Найти в Дзене

Ф. Ф. Бойст и его проект союзной реформы 1861 года.

Оглавление

Фридрих Фердинанд фон Бойст родился 13 января 1809 года в Дрездене. Мы не будем подробно вдаваться в подробности его биографии, упомянем лишь то, что после обучения в Гёттингене и Берлине он поступил на дипломатическую службу Саксонии, где пребывал около 30 лет, а после работал в дипломатической службе Австрии.

Инициатив Ф. Ф. Бойста не была спонтанной, а являлась следствием совпадения нескольких факторов. Во- первых, это ещё наметившийся в Австрии 1859 года курс внутренних реформ, который позволил ей отойти от неоабсолютистской внутренней политики и встать на путь конституционализма. 20 октября 1860 года Франц Иосиф так называемым "Октябрьским дипломом" провозгласил в Австрии переход к конституции, а 20 февраля следующего года утвердил "Февральский патент", который стал основным конституционным актом, где главнейшим пунктов этого акта являлось создание австрийского парламента - рейхсрата, что способствовало росту интереса со стороны австрийского кабинета к вопросу германского представительного собрания. Это давало надежду средним германским королевствам на поддержку Австрией их инициатив в условиях постоянной оппозиции Пруссии.

Ф. Ф. Бойст
Ф. Ф. Бойст

Во-вторых, вопрос союзной реформы всё чаще становился предметом обсуждения в ландтагах средних королевств, где либеральные фракции стали выступать за создание центрального правительства и единого союзного представительного органа. 15 февраля 1860 года Ф. Ф. Бойст в своей речи в нижней палате ландтага подчёркивает, что союзная конституция "есть сама жизнеспособность средних и малых германских государств.". В 1861 года для Бойста обнадеживающим фактором его союзного проекта стало нарастающее противостояние между Австрией и Пруссией, которое могли перейти в военное противостояние.

Весной 1861 года Ф. Ф. Бойст стал делиться с другими германскими политиками предварительными соображениями по поводу своей концепции, одновременно участвуя в дискуссии в саксонском ландтаге. В этом направлении ландтаг действовал весьма медленно, старая по возможности затягивать обсуждение вопроса, чем Бойст был весьма недоволен. Однако дискуссия завершилась весьма благоприятными для Бойста предварительными итогами, так как ландтаг поддержал идею реформы германского союза, хотя и не оговорил характер самой реформы. В конце августа 1861 года Бойст начал разработку своего проекта.

Ища поддержку для своего будущего проекта со стороны других германских государств Бойст стал договариваться, в первую очередь, с королями Вюртемберга и Баварии. Король Вюртемберга Вильгельм и его министр иностранных Карл фон Хюгель одобрили проект Бойста, а вот в Баварии он поддержки не нашёл, хотя и препятствий к осуществлению проекта тоже. В конце сентября 1861 года он представил свои соображения в Вене, но там он встретил лишь нерешительность, хотя и получил одобрение со стороны императора Франца Иосифа в вопросе создания общенемецкого представительного органа и в вопросе посменного председательства в исполнительных органах.

Суть проекта.

К середине октября 1861 года проект союзной реформы Ф. Ф. Бойста был готов. Он состоял из трёх частей: самого проекта, разъяснительной записки к нему и дополнения к нему, который был составлен спустя месяц, по причине резкой критики проекта со стороны Австрии.

Суть Союза в проекте Бойста заключалась в первую очередь, в сохранении бундестага как главного органа Германского союза. Предполагалось подвергнуть изменениям некоторые статьи Союзной конституции. Для управления делами Германского союза должны быть сформированы 5 общегерманских органов: Союзный Сейм и подчинённые ему Союзное военное управление, а также Союзная канцелярия, Палата депутатов и Союзный суд. То есть должны быть созданы общесоюзные органы для всех ветвей власти, где в качестве руководящего органа Союза должен был выступать уже упомянутый Союзный Сейм. Этот Сейм должен был формироваться не из дипломатических посланников, а из представителей правительств германских государств с широкими полномочиями, в реальности соответствовавшими рангу министру. Распределение голосов было практически идентично распределению голосов в т.н. Узком совете: большинство германских государств имело по одному голосу, только самые маленькие государства и вольные города Союза должны объединиться в шесть курий, у каждой по 1 голосу, всего 17 голосов.

