Найти в Дзене
ТыжИсторик

"Не женитесь на курсистках..."

Автор: Elci.

"Не женитесь на курсистках,
Они толсты, как сосиски..." (С)

Старая студенческая песня конца 19 - начала 20 века

Типы курсисток. Медичка. Почтовая карточка. Карикатурист Владимир Кадулин
Типы курсисток. Медичка. Почтовая карточка. Карикатурист Владимир Кадулин

Привет друзья! А также недруги и, просто, прохожие. Прошлая статья о женщинах-террористках Российской империи Девушки и смерть. Женский террор в Российской империи вызвала некоторый резонанс среди читателей. Я, по своему скромному разумению, решила, что тема заинтересовала почтенную публику, поэтому решила ее продолжить в следующем аспекте: где и как училось большинство этих девушек со взором горящим, какое образование получало. Итак, поговорим высшем женском образовании в царской России.

Студентки высших женских курсов в аудитории
Студентки высших женских курсов в аудитории

Официально, то есть по инициативе власти, получать образование девочки в России начали при Петре I: в 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. А девочек — еще и шитью и прочему рукоделию в обязательном порядке.
Через 30 лет по указу императрицы Елизаветы были открыты специальные школы для девочек — правда, с очень узкой специализацией: акушерские. В это же время в столице появились частные пансионы, где молодых барышень воспитывали в рамках существовавших тогда правил светского этикета.

В 1764 г. Открывается Смольный институт, первый выпуск смолянок –всего 200 барышень. Уже на следующий год туда поступило целых 240 девочек «мещанского звания». Позже появились и народные училища, куда формально принимали учащихся «обоего пола», но обучение девочек в публичных школах все еще считалось непристойным.

Прекрасные выпускницы Смольного института
Прекрасные выпускницы Смольного института

И вот, так все и шло ни шатко - ни валко. Женщины могли получать базовое, среднее и средне-специальное образование, а вот высшие сферы науки, культуры и прочих искусство им были недоступны, пока в 60-х годах 19 века ветры перемен не задули на просторах Российской империи.

Министерство народного просвещения в 1863 году отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли они получать ученые степени наравне с мужчинами). Ответом был категорический отказ — 23 голоса против 2. Этими одинокими сторонниками женского образования были Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, в качестве студентов, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень. Петербургский и Казанский университеты предложили компромисс — допустить к обучению женщин как вольнослушателей. При этом в Петербургском университете считали, что диплом должен давать женщинам только право на медицинскую практику и работу в высших учебных заведениях, тоже женских. Но авантюра не удалась. В 1864 году прекратились даже попытки говорить о женском высшем образовании и на законодательном уровне и в печати.

Типы курсисток. Фребеличка.  Почтовая карточка. Карикатурист Владимир Кадулинин Слушательница педагогических курсов, где учили принципам работы немецкого педагога Фребеля (основоположника системы детских садов); фактически будущая воспитательница.
Типы курсисток. Фребеличка. Почтовая карточка. Карикатурист Владимир Кадулинин Слушательница педагогических курсов, где учили принципам работы немецкого педагога Фребеля (основоположника системы детских садов); фактически будущая воспитательница.

В 1867 году российская писательница и публицист Евгения Конради на съезде естествоиспытателей и врачей снова подняла тему необходимости научного образования для женщин. Но полномочий у съезда не было, и идея женского образования так и зависла на стадии обсуждения. В 1868 году около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин — написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета Карла Кесслера.

Суровый, но справедливый профессор Карл Кесслер
Суровый, но справедливый профессор Карл Кесслер

В 1872 году профессор Владимир Герье организовал высшие женские курсы в Москве — сначала двух-, потом трехлетние. Существовали курсы за счет вложений самих студенток. Конкуренцию курсам Герье составляли Лубянские, но компромисс был найден: со временем первые стали историко-филологическими, вторые сделали упор на математику и естественные науки. Одним из обязательных документов для поступления на курсы было и письменное разрешение на учебу от старшего мужчины в семье (мужа, отца или брата).

Типы курсисток. Акушерка. Почтовая карточка. Карикатурист Владимир Кадулин
Типы курсисток. Акушерка. Почтовая карточка. Карикатурист Владимир Кадулин

В том же году произошел образовательный прорыв в Петербурге: в Медико-хирургической академии учредили «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок». Наконец, в 1875 году правительство наконец пообещало предоставить женщинам высшее образование. Андрей Бекетов, основатель Владимирских курсов и по совместительству дедушка Александра Блока, добился не просто разрешения открыть высшие женские курсы, но и признания их министерством народного просвещения.

Главой курсов стал профессор Бестужев-Рюмин, отсюда и их название — Бестужевские. Среди высших женских курсов, которые начали открываться вслед за Бестужевскими, можно назвать Казанские, Киевские, Сибирские. С 1907 года женщин стали принимать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами. 30 мая 1910 года свидетельства об окончании Бестужевских курсов были приравнены к дипломам университета.

группа слушательниц Московских высших женских курсов
группа слушательниц Московских высших женских курсов

Самыми известными курсистками Московских высших женских курсов были возлюбленная Владимира Маяковского Лиля Брик, супруга Марка Шагала Белла Розенфельд, жена Ивана Бунина Вера Муромцева, и многие другие.

Среди курсисток были и будущие ученые с мировым именем: первая женщина, получившая ученую степень доктора геолого-минералогических наук, — Вера Варсанофьева; первая русская женщина-физик, получившая мировую известность в научном сообществе, — Александра Глаголева-Аркадьева (в 1916 году изобрела рентгеностереометр) и многие другие. Московские высшие женские курсы закрылись осенью 1917 года из-за революционных движений в стране. С 1900 года и вплоть до закрытия на Московских высших женских курсах обучились около 10 тысяч человек. Учебное заведение вновь открыло свои двери 16 октября 1918 года с новым названием — 2-й МГУ, но этот вуз уже не был только женским.

 2-й МГУ
2-й МГУ

Лайк и подписка на канал приветствуются)