Найти в Дзене
Иван Калита

КАМАЗ ставим точки роста

Оглавление
КАМАЗ-мастер
КАМАЗ-мастер

Непростое время для автомобильной индустрии, рост цен на металлы, как следствие увеличение издержек, ЭКО тренды и зеленые регламенты которые заставляют автопроизводителей вкладываться в разработку новых систем, а тут еще сверху пришел дефицит полупроводников, из-за которого многие производственные линии встали, попробуем найти перспективы, если они вообще у него, одного из лучших Российских автопроизводителей КАМАЗ. Обзор получился очень большим, так что наливаем чай, усаживаемся по удобнее и приступаем.

Довольно старый автопроизводитель в России с глубокой историей, но сейчас кратко о ней: группа компаний «КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей, по итогам 2020 года занимает 14-е место в мире по объёму производства тяжёлых грузовиков полной массой более 16 тонн. Входит в Госкорпорацию Ростех.

Читая про КАМАЗ обзоры и аналитику банков, после просмотра их отчетов, как годовых, так и квартальных, ко мне закралась мысль, которая почему-то не закралась им, будем ее распутывать этот клубок мыслей вместе.

Поколение Z провожает в небо ДВС

Поколение Z
Поколение Z

Мир потихоньку будет уходить от двигателей внутреннего сгорания на бензине и дизеле, дело не в заговоре масонов, а в том, что почти все страны мира подписали парижские соглашения о сокращение выбросов, так же новые углеродные налоги на компании грязнули. Что же нам это говорит, а это говорит о тенденциях на переход к электромобилям, двигатели, использующие газ, водород, использование общественного транспорта (помимо всего здесь будет еще один интересный факт).

Возвращаемся в 2020 год и откапываем там труп исследования Bank of America про поколение Z (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 года), где есть интересная корреляция, новое поколение предпочитает не покупать личный автотранспорт, а также сильно озабочено проблемами экологии. Новое поколение скоро начнет диктовать рынку свои условия, а рынок будет адаптироваться под новые условия, тут не происходит что-то новое в истории человечества, пусть и не так глобально, как сейчас, мы наблюдали в Америке 60х 70х годов прошлого века, когда был расцвет хиппи, кризис в продажах автомобилей (были популярны микроавтобусы для поездок толпой) и вот история повторяется.

Что же есть ответить КАМАЗу на эти глобальные тенденции, которые затронут и Россию?

Автобусы (Электробусы и Водоробусы)

У КАМАЗа большая линейка автобусов, но мы смотрим на тренды, и они нам говорят, что нужно смотреть на «зеленые» проекты, а именно Водоробус и Электробус.

Водоробус
Водоробус

Водоробус - автобус, использующий водородный топливный элемент в качестве источника энергии для электродвигателя, иногда дополненный гибридным способом батареей или суперконденсатором. Для поездок в межгороде, вместимость 80 человек, сидячих мест – 33. Как и электробус, новый экотранспорт приспособлен к эксплуатации при температуре окружающей среды от -40° до +40° С. Мощность водородной энергоустановки не менее 45 кВт. Запас хода до 250 км.

Электробус
Электробус

Электробус - (электрический автобус) — безрельсовое механическое транспортное средство общего пользования c электрическим приводом, предназначенное для перевозки по дорогам людей по установленному маршруту. Вместимость 85 человек, сидячих мест – 25, новые модели имеют запас хода 80 км на одной зарядке, в отличии от старой модели в 50 км.

-5

Экономическая выгода предприятий от таких приобретений по расчетам КАМАЗа такие:

Выгода от использования электробуса вместо троллейбуса за месяц составит почти 57,5 тыс. рублей, за 12 лет — 8,3 млн рублей. Об этом сообщили в ПАО «КАМАЗ», где озвучили итоги тестовой эксплуатации электробуса в Казани.

На «КАМАЗе» отметили, что срок эксплуатации электробуса составляет 15 лет, а троллейбуса — 12 лет. Таким образом, переход на новый экологичный вид транспорта позволит реже обновлять парк.

По Водоробусу пока данных мало, так как он еще проходит обкатку в столице и в 3 квартале 2022 года будут известны результаты этих тестов.