Союзный Сейм должен был собираться дважды в год на срок не более одного месяца сначала в южной столице - Регенсбург , а в следующий раз - в северной - Гамбург. В первом случае председателем Сейма становилась Австрия, а во втором случае - Пруссия. Между сессиями бундестага в этих городах должно было заседать правительство, возглавляемое Австрией - в южном городе, и Пруссией - в северном. Стоит сказать, что в роли председателя Сейма должны были выступать именно эти два государства, в проекте не предусматривалось допущение какой-либо третьей державы к председательству.

-2

Одним из главных нововведений, которое должно было получить одобрение у нижних палат ландтагов и у немецкой общественности, стало создание общегерманского представительства в виде Палаты депутатов Сейма, которая должна была состоять из представителей ландтагов государств Германского Союза. В этой Палате депутатов распределение голосов было иным, чем в Сейме: по 30 членом - от Пруссии и от немецких земель Австрии; 10 - от Баварии; по 6 - от Саксонии, Ганновера и Вюртемберга; 5 - от Бадена; по 4 - от герцогства Гессена и от Кургессена. Каждое государство должно было посылать представителей от обеих палат ландтагов. Выборы депутатов в эту палату должны были производиться ландтагами государств сразу после его созыва и иметь силу в течение всего периода заседания ландтага.

Третьим нововведением проекта Бойтса являлось создание правительства Союза, функционирующего между сессиями бундестага. Проект предусматривал формирование правительства из императора Австрии, короля Пруссии и третьего германского монарха, который выступал бы в качестве представителя и от имени всех остальных государств, состоявших в Германском Союзе. Хотя и не было решено, по какому принципу будет назначаться третий монарший представитель.

Крах проекта.

Инициатива Бойста была прежде всего попыткой сохранить прежнюю интенсивность в обсуждении союзной реформы. Его проект стал итогом всех размышлений и политических инициатив, которые он разрабатывал со временем Дрезденской конференции 1851 года. В нём Бойст стремился описать такое устройство Германского союза, которое смогло бы, по его мнению, решить или, по крайней мере, открыть путь к решению всех накопившихся в Союзе проблем: австро-прусского дуализма, отсутствия исполнительной власти и Союзного суда, реформы законодательной власти.

Однако, проект Бойста обладал существенными недостатками. Главной проблемой проекта была попытка Бойста связать в своей концепции либеральные и консервативные элементы. Он пытался пойти на компромисс с общественными требованиями либералов, при этом оставаясь противником их национальных программ.

-3

Ещё одной крупной проблемой проекта Бойста являлась его попытка совместить в одном проекте элементы несовместимых политических программ различных германских сил: велико-, малогерманской и "Третьей Германии". Это было продиктовано целью охватить максимально широкой спектр интересов немецких князей и добиться поддержки от как можно большего их числа. Сохранение Сейма с председательством великих держав является уступкой австро-прусскому лидерству в Германии, создание двух столиц в северной и южной Германии - это уступка в сторону прусской концепции Шлейница; создание трехчленной исполнительной власти - это уступка участникам Вюрцбургской конференции; Создание Союзного суда и равное распределение голосов в Сейме - это реверанс в сторону большинства малых и средних германских государств; Создание Палаты депутатов и расширение категорий законопроектов - это уступка либералам, а ограничить либерализация Сейма - это уклон в сторону консерваторов.

Увы, но подобное смешение этих противоречивых и весьма противоположных политических направлений, где заманчивые предложения для одних, оказывались категорически неприемлемыми для других, приговорило к смерти проект Бойста. Несмотря на поддежку со стороны короля Саксонии, австрийского императора и нескольких других министров "Третьей Германии", осуществить его проект не получилось.

А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!