных работ у Соломона по имени Иеровоам поднимает восста­ние против своего царя (3 Цар И. 26).

Кризис происходит после долгой череды успехов. Всякий народ познал времена расцвета — времена, которые позволили ему, казалось бы, навсегда успокоиться и даже забыть о том, какой ценой (и какими проявлениями несправедливости) они были оплачены.

По правде говоря, образу Соломона, стоя­щему над всей этой выставкой достижений, недос­тает жизненности. Помимо двух ярких эпизодов — его молитвы, когда он просит о мудрости, а затем проявления этой мудрости, когда он судит тяжбу двух проституток, — когда читаешь всё осталь­ное, может возникнуть вопрос: а существовал ли Соломон на самом деле?

После Давида, после всех перемен в его душе и в его жизни с ее сплошь неожиданными и опасными перипетиями оказы­вается, что историку нечего сказать о Соломоне как о персонаже. Зато мы имеем возможность полюбить его через собрание Притчей, через Когелета (Екклесиаста) и через Песнь песней — творения, которые были ему приписаны еще до появления Книги Премудрости Соломона, написанной по-гречески незадолго до начала нашей эры.

Как Данте заставлял заговорить королей и пап в глубинах преисподней, так и Когелет поже­лал разоблачить пустоту великого царства (каким бы оно ни было) устами самого покойного царя. "Я был царем в Иерусалиме; [...] я способствовал возрас­танию и процветанию мудрости [...], и я познал, что это тоже погоня за ветром" (Екк 1. 12-14, 17*). Редко, полагает он, бывает, что благополучие и истина переходят от отца к сыну.

Мудрость Соломона действительно совсем не перешла к его сыну Ровоаму. Не была она без изъяна и у самого великого царя. Если принимать повест­вование таким, какое оно есть, то грядущую ката­строфу подготавливают две причины. Со стороны Соломона, это идолопоклонство, которое он стал допускать, состарившись. Со стороны нового царя Ровоама, это бесчувственность к страданиям народа.

Современный читатель сразу же понимает, что начальник оброчных работ Иеровоам не иначе как воспользовался недовольством населения — недовольством средних классов, которые облагались слишком большими налогами, и недовольством работников, с которыми мало считались. Лидер недо­вольных избежал гнева Соломона только потому, что эмигрировал.

Подобная фигура — политический диссидент, возвращающийся из изгнания, чтобы испытать свой шанс, когда сменяется правление, — нам знакома. Именно так Иеровоам возвращается при новом царе Ровоаме (3 Цар 12. 2) на общий сход израильтян в Сихеме. Народ, находящийся под "игом царя", жалуется на свое "тяжкое рабство". Хотя старцы советуют Ровоаму сделаться "слугою" народа, безусые советники — товарищи Ровоама — думают, что он не сможет остановиться, если нач­нет делать уступки; итак, пусть он наведет на мя­тежников страх, пока не поздно. Дурной совет приводит к тому, что единство рушится. Десять колен (3 Цар 11. 31) на севере отделяются, чтобы сделать своим царем Иеровоама. Династии Давида остается царствовать в Иерусалиме только над одним коленом (колено Левиино не принимается в расчет).

Кризис оказывается внезапным: длинный перечень успехов Соломона до сих пор не позво­лял увидеть их оборотную сторону. Редактор от­дает должное обеим сторонам. Тем не менее, про­роческий голос, который смолк на время царство­вания Соломона, предвидел первую причину бедст­вия. Народу, желавшему царя, Самуил, прежде чем исполнить это желание, отвечал: царь возьмет ваших сыновей для своего войска, для жатвы его хлебов и для изготовления оружия; он будет соби­рать с вас налоги. "И сами вы будете ему рабами" (1 Цар 8. 17). Такова та сторона реальности, кото­рая проявляется после смерти Соломона.

Однако вовсе не пророк заставляет ее про­явиться, а Иеровоам — начальник оброчных работ, ставший политическим мятежником. Немного поз­же заговорит еще один пророк, который раскроет вторую причину раскола в Израиле. Мы видим, как Ахия Силомлянин, одетый в новый плащ, встре­чается с Иеровоамом, когда тот бежит на чужбину, в Египет, по безлюдной дороге. Пророк раздирает свой плащ на двенадцать частей в знак того, что Иеровоам разрушит единство. Это бедствие, заяв­ляет он, есть плод греха, который Бог карает через Иеровоама. Но Ахия — не преемник Самуила, ведь он ни словом не обмолвился о закабалении народа отцом нового царя. Он осуждает только идолопок­лонство в царствование Соломона.

Так Библия умеет сплетать голоса и уров­ни истории: одна из причин раскола — на небесах, другая — на земле. Рупором социальной справед­ливости оказывается то пророк (Самуил), то поли­тик. Оскорбление Бога, каковым является идоло­поклонство, и оскорбление человека, каковым яв­ляется угнетение, совершает один и тот же царь, настолько великий, насколько возможно, в чем ему следует отдать должное.

И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним [...]: Так скажи народу сему [...]: ’’...Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами”.

3 Цар 12. 10-11