17 февраля 2022 года на экраны страны вышел фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин». Это уже третья попытка снять футбольный байопик на заданную тему. Были попытки снять фильмы про Эдуарда Стрельцова и лучшего вратаря мира Льва Яшина, но все они окончились плачевно для нашего кино и кинопроката. Да-да я не ошибся именно байопик (объясню чуть позже), а не исторический фильм про московскую футбольную команду «Динамо», которая осенью 1945 года с делом государственной важности посетила туманный Альбион и решение о поездке принималось на самом вверху, то есть Сталиным непосредственно. По окончании Великой Отечественной Войны бывшие идеологические враги Великобритания, Франция и США стали нашими союзниками, но так как СССР был изгнан из всех международных организация, а в другие не входил по политическим мотивам была предпринята попытка с обоих сторон вовлечения нашей страны в участие в мировом футболе. Мы пытались понять насколько мы можем хорошо играть в футбол на международной арене и стоит ли нам вступать в такие организации как УЕФА и ФИФА, а это не только членство, но и платежи и при этом не маленькие. Наши партнеры хотели также проверить и увидеть насколько хорошо мы умеем играть в футбол и стоит ли нас интегрировать в международный футбольный союз. По сути это была взаимовыгодная поездка. Сама история, если вы потрудитесь прочитать Википедию, сама по себе неординарная и самобытная, что так и просилась на большой экран. И вот её потенциал заметил известный телеведущий программы «Человек и закон» и довольно посредственный режиссёр Алексей Пиманов (Крым). Политическое прошлое и настоящее Пиманова сильно отразилось и преломилось в фильме, но это чуть позже, за сценарный стол уселись братья Олег и Владимир Пресняковы (Изображая жертву). Вроде и есть история и она хорошо известна, бери и бережно переложи факты и антураж в сценарий и сними кино. И есть прекрасные примеры это и фильм про футбольную команду Манчестер Юнайтед и про хоккейную сборную США 1980 года, да много примеров. Но мы идём другим путём, известным только нам. В этом фильме режиссёр Пиманов пошёл ещё дальше, сделав главным героем Всеволода Боброва, который не был футболистом Динамо, а был футболистом ЦДКА и лишь волею партийных боссов был приставлен к команде с целью усиления. Дальше такой практикой в СССР будут всегда пользоваться, чтобы наши команды выглядели на международных турнирах лучше и сильнее, чем были на самом деле.
Когда речь идёт всё-таки о футболистах, нам иногда показывают вратаря Хомича и его незнание английского языка, или выдадут мини-историю о Бескове. Но за два часа кино, нам кое-как раскрывают лишь Боброва. А все остальные футболисты просто статисты, манекены. Ты не видишь ничего в них за весь фильм, лишь слышишь их фамилии, а фильм о целой команде. Я прекрасно понимаю, что за двухчасовой хронометраж сложно глубоко показать всех персонажей. Но проблема в том, что авторы вообще решили с этим не заморачиваться. Они просто добавили ещё два больших сюжета с абсолютно новыми героями, которые съели больше половины кино. Зачем? Чтобы разнообразить жанры? Но от этого потерялся основной посыл фильма. Я всё понимаю, что бывают реальные истории, когда их сложно экранизировать, и сценаристы добавляют новые детали, чуть изменяя реальные события, создают новых персонажей. Если это сделано качественно, то у меня нет вопросов. Но, если это халтура, причём выглядящая согласно задумке важнее главной истории, то извините, так не должно работать. К сожалению, до сих пор в нашем большом кино практически не умеют рассказывать истории без любовных линий. Так и тут (надо же и девушкам с интересом смотреть). В этом фильме не должно было быть романтики, но её решили сделать. И ладно бы история любви Бескова. Небольшая и милая, но нет, добавим английскую журналистку, которая, ради сенсации, постарается влюбить в себя Боброва. И как же это плохо смотрится на экране. Ты в принципе не веришь происходящему, потому что такого не может быть в принципе. Так ещё и сыграно плохо. Чувства и характеры персонажей меняются по щелчку пальцев. И я всё время ждал, когда нас снова переключат на команду Динамо. А второй сюжет связан с подпольными ставками и бандитизмом. И здесь всё ещё хуже. Каждое появление героев смотрится нелепо, а то что за главаря в организации ставок взяли Андрея Чернышова только ухудшило ситуацию. Я как не старался, не мог в нём разглядеть злобного и алчного англичанина. Вся эта ситуация со ставками, угрозами, опасностью, была нелепа и смешна. Это больше походило на детский сад, чем на реальную опасность. И по итогу ещё и закончилась ничем. Авторы хотели показать, как люди пережили войну и продолжают жить дальше. Какое влияние она оказала на них. Так говорят авторы, а в кино мы услышим небольшую историю от Боброва и пару фраз от других персонажей. И всё. Авторы хотели показать советских футболистов не просто мужиками, а красивыми и интересными мужчинами. И что в итоге? Просто пустые персонажи. При всём при этом есть пара плюсов. С третьей попытки научились лучше показывать футбольные матчи. Местами выглядит хорошо. Но, через какое-то время снова вылезает рваный монтаж, нелогичные склейки, слишком близкие наезды камер. И ты снова расстраиваешься, понимая, что могли же сделать лучше. А вторым плюсом отмечу титры. Когда показывают реальную хронику под качественную песню, это трогает. Но на одних титрах не получится выехать. К сожалению, фильм полностью не оправдал ожиданий.
Фильм можно смотреть в кинотеатрах.