Найти тему
I_drom

Алтай-2021: ради чего ехать и на что обратить внимание

Популярность Горного Алтая растёт по экспоненте. Он и так переживал туристическую лихорадку, а закрытые из-за пандемии границы, такое ощущение, сделали толпы приезжих тут просто бесконтрольными. Я и сам, что греха таить, попал бы сюда лет на пять-семь позже, кабы не вирус. Разрекламированные достопримечательности откровенно не справляются с такими потоками; местные сдают всё, включая сараи во дворах; магазины в туристических кластерах не успевают завозить воду, пиво и мороженое, ну а от здешней самодельной наружной рекламы хочется плакать кровью. Красоты Алтая на этом фоне смотришь словно вопреки, пробираясь сквозь бесконечные очереди и визуальный мусор. В Китае внутренний туризм был таким ещё до пандемии. Тем не менее, цель была поставлена и мы планомерно к ней двигались. До Новосибирска добрались на поезде, о чем были предыдущие три рассказа (первый, второй, третий). Теперь предстояло на машине доехать непосредственно до самого Горного Алтая и познакомиться с ним. На пути лежала южная часть Новосибирской области и Алтайский край. Сегодняшний пост - о них, об этой дороге и о первых впечатлениях от собственно самой республики.

1. Новосибирску мы посвятили в общей сложности два дня, в основном на обратном пути. Этого сильно мало, конечно, для подробного осмотра такого большого города, поэтому отдельный пост про него писать не буду. Но всё же по главному проспекту и площадям мы прошлись, по набережной Оби прогулялись, зоопарк (якобы крупнейший в стране) посетили. Центральная точка города и его основной архитектурный символ - театр оперы и балета. С фасада смотрится не так интересно. Чтобы понять, почему он настолько крут, стоит взглянуть сбоку или по диагонали.

2. Был во всех городах России с метро, но кроме двух столиц только в Новосибирске таки смог прокатиться. Во многом потому что оно тут пришлось к месту - действительно было удобно добраться. Очень приятно и непривычно в другом российском городе спуститься в подземку. Ощущения восторженные, как у подростка:

-2

3. На Новосибирске зацикливаться не буду, цель была дальше. Сели в машину и отправились в путь. Новосибирск со своей агломерацией живёт вполне в духе большого города, со всеми атрибутами, но некоторая провинциальность местами все же наслаивается:

-3

4. В дороге привлекла внимание масштабная промзона в посёлке Линёво. Это оказался Новосибирский электродный завод:

-4

5. На границе Новосибирской области и Алтайского края красивые поля жёлтого оттенка:

-5

6. Въезжаем в Алтайский край. Из новостей, блогов и сарафанного радио об этом регионе сложилось не слишком лестное впечатление.

-6

7. Представлялась полузаброшенная житница Сибири с разрушенными сёлами, умирающими заводами и нищетой.

-7

8. Может, где-то это и так, но из окна машины, двигающейся по трассе Р-256 "Новосибирск - граница с Монголией", которую в наше время целиком стали называть Чуйским трактом, впечатления совсем иные. Аккуратный, людный, современный, ухоженный регион.

9. Именно в Алтайском крае значительную часть пути, практически от границы до Барнаула, имели наслаждение ехать по прекрасному четырёхполосному шоссе. Новосибирская область такой роскошью не обладает.

-9

10. Поля вокруг засеяны, заводы дымят, на дорогах огромное количество машин, зачастую весьма недешёвых.

-10

11. Тормознули на обочине у красивого поля с белыми цветами. В нос сразу ударил сильный и внезапно сладковатый знакомый запах. Оказалось, тут растят гречиху. Четырёхлетний сын сразу определил, что пахнет мёдом:

-11

12. Пейзаж Алтайского края я представлял несколько иначе. Думал, он плоский и скучный, словно край Краснодарский, однако рельеф тут наблюдается повсеместно, да и лесочки встречаются.

-12

13. Плоской сковородки полей до горизонта не наблюдается:

-13

14. После Горного Алтая попадание в Алтайский край вызывает совершенно феерические эмоции. Словно возвращаешься из какой-то чужой страны, бедной и азиатской.

-14

15. Тут бросается в глаза повсеместный порядок и наличие хозяйской руки, против грязи и бесхозной скотины вдоль дорог в Горном Алтае.

-15

16. По дороге на Горный Алтай невозможно проехать мимо Бийска. Этот старинный купеческий город стоит у самого его начала, словно то ли открывая, то ли наоборот запирая его. Собственно, именно так он и вырос, на торговле с Монголией, путь в которую пролегает через Горный Алтай.

-16

17. По меркам Сибири, наверное, Бийск - один из интереснейших малых городов. Здесь сохранилось множество уникальных, красивейших зданий. Даже две короткие прогулки по Бийску оставили мощное впечатление и желание вернуться сюда для подробного изучения.

