Найти в Дзене
А вы это знали?

Секретный проект Черчилля. Авианосец изо ЛЬДА.

Концептуальный чертёж авианосца изо льда.
Концептуальный чертёж авианосца изо льда.

В начале 1940-х годов немецкие подводные лодки наносили огромный ущерб союзным войскам в Атлантическом океане, топили корабли и угрожали переломить ход войны. Проигрывать было нельзя - слишком большая цель. А у одного изобретателя, работавшего в Британском Объединенном оперативном штабе (отделе военного министерства), была идея: гигантский плавучий, подвижный и непотопляемый остров изо льда.

Концепция строительства авианосца ледового базирования.
Концепция строительства авианосца ледового базирования.


Поначалу это звучит как одна из тех надуманных концепций, которые ученые распространяли на протяжении всей войны (типа волшебной пули), но это предложение привело к созданию реального 1000-тонного прототипа, одобренного самим Уинстоном Черчиллем и построенного в тайне (и спешке).

Как и у кого появилась идея - создать авианосец изо льда?

Изобретатель Джефф
ри Пайк рассматривал гигантский плавучий ледяной корабль как естественный вариант перед лицом материальных ограничений. Сталь и алюминий были в дефиците, но вода была повсюду. А превращение его в лед требовало относительно небольшого количества энергии. Так почему бы не использовать лед вместо стали?

Проект Аввакум. Авианосец в разрезе.
Проект Аввакум. Авианосец в разрезе.


Пайк представил себе гигантское авианесущее судно длиной более мили с прочным корпусом изо льда. Он будет иметь длинную посадочную платформу вдоль верха и центральную пустоту, проходящую по всей его длине внизу. Это пустое пространство могло бы укрыть самолет под основной посадочной поверхностью. Он был спроектирован как самая большая машина, когда-либо построенная на суше или воде. Его огромные размеры (и способность восстанавливаться водой) сделали бы его фактически непотопляемым — абсолютным сверхсекретным оружием.

На самом деле, Пайк даже не был первым, кто представил себе корабль изо льда — это было что-то вроде шутки в британских вооруженных силах в течение многих лет до этого. И не зря: лед хрупок и тает. Айсберги также имеют тенденцию время от времени переворачиваться. Пайку нужен был способ не дать ему быстро растаять и сделать его устойчивым в открытом море.

Пайк считался кем-то, вроде местного гения. И вот ему дали разрешение заняться этой безумно звучащей идеей “бергшипа”- он принялся за поиск способа превратить сырой лед в работающее мореходное судно.

Пикрет - решение проблемы.

Решение пришло в виде чего-то, что стало известно как пикрет: смесь древесной массы и замерзшей воды. Древесина обеспечивала армирование, восполняя недостатки чистого льда так же, как стальная арматура помогает бетону функционировать в структурных контекстах. Пикрет будет хорошо плавать и медленнее таять. Его можно было выточить, как дерево, и отлить, как металл. Тем не менее, чтобы сохранить его холодным, корабль должен быть изолирован и нуждаться в системе охлаждения на борту, чтобы не таять.

Схема, показывающая интеграцию охлаждающих каналов в корпус из пикрета.
Схема, показывающая интеграцию охлаждающих каналов в корпус из пикрета.

Молекулярный биолог Макс Перуц (позже получил Нобелевскую премию за работу по гемоглобину) помог усовершенствовать смесь льда и целлюлозы, тайно проводя эксперименты под мясным рынком Смитфилда в Лондоне (за ширмой из туш животных). Позже Перуц был принят на работу благодаря своим знаниям о ледниках и кристаллических структурах льда.

Удовлетворенный результатами Перуца, Пайк изложил свое видение лорду Маунтбеттену, начальнику Объединенных операций, который, в свою очередь, отвез образец блока пикрета непосредственно премьер-министру Черчиллю. По словам Маунтбеттена, он нашел Черчилля мокнущим в своей ванне и бросил блок пикрета, чтобы продемонстрировать его плавучесть: “После того как внешняя пленка льда на маленьком кубе пикрита растаяла, свежая древесная масса удерживала оставшуюся часть блока от оттаивания”, - сообщил Маунтбеттен позже на званом обеде.

Создание прототипа.

Развитие пикрета не обошлось без инцидентов и неудач. На публичной баллистической экспертизе (целью которой было показать, что пикрет пуленепробиваем) пуля отскочила от блока этого материала и задела ногу адмирала. Однако, несмотря на все препятствия, было принято решение со всей поспешностью приступить к осуществлению этого проекта.

Подробная схема пикретного корпуса и холодильных каналов.
Подробная схема пикретного корпуса и холодильных каналов.


Сам масштаб и дерзость этого начинания требовали названия, соответствующего его невероятности. Поэтому назвали его проектом Аввакума, ссылаясь на следующий отрывок из еврейской Библии: “Вот вы среди народов, и смотрите, и удивляйтесь чудесно; ибо Я совершаю дело во дни ваши, которому вы не поверите, хотя бы вам и сказали” (Аввакум 1:5).

В 1943 году образец был сдан в эксплуатацию. Он будет построен в Канаде лицами, отказывающимися от военной службы по соображениям совести (которые выбрали альтернативную службу), не знающими о цели проекта. 1000-тонная масштабная модель размером 30 на 60 футов была построена на озере Патрисия в Альберте. Летом его держали замороженным, используя только мотор мощностью в одну лошадиную силу, предназначенный для демонстрации технологии в реальных условиях.

После успешного испытания должно было быть заказано полное полномасштабное судно, которое использовало бы не менее 300 000 тонн древесной массы, 25 000 тонн изоляции, 35 000 тонн древесины и 10 000 тонн стали.

Закрытие проекта.

По мере того как проект затягивался, возникали сложности, и вводились новые требования для испытательного судна, а также для огромного корабля, который он должен был предвещать.

Испытательный полигон Хабуккук в Канаде.
Испытательный полигон Хабуккук в Канаде.


Полноразмерный корабль должен был иметь дальность плавания 7000 миль, поддерживать тяжелые бомбардировщики и быть торпедоустойчивым. Он должен был иметь более мили в длину, весить 2,2 миллиона тонн и иметь целых 26 электродвигателей для перемещения и управления через океан.

В конце концов, проект "Аввакум" был закрыт благодаря стечению обстоятельств. Новые аэродромы уменьшили потребность в авианосцах, а топливные баки большего объёма помогали самолетам летать дальше. Предполагаемая цена в 10 миллионов британских фунтов также считалась слишком высокой для экспериментального корабля.

Тем не менее прототип доказал свой потенциал, даже когда-то забытый: потребовалось три жарких канадских лета, чтобы испытательное судно полностью растаяло. Его останки можно найти на дне озера Патрисия в национальном парке Джаспер, отмеченном подводной табличкой.