Найти в Дзене
ИнГеоЭко

Сюжет Вестей о дольменах Кавказа

В 2009 году ко мне обратились корреспонденты Вестей с просьбой в помощи съемок сюжета о дольменах.
Ну собственно говоря я им и помог .

Немножко науки :

Дольмены. Этим словом, означавшим по-древнебретонски «каменный стол», за-гадочные Кавказские мегалиты, были названы иностранцами. Симон Палас «открыл» их в Тамани в 1794 г. Затем Фредерик Монперэ осмотрел эти каменные исполины в 1837 г. Их породнили с мегалитами Европы, Азии, Америки, после чего утвердилось мнение, что такие дольмены разбросаны по всему земному шару.
Сооружения, которые у разных народов Кавказа называются как «испун», «спы-ун», «кеуеж», «адамра», «мдишкуде», «одзвале», «садавале», протянулись узкой поло-сой вдоль восточного побережья Чёрного моря (от Тамани до города Очамчири в Абха-зии) на 480 км. На этой каменной «ленте», шириной от 30 до 75 км находится более 2300 древнейших сооружений, напоминающих то ли многометровую каменную соба-чью будку, то ли упавший гигантский скворечник из многотонных плит [1].
Большинство из них имеют прямоугольную либо трапециевидную форму и сде-ланы из плит окремнелого известняка и песчаника. Четыре плиты – стены, и две пол-потолок. Размеры плит достигают до 5 метров в длину, 3-х в ширину и 0,5 м в тол-щину, а вес – до 10 тонн каждая!
Для прочности соединений стены имеют специальные пазы и гнёзда-шпонки. Герметичность настолько высока, что во внутрь камеры не попадает даже лучик света.
Как строились эти исполины – неизвестно. На многих плитах есть следы механи-ческой обработки: отфрезерованы пазы, видны полосы линейного строгания торцов и сверления круглых отверстий. Есть и странные вмятины, напоминающие «мягкие вдавления» от гигантских пальцев. А на торцах плит выбиты ровные ниши в ширину ладони для захвата машиной (или рукой?).
Есть дольмены «корытообразные». Они высечены целиком в скальной глыбе, а сверху накрыты многотонной плитой.
Совсем редкий вид – дольмены-монолиты, полностью высеченные в толще ог-ромного валуна.
Но все они имеют строгие пропорции: соотношения длины камеры к ширине и высоте соответствует параметрам, известным у архитекторов как «золотое сечение».
На внутренних стенах и на торцах плит сохранились полосы из выбитых зигзаго-образных линий резонансной частоты явно не декоративного характера. А на потолках видны вкрапления металлических блёсток в виде разнообразнейших рисунков из нитей и узлов, очень напоминающие электронные платы.
При некоторых различиях форм и размеров все кавказские дольмены имеют два обязательных сходства: у каждого есть круглое отверстие в передней стене диаметром 30-40 см и оно обязательно смотрит в сторону воды (море или река). Кое-где сохрани-лись и каменные грибообразные пробки-втулки, закрывающие эти отверстия, весом до двухсот килограмм каждая.
Большинство сооружений имеют на фасаде своеобразный портал за счёт козырька верхней и выступающих боковых плит. А перед некоторыми вообще сооружён своеоб-разный амфитеатр для посетителей с полукруглыми каменными крыльями-ступенями и мощёным полом. Встречаются и выбитые рядом каменные чаши явно ритуального характера. Некоторые из них – в рост человека…
На первый взгляд эти памятники кажутся очень примитивными: менгир всего лишь каменный столб, кромлехи выложенные из камней круги, дольмены «карточные домики» из гигантских плит, между которыми нельзя просунуть даже лезвие бритвы.
А между тем с этими культовыми сооружениями мегалитами — связано множест-во тайн. Почему, например, в них соблюдено «золотое сечение»? Как возводили эти тонны камня? И почему люди до сих пор к ним едут только для того, чтобы прикос-нуться, — в надежде излечиться и набраться жизненной энергии? Когда сходит снег, паломники устремляются к этим святым местам.
Кто и для чего строил. Версий на этот счёт – великое множество: от мифов до на-учных гипотез. Так, местные черкесы говорят, что это дома, построенные добрыми «гигантами» для карликов-испов, которые ездили на зайцах.
Адыги верят, что их строили для себя сипы — карлики, размерами не более пальца. Да и вообще, в этом каменном доме мог и обычный человек жить в древности.
Но почему тогда такая странная дверь? Ведь пробка закрывается только снаружи, да и поднять её одному невозможно. Невозможно и пользоваться костром в дольмене. Да и зачем такие сложности – долбить дом из цельного валуна. Легче ведь сложить из небольших камней. Ещё лучше – сделать из дерева. Летом будет прохладней, а зимой теплее.
В большинстве дольменов находили скелеты людей, а потому появилась версия, что это древние гробницы. Но к чему тогда такая прочность конструкции? Ведь граби-тели могли просто вынуть пробку и залезть. Да и вообще, зачем мёртвому окно в скле-пе, да ещё и с видом на море?
Есть почти голливудская легенда о людях-птицах, которые использовали дольме-ны в качестве боевых установок; этаких ультразвуковых излучателей, воздействовав-ших на психику врага. Говорят, что скифы даже использовали их для ультразвуковой сварки своих ювелирных изделий. Эту идею подхватили украинцы Фурдук и Швайдак, окрестив дольмены акустическими резонаторами [2]
Начали съемку "планов" с моего любимого дольмена в с.Широкая щель. рядом с Геленджиком Дольмен расположен возле дороги за магазином в этом поселке, к нему легко подъехать и он в превосходной сохранности.