-17

18. Бийск, через который по пути на Горный Алтай на выходные и в сезон тянутся вереницы сибирских туристов, мог бы стать местным Суздалем, но состояние его пока плачевное. По существу, именно Бийск ощущается культурной и деловой столицей Горного Алтая, хотя и не входит в его состав. Кое-как тут привели в порядок одну улицу, подкрасив фасады и сделав на манер модного Подмосковья широкие тротуары, но многие из лучших зданий Бийска по-прежнему пребывают в разрухе:

-18

19. Зачуханный и провинциальный по меркам центральной России Бийск после столичного Горно-Алтайска кажется современным мегаполисом. А уж в великосветской Белокурихе после двух недель скитаний по алтайским горам и вовсе ощущаешь себя диким горцем, очутившимся в Европе. Про Белокуриху, этот главный и единственный за Уралом курорт федерального значения, будет отдельный рассказ.

-19

20. В республику Алтай (не путать с Алтайским краем!) мы въехали уже на закате. Это главный парадный въезд в регион. Железных дорог там нет, автомобильных трасс с более-менее вменяемым покрытием, пересекающих границу, ещё около двух, но те куда менее удобные и ровные. Аэропорт реконструировали относительно недавно, так, что он смог принимать достаточное количество рейсов со всей страны. Так что этот въезд оформлен как полагается:

-20

21. Памятник туристу на въезде в регион как бы подчёркивает его нынешнюю экономическую специализацию. Вообще эта странная, редко звучащая в новостях и очень не похожая на остальную страну республика в глубине своей живет совсем не туризмом, но эта её сторона мало кому откроется. Население всего региона меньше, чем у иных подмосковных городов, хотя в сезон оно фактически вырастает в несколько раз. Где-то там, в глубине, сумасшедшей красоты горы, непритязательный быт, загадочная религия и самая высокая точка Сибири. Здесь же пока асфальт и площадка с памятниками, у которых все фотографируются.

-21

22. Здесь же, за памятником, мы впервые увидели Катунь. Эта легендарная, красивая и опасная река, душа и символ Алтая, появляется ещё под Бийском и тянется параллельно Чуйскому тракту. Но то, за что её любят, бирюзовая вода и суровый горный нрав, проявляется только здесь, в республике Алтай:

23. Вскоре после границы республики нас встречает Горно-Алтайск - её столица и единственный город. Расположен он в самом начале региона, практически в предгорьях. Настоящий Алтай с фантастическими видами начинается заметно южнее. Горно-Алтайск - город предельно скучный для регионального центра. На его фоне Черкесск и Иваново кажутся насыщенными историческими достопримечательностями мегаполисами. Тут разве что перекантоваться пару дней перед покорением горных красот да отойти от смены часовых поясов. Тем не менее, единственный город республики я подробно изучил и в двух отдельных постах про него расскажу.

-23

24. Алтайский язык в столице и крупных населённых пунктах играет примерно такую же церемониальную роль, как и местный язык где-нибудь в Карелии или Мордовии. Найти его можно в основном на официальных вывесках, услышать практически нереально. Но, говорят, в горной глубинке ситуация обратная. Там уже русским владеют плохо.

-24

25. Второй после Катуни символ и магнит для туристов в Горном Алтае - Чуйский тракт. Формально сейчас это трасса от Новосибирска до монгольской границы, и всю предыдущую часть рассказа мы ехали по ней. Исторически Чуйский тракт начинался в Бийске. И для туризма интересна именно эта его часть. После Горно-Алтайска мы продолжаем движение по нему на юг.

26. Первые километров десять после столицы - совершенно неожиданный для этой небогатой республики четырёхполосный автобан.

-26

27. Пятьдесят километров к югу от Горно-Алтайска, до села Усть-Сема, а также отходящий от него тупиковый Чемальский тракт, - это курортная зона Горного Алтая. Тут сконцентрирована практически вся гостиничная и рекреационная инфраструктура региона. Здесь отдыхают, в основном гости из плотно расположенных сибирских мегаполисов - Новосибирска, от которого тут ближе, чем от Москвы до Селигера, Барнаула, Красноярска, Томска и всей кузбасской агломерации.

-27

28. Именно в этой зоне сумасшедшая плотность туристов, всякие аквапарки, кафе, есть более-менее приличные базы отдыха.

-28

29. Но трэша всяческого всё равно больше: домики из прессованных опилок, высосанные из пальцев достопримечательности, навязчивый сервис, в огромных количествах бесполезное сувенирное барахло в красивых упаковках. Тут тоже есть что посмотреть, и в соответствующем рассказе я местные красоты покажу. Но всё же это место - не то, ради чего стоит ехать на Алтай. Оно скорее отталкивает.

-29

30. Кроме Чуйского и Чемальского трактов большинство дорог не асфальтированы и машину просто жалко. Ко многим достопримечательностям надо добираться на УАЗах, лошадях или посредством пешего похода.

-30

31. Всякой скотины на дорогах огромное количество; больше, чем на Кавказе. Причём зачастую она выглядит неухоженной и бесхозной. По алтайским сёлам бродят полчища беспризорных коров и лошадей. Кто-то из местных сказал, что их по каким-то соображениям покупают, а следить за ними некому. Коней, попрошайничающих еду, словно собаки у магазина, я в первый и в последний раз видел только тут.

