Найти тему
Cinemacountry

«Три цвета: Синий, Белый, Красный» — завораживающая хроника человеческих судеб

Оглавление

Культовая трилогия классика режиссуры Кшиштофа Кесьлевского — важная страница мирового кинематографа. Уникальный, выдающийся труд, оценённый деятелями индустрии, критиками мирового уровня и, конечно, зрителями. 

Кшиштоф Кесьлевский
Кшиштоф Кесьлевский

Так Роберт Эберт (кинокритик с непререкаемым авторитетом) включил проект Кесьлевского в именной альманах «величайших фильмов в истории кино» наравне с «Агирре» Херцога, «Космической одиссеей» Кубрика, «Гражданином Кейном» Уэллса. Трилогия гордо прошествовала по самым престижным европейским фестивалям, собрав богатый букет наград, и даже пересекла океан, представ на суд жюри «Оскара» сразу в трёх номинациях. Последователи учились мастерству по фильмам Кесьлевского, как по азбуке, а именитый коллеги с трепетом цитировали идеи трилогии в своих работах.

«Белый»
«Белый»

На страницах этого кинематографического сборника зрителя ждут знаменательные встречи с любимыми актёрами французской школы. Среди них: Жюльет Бинош, Жан-Луи Трентиньян, Жюли Дельпи, Ирен Жакоб и другие.

«Синий»
«Синий»

Мои постоянные читатели могут помнить, что соло-статью о «Трёх цветах» я обещала ещё два года назад, рассказывая о драматической антологии поляка «Декалог», предшествующей французской трилогии и являющейся ее концептуальным фундаментом. Несколько раз я садилась за написание обзора, но всякий раз не добиралась до финальной точки: то отвлекали более актуальные проблемы, то файл с заметками растворялся в цифровом сознании компьютера, то ещё невесть какая другая напасть. Что ж, теперь я вижу в этой истории красивый знак, подводящий черту под мудрым и непоколебимым постулатом жизни:

всему своё время.

Впервые триптих Кесьлевского будет показан в России! «Синий» выйдет на большие экраны 23 февраля, «Белый»  — 3 марта, «Красный» — с 10-го. Показ организован компанией Russian Word Vision. И я вас уверяю, что данное событие истинному синефилу пропустить никак нельзя.

-4

«Три цвета» — трёхглавное эссе о людях, попавших под остро заточенную косу случая, и их поступках, влекущих череду событий, в которых мироздание всегда оказывается на шаг впереди человеческой воли даже тогда, когда кажется, что они и так заодно. 

«Белый»
«Белый»

Метафорически каждая история перекликается с одним из цветов французского триколора и в иносказательном смысле интерпретирует национальный девиз «Свобода, равенство, братство». Однако этот мостик к понимаю философии киновысказывания — лишь один из символов (наиболее очевидный притом). С куда большим азартом и интересом Кесьлевский и его верный соратник сценарист и тёзка Кшиштоф Песевич препарируют субстанцию куда более абстрактную: психологию цвета.

«Синий»
«Синий»

Интерпретация цветов — учение ненаучное, условное, но занимательное. При отсутствии очевидных законов и правил большинство людей воспринимает одни и те же цвета в схожем эмоциональным диапазоне. Так синий — цвет моря и ясного неба: дарит ощущение свободы, но и холода, недосягаемости, тоски. Белый — чистота, невинность, истина, прощение, пустота: с одной стороны белый — отсутсвие цвета, с другой — смесь всех цветов. Наконец, красный — цвет крови и пламени. Он — экстремум эмоции: страсть, ненависть, любовь, гнев, боль.

«Красный»
«Красный»

Автор окрашивает в нужные оттенки не только предметы, но и свет, пропуская его чрез различные призмы, экспериментируя с экспозицией. Это поистине тонкая и умная работа, проделанная людьми с безупречным вкусом. То, как Кесьлевский интерпретирует цвета в полотне, нужно видеть самому — это не просто совершенный образчик отточенного мастерство, но и занимательное упражнение на проницательность.

Я же сориентирую вас по сюжетной базе. У всякого героя трилогии своё испытание, но каждый из них так или иначе должен прийти к примирению со своей судьбой.

«Синий», 1993

IMDb: 7.90

-8

В этой истории свобода (самая желанная человеком вещь) трагична. Француженка Жюли обретает ее, потеряв в автокатастрофе мужа и ребёнка. Судьба сохраняет женщине жизнь, но отбирает у неё прошлое. Растерянная, дезориентированная, раздавленная горем героиня делает шаг в пустоту, осознанно покидая руины былой жизни: меняет город, окружение, привычки. Однако новая, тщательно отредактированная вручную реальность будет напоминать о случившемся, ведь мир состоит не только из материальных вещей.

«Белый», 1994

IMDb: 7.60

-9

Драматический дуэт свободы и братства разбавляет комедия о равенстве в призме неравного брака. Счастливый союз поляка и француженки даёт трещину по унизительной причине сексуального бессилия мужчины. Придушенный законом и инаковастью чужой культуры Кароль Кароль вынужден вернуться на родину. Заражённый идеей мести бывшей возлюбленной, мужчина прокладывает дорогу к вожделенной силе, выбирая околокриминальный путь.

«Красный», 1994

IMDb: 8.10

-10

Молодая и нежная девушка по имени Валентина волею случая знакомится с надменным, угрюмым, циничным мужчиной в годах. Новый знакомый (в прошлом пророк Фемиды) ведёт затворнический образ жизни, развлекаясь телефонной прослушкой соседей. Несмотря на разницу в возрасте и взглядах на жизнь, между девушкой и мужчиной завязываются дружеские отношения и устанавливается необычная судьбоносная связь…

——

«Три цвета» — последний проект режиссёра. Кшиштоф Кесьлёвский умер на своей родине в Варшаве 13 марта 1996 года в возрасте 54-х лет во время операции на сердце. Похоронен в самом старом некрополе столицы. На его могиле установлена скульптора ещё одного его тезки Кшиштофа М. Беднарского: ладони, указательные и большие пальцы которых формируют прямоугольник, — характерный режиссёрский жест, кадрирующий кадр. 

-11

Этот кадр — окно, через которое Кесьлевский видел мир. И показал его своим зрителям.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино.