Всем привет, продолжаем разговор на тему устройства дизельного двигателя. Сегодня речь пойдет о штуковине, которая называется заумным словом интеркулер. Если переводить дословно, то это значит внутренний охладитель. Интересно что и как, а главное зачем этот охладитель охлаждает. Как мы уже говорили в прошлой статье турбина создает повышенное давление во впускном коллекторе. Давление может достигать 3х и более атмосфер, рабочее несколько меньше, атмосферы полторы, две. Те кто имел велосипед и качал колеса велосипедным насосом помнят, как разогревается окончание насоса, когда накачиваешь колеса. А кто учился в школе, тот помнит, что при нагревании газ нагревается. Вот что происходит- холодный уличный воздух турбина нагнетает во впускной коллектор, а он из-за сжатия нагревается, а значит увеличивается в объеме, а значит эффективность турбины падает. Стали думать что же делать и придумали интеркулер. Это по-сути радиатор для воздуха. Турбина нагнетает давление в интеркулер, а интеркулер охлаждаясь уличным или набегающим воздухом оставляет рабочий воздух холодным. Разница температур во впускном коллекторе с интеркулером и без него может доходить до 70 градусов Цельсия. Опытным путем установлено, что без интеркулера автомобиль теряет порядка 10% мощности. Вот представьте автомобиль мощностью 100 лошадиных сил без интеркулера, и точно такой же двигатель, но с интеркулером дает уже 110 лошадиных сил или 100 лошадей, но с 10% экономией топлива. В то время, когда автопроизводители изо всех сил бьются за экологию и экономию, за десятые доли процента повышения КПД, только применение интеркулера даст эффект в 10%.
Но научная мысль не стоит на месте. Ведь сам интеркулер надо где-то размещать, а под капотом мало места, да и сам мотор греется довольно сильно. А самый главный минус простого воздушного интеркулера это холодный запуск в мороз. Как известно в сильный мороз довольно трудно запустить дизельный двигатель, для этого используют свечи накала, а интеркулер постоянно охлаждает воздух, что мешает прогреву и выходу на рабочую температуру в мороз. Вот из соображений уменьшения месте под капотом и возможности регулировки работы интеркулера придумали охлаждаемый водой интеркулер. Принцип как у обычной печки. Охлаждаемый интеркулер состоит из 2х основных частей- первая часть это по сути корпус с трубочками, как радиатор печки, а вторая часть это внешний радиатор, плюс еще помпа для циркуляции жидкости и датчики с исполнительными механизмами. Это позволило сделать корпус интеркулера довольно небольшим, а охлаждающий радиатор можно вынести на улицу и добиться стабильного охлаждения. Помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости, а датчики и исполнительные клапана обеспечивают стабильную температурную работу на всех режимах. Например на крейсерском режиме нужна одна производительность интеркулера, а на мощностном совсем другая.
Казалось бы такая простая и понятная штука как интеркулер, а может быть такой полезной, сложной и нужной.
#автомобиль #авто #машина #турбо #мотор #мощность #интеркулер #мощные авто