-31

32. Свиньи тоже бывают, но реже. Лошади и коровы вне конкуренции. А вот легендарных маралов, товарами якобы из которых завалены все сувенирные лавки и каждое уважающее себя кафе, не видели таким вот образом ни разу. Либо за ними действительно следят, и живут они только на фермах, либо под видом "мяса марала" или выжимки из его рогов продают обычную говядину.

-32

33. Вторая ступень Алтая - Чуйский тракт за Усть-Семой. Здесь резко становится меньше людей, машин и инфраструктуры. Зато именно там, да и то не сразу, начинается сумасшедшая по своей красоте природа Алтая. На мой взгляд, главное и основное, зачем среднестатистическому туристу стоит ехать сюда, - это прокатиться по Чуйскому тракту до монгольской границы. Совершенно разные горные пейзажи, степи и реки сменяют друг друга с невероятной скоростью и частотой. От концентрации умопомрачительных видов становится грустно - почему всё это приходится смотреть так сжато, за три дня? Этих красот хватило бы наверное на год вдумчивого созерцания.

-33

34. Но размеренно и с комфортом этого сделать не получится. И именно из-за отсутствия инфраструктуры. Переночевать с санузлом не на улице на протяжении Чуйского тракта на 2021-й год можно в двух-трёх местах, и те бронировать надо за несколько месяцев с полной невозвратной предоплатой.

-34

35. В итоге темп и маршрут нашей поездки по Чуйскому тракту определяли те места ночлега, которые удалось забронировать. Но нам ещё повезло. Пусть не там где хотелось, пусть маршрут слега разорвался, но нам хотя бы удалось найти тут вменяемые гостиницы, и так или иначе, три дня визуального экстаза было гарантировано.

-35

36. А ехать 500 километров по Чуйскому тракту будешь целый день. И не только потому что горная дорога достаточно извилиста и опасна. Последние реконструкции сделали её более чем комфортной и удобной. Асфальт идеальный на всем протяжении. Просто тут не хочется спешить. Хочется впитывать каждый километр красоты, щёлкать фотоаппаратом каждую минуту. О Чуйском тракте, безусловно, будет пара-тройка подробных постов с кучей пейзажных фото.

-36

37. Сравнительно цивильных кафешек с мясом марала, салатом из папоротника и ростбифом (а это почему-то главные специалитеты "культурной" части Алтая) тут уже не будет. Исключительно придорожные забегаловки, причём с уклоном скорее в среднеазиатскую кухню, т.к. в южной части Чуйского тракта больше казахов. Всё в целом съедобно, не отравились ни разу, но специфика есть. Допустим, всё представленное на фото, и даже оставшиеся за кадром пельмени, - из свежей парной баранины. Многие её не любят из-за запаха, а эта оказалась ещё и запредельно жирной. От московской магазинной баранины отличается разительно.

-37

38. Из сугубо алтайской специфики - солёный и жирный монгольский чай с молоком, что на фото (это не кофе!). Правда, настоящий уже и не заваривают. Обленились совсем, всё из пакетиков! Ещё лепёшки и местный сухой солёный сыр курут (тоже на фото). Не сказать, что это какие-то деликатесы, но необычно. Колоритом проникаешься.

-38

39. Так-то вообще отдушиной становятся супермаркеты "Мария-Ра", которые можно найти в более-менее крупных посёлках. Можно закупиться молочкой, мороженым и мясной нарезкой из Новосибирска и Барнаула. Всё это на удивление хорошего качества. Поесть в Сибири любят. А в небольшом райцентре ближе к Монголии и вовсе нашлись свежайшие, сладкие и, главное, невероятно дешёвые манго. Откуда они тут взялись? Предположили, что из Китая, граница которого тут тоже в шаговой доступности. Правда, она в горах, и пересечь её невозможно, но это мелочи...

-39

40. Наконец, особняком стоит Телецкое озеро - главная «водная» достопримечательность Алтая. Узкое, глубокое и зажатое в горной котловине, его можно воспринимать как часть речной системы, которая впоследствии станет Обью. Суда по Телецкому озеру идут в другую, заповедную часть республики, куда с комфортом уже не доберёшься. Мы тоже туда не полезли, ограничившись стандартным туром на легендарном теплоходе «пионер Алтая». Об этом тоже будет отдельный рассказ.

-40

Алтай, пожалуй, - это опыт для уже бывалых путешественников. С одной стороны - фантастические природные пейзажи самых разных оттенков и практически нетронутая цивилизацией глушь. С другой - либо трэшовый избалованный сервис, либо его полное отсутствие. Наконец, уж на что я не любитель подобной эзотерики, Алтай действительно обладает какой-то специфической энергетикой. Если для кого-то это место силы, то из нас он эти силы просто высасывал, словно перераспределяя их между людьми. И хотя по прошествии времени вспоминать Алтай приятно, там, на месте, чувствовалась какая-то тревога. Подробное описание поездки начну в следующий раз со столицы региона - Горно-Алтайска.

Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.

#путешествия #туризм #россия #природа #алтай