Именно такой подзаголовок – книга-осьминог – идет после названия «Сулажин». Это очередная забава-эксперимент Бориса Акунина. Литературное пространство, в котором развитие сюжета определяете вы сами. Направо пойдешь, будет один финал, налево – неожиданная встреча, прямо – все перевернется с ног на голову.
В «Сулажине» соединены художественная история и психологический тест. Все начинают путь из одной точки. Дойдя до первой развязки и выбирая из двух возможных вариантов, вы берете на себя главную роль, определяете дальнейшее развитие сюжета. Всего таких развязок три. Результат – произведение, которое возникло из ваших личностных предпочтений. В финале вас ждет ВЕРДИКТ:
«Цепочка решений, которое Вы принимали в пунктах разветвления сюжета, определилась формулой Вашего подсознания и складом Вашей личности. В результате получился жанр и финал, которое позволяет предположить о Вас следующее».
Далее следует характеристика. Не согласны с результатом? Хорошо:
«Если психологический портрет получился не похож, вспомните, в каком пункте Вы колебались, вернитесь туда и пройдите по другой ветке».
А другая ветка может привести вообще к кардинально иной истории. В «Сулажине» вообще все зыбко, переменчиво, непостоянно. Здесь только три элемента остаются неизменными: сам сулажин – медицинский препарат и два имени: Громов и Лев Львович. Подчеркиваю, только два имени. Потому что их носители тоже могут меняться.
Что могу сказать? Первое. Мне понравилась игра. Это не полноценное литературное произведение. Но Акунин не был бы Акуниным, если бы даже в такой книге-схеме не оставил вещи, которые заставляют задуматься или поспорить.
Второе. Пришла к грустному выводу. Я до сих пор не научилась оценивать себя объективно, смотреть на себя со стороны. Прошла по всем веткам, обалдела от многовариантности истории, начавшейся для всех одинаково. Но не один вердикт мне не подошел. Теперь сижу, занимаюсь самоанализом.
Скажите, а кого-нибудь устроил вердикт, вынесенный «Сулажином»?