Ко всему вышесказанному нашел статистику, по возрасту автобусного парка РФ (да тут все автобусы вместе, от мало до велика, но отдельно к сожалению, найти не смог). Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывается 409,9 тыс. автобусов. Средний возраст парка составляет 16,5 года, причем 45,8% всех автобусов в стране пребывают в возрасте старше 15 лет. Общее же количество перспективного рынка в районе 200 000 автобусов. Есть куда рости но тут же дышит в спину "ГАЗ".

-6

Высокие ставки с низкой базы

Копая годовой отчет КАМАЗа за 2020 год, обнаружил следующую интересную информацию, на которую мало кто, обращая, воспринимая КАМАЗ как производителя магистральных, а не тут-то было.

Доля новых магистральных тягачей и самосвалов
Доля новых магистральных тягачей и самосвалов
Продажи по моделям
Продажи по моделям

Как видим большая часть у нас спецтехника, самосвалы (К3 поколение), и уже потом магистральные тягачи, а если посмотреть по поколениям, то тут еще больший интерес вызывает, так же, как и вопросы.

Теперь вопрос, смогут ли они с такой низкой базы, а именно в районе 4 – 14% по разным данным (вроде как рост был в последний год), занять больший рынок РФ и подвинуть европейские марки.

Ох уж это Евро

Сердце и по совместимости самая дорогая часть авто, это мотор, КАМАЗ разработал свой мотор (да, да на базе иностранного, знаю) Евро 5 и ставит уже активно в новые машины поколения К5. Так имеется модификации соответствующий нормам Евро 6. Когда свои моторы вы исключаете посредника, а значит увеличиваете моржу которую будете получать с каждого авто, не говоря о том, что это более быстрые поставки в сервисы.

Немного о двигателе

Двигатель Р6 для тяжелого семейства К5:

-9

Модельный ряд двигателей Р6 стандарта «Евро-5» и «Евро-6» в диапазоне мощностей от 380 до 550 л.с. За основу двигателя для автомобилей тяжёлого семейства, в числе которых самосвалы КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, взят дизельный двигатель КАМАЗ Р6 и адаптирован под условия их работы. Это форсированный до 550 л.с. двигатель c новой автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon. Также увеличен крутящий момент с базовых 2000 до 2540 Hm при частоте вращения 1300 об/мин. Ожидаемый ресурс до капремонта – около полутора миллионов километров с заменой масла каждые 150 000 км. (у конкурентов я не нашел такого же показателя, даже если все эти бумажные показатели делить на два в условиях суровой России). P.S. Замена масла и фильтров в таких авто обходится в 40 – 50 тыс. рублей, считайте экономию сами ;)

-10

Точки роста

Так же мы находим что автопарк так же устал в РФ, ту информацию которую нам дает КАМАЗ.

Цена, просто приведу пример стоимости их прямых конкурентов из MAH и DAF:

-11
-12
-13

Низкая база, как следствие есть куда расти, а значит приносить деньги инвесторам, ибо сложно вырасти, когда ты большой, а когда ты маленький рост будет заметен.

Старый парк, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывается 3,78 млн грузовых автомобилей. Средний возраст этого парка составляет 21,2 года, причем 64,7% всех грузовых автомобилей в стране пребывают в возрасте старше 15 лет.

-14
-15

Модельный ряд на СПГ так же имеет ряд перспектив, это снижение выбросов в атмосферу (вы становитесь «чище», платите меньше налогов зеленых), это экономия в деньгах на каждый км, сам КАМАЗ дает такие цифры: при эксплуатации автомобиля КАМАЗ-5490 на СПГ владелец грузовика может экономить на топливе до 1 400 000 руб. в год.

-16

Это, не говоря о том, что КАМАЗ имеет модульный автопилот «Аватар», есть наработки с Французской компанией по водородным двигателям на грузовики, хочет занять рынки компании «ГАЗ» (это грузовики от 8 – 14 тонн). Статья и так большая, а эти темы требуют той же детальности разбора, может быть напишу отдельно и про них.

Подводя итоги, компания имеет множество направлений, в которых есть отличные перспективы, справляется пока что КАМАЗ или нет можете почитать мнение Коммерсанта (https://www.kommersant.ru/doc/5131346), соглашаться или нет дело каждого, я лишь делюсь информацией.

Спасибо за внимание.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!

Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям)