Найти тему

О чём «Одиннадцать молчаливых мужчин» не расскажут нам

Постер к фильму. Фото Кинопоиск.
Постер к фильму. Фото Кинопоиск.

17 февраля 2022 года на экраны страны вышел фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин». Это уже третья попытка снять футбольный байопик на заданную тему. Были попытки снять фильмы про Эдуарда Стрельцова и лучшего вратаря мира Льва Яшина, но все они окончились плачевно для нашего кино и кинопроката. Да-да я не ошибся именно байопик (объясню чуть позже), а не исторический фильм про московскую футбольную команду «Динамо», которая осенью 1945 года с делом государственной важности посетила туманный Альбион и решение о поездке принималось на самом вверху, то есть Сталиным непосредственно. По окончании Великой Отечественной Войны бывшие идеологические враги Великобритания, Франция и США стали нашими союзниками, но так как СССР был изгнан из всех международных организация, а в другие не входил по политическим мотивам была предпринята попытка с обоих сторон вовлечения нашей страны в участие в мировом футболе. Мы пытались понять насколько мы можем хорошо играть в футбол на международной арене и стоит ли нам вступать в такие организации как УЕФА и ФИФА, а это не только членство, но и платежи и при этом не маленькие. Наши партнеры хотели также проверить и увидеть насколько хорошо мы умеем играть в футбол и стоит ли нас интегрировать в международный футбольный союз. По сути это была взаимовыгодная поездка. Сама история, если вы потрудитесь прочитать Википедию, сама по себе неординарная и самобытная, что так и просилась на большой экран. И вот её потенциал заметил известный телеведущий программы «Человек и закон» и довольно посредственный режиссёр Алексей Пиманов (Крым). Политическое прошлое и настоящее Пиманова сильно отразилось и преломилось в фильме, но это чуть позже, за сценарный стол уселись братья Олег и Владимир Пресняковы (Изображая жертву). Вроде и есть история и она хорошо известна, бери и бережно переложи факты и антураж в сценарий и сними кино. И есть прекрасные примеры это и фильм про футбольную команду Манчестер Юнайтед и про хоккейную сборную США 1980 года, да много примеров. Но мы идём другим путём, известным только нам. В этом фильме режиссёр Пиманов пошёл ещё дальше, сделав главным героем Всеволода Боброва, который не был футболистом Динамо, а был футболистом ЦДКА и лишь волею партийных боссов был приставлен к команде с целью усиления. Дальше такой практикой в СССР будут всегда пользоваться, чтобы наши команды выглядели на международных турнирах лучше и сильнее, чем были на самом деле.

Когда речь идёт всё-таки о футболистах, нам иногда показывают вратаря Хомича и его незнание английского языка, или выдадут мини-историю о Бескове. Но за два часа кино, нам кое-как раскрывают лишь Боброва. А все остальные футболисты просто статисты, манекены. Ты не видишь ничего в них за весь фильм, лишь слышишь их фамилии, а фильм о целой команде. Я прекрасно понимаю, что за двухчасовой хронометраж сложно глубоко показать всех персонажей. Но проблема в том, что авторы вообще решили с этим не заморачиваться. Они просто добавили ещё два больших сюжета с абсолютно новыми героями, которые съели больше половины кино. Зачем? Чтобы разнообразить жанры? Но от этого потерялся основной посыл фильма. Я всё понимаю, что бывают реальные истории, когда их сложно экранизировать, и сценаристы добавляют новые детали, чуть изменяя реальные события, создают новых персонажей. Если это сделано качественно, то у меня нет вопросов. Но, если это халтура, причём выглядящая согласно задумке важнее главной истории, то извините, так не должно работать. К сожалению, до сих пор в нашем большом кино практически не умеют рассказывать истории без любовных линий. Так и тут (надо же и девушкам с интересом смотреть). В этом фильме не должно было быть романтики, но её решили сделать. И ладно бы история любви Бескова. Небольшая и милая, но нет, добавим английскую журналистку, которая, ради сенсации, постарается влюбить в себя Боброва. И как же это плохо смотрится на экране. Ты в принципе не веришь происходящему, потому что такого не может быть в принципе. Так ещё и сыграно плохо. Чувства и характеры персонажей меняются по щелчку пальцев. И я всё время ждал, когда нас снова переключат на команду Динамо. А второй сюжет связан с подпольными ставками и бандитизмом. И здесь всё ещё хуже. Каждое появление героев смотрится нелепо, а то что за главаря в организации ставок взяли Андрея Чернышова только ухудшило ситуацию. Я как не старался, не мог в нём разглядеть злобного и алчного англичанина. Вся эта ситуация со ставками, угрозами, опасностью, была нелепа и смешна. Это больше походило на детский сад, чем на реальную опасность. И по итогу ещё и закончилась ничем. Авторы хотели показать, как люди пережили войну и продолжают жить дальше. Какое влияние она оказала на них. Так говорят авторы, а в кино мы услышим небольшую историю от Боброва и пару фраз от других персонажей. И всё. Авторы хотели показать советских футболистов не просто мужиками, а красивыми и интересными мужчинами. И что в итоге? Просто пустые персонажи. При всём при этом есть пара плюсов. С третьей попытки научились лучше показывать футбольные матчи. Местами выглядит хорошо. Но, через какое-то время снова вылезает рваный монтаж, нелогичные склейки, слишком близкие наезды камер. И ты снова расстраиваешься, понимая, что могли же сделать лучше. А вторым плюсом отмечу титры. Когда показывают реальную хронику под качественную песню, это трогает. Но на одних титрах не получится выехать. К сожалению, фильм полностью не оправдал ожиданий.

Фильм можно смотреть в кинотеатрах.