Затем переместились на самую пожалуй известную группу дольменов на реке Жане в с.Возрожение неподалеку.

-2

-3

Сюжет Вестей о Дольменах кавказа

В 2009 году ко мне обратились корреспонденты Вестей с просьбой в помощи съемок сюжета о дольменах.
Ну собственно говоря я им и помог .

Немножко науки :

Дольмены. Этим словом, означавшим по-древнебретонски «каменный стол», за-гадочные Кавказские мегалиты, были названы иностранцами. Симон Палас «открыл» их в Тамани в 1794 г. Затем Фредерик Монперэ осмотрел эти каменные исполины в 1837 г. Их породнили с мегалитами Европы, Азии, Америки, после чего утвердилось мнение, что такие дольмены разбросаны по всему земному шару.
Сооружения, которые у разных народов Кавказа называются как «испун», «спы-ун», «кеуеж», «адамра», «мдишкуде», «одзвале», «садавале», протянулись узкой поло-сой вдоль восточного побережья Чёрного моря (от Тамани до города Очамчири в Абха-зии) на 480 км. На этой каменной «ленте», шириной от 30 до 75 км находится более 2300 древнейших сооружений, напоминающих то ли многометровую каменную соба-чью будку, то ли упавший гигантский скворечник из многотонных плит [1].
Большинство из них имеют прямоугольную либо трапециевидную форму и сде-ланы из плит окремнелого известняка и песчаника. Четыре плиты – стены, и две пол-потолок. Размеры плит достигают до 5 метров в длину, 3-х в ширину и 0,5 м в тол-щину, а вес – до 10 тонн каждая!
Для прочности соединений стены имеют специальные пазы и гнёзда-шпонки. Герметичность настолько высока, что во внутрь камеры не попадает даже лучик света.
Как строились эти исполины – неизвестно. На многих плитах есть следы механи-ческой обработки: отфрезерованы пазы, видны полосы линейного строгания торцов и сверления круглых отверстий. Есть и странные вмятины, напоминающие «мягкие вдавления» от гигантских пальцев. А на торцах плит выбиты ровные ниши в ширину ладони для захвата машиной (или рукой?).
Есть дольмены «корытообразные». Они высечены целиком в скальной глыбе, а сверху накрыты многотонной плитой.
Совсем редкий вид – дольмены-монолиты, полностью высеченные в толще ог-ромного валуна.
Но все они имеют строгие пропорции: соотношения длины камеры к ширине и высоте соответствует параметрам, известным у архитекторов как «золотое сечение».
На внутренних стенах и на торцах плит сохранились полосы из выбитых зигзаго-образных линий резонансной частоты явно не декоративного характера. А на потолках видны вкрапления металлических блёсток в виде разнообразнейших рисунков из нитей и узлов, очень напоминающие электронные платы.
При некоторых различиях форм и размеров все кавказские дольмены имеют два обязательных сходства: у каждого есть круглое отверстие в передней стене диаметром 30-40 см и оно обязательно смотрит в сторону воды (море или река). Кое-где сохрани-лись и каменные грибообразные пробки-втулки, закрывающие эти отверстия, весом до двухсот килограмм каждая.
Большинство сооружений имеют на фасаде своеобразный портал за счёт козырька верхней и выступающих боковых плит. А перед некоторыми вообще сооружён своеоб-разный амфитеатр для посетителей с полукруглыми каменными крыльями-ступенями и мощёным полом. Встречаются и выбитые рядом каменные чаши явно ритуального характера. Некоторые из них – в рост человека…
На первый взгляд эти памятники кажутся очень примитивными: менгир всего лишь каменный столб, кромлехи выложенные из камней круги, дольмены «карточные домики» из гигантских плит, между которыми нельзя просунуть даже лезвие бритвы.
А между тем с этими культовыми сооружениями мегалитами — связано множест-во тайн. Почему, например, в них соблюдено «золотое сечение»? Как возводили эти тонны камня? И почему люди до сих пор к ним едут только для того, чтобы прикос-нуться, — в надежде излечиться и набраться жизненной энергии? Когда сходит снег, паломники устремляются к этим святым местам.
Кто и для чего строил. Версий на этот счёт – великое множество: от мифов до на-учных гипотез. Так, местные черкесы говорят, что это дома, построенные добрыми «гигантами» для карликов-испов, которые ездили на зайцах.
Адыги верят, что их строили для себя сипы — карлики, размерами не более пальца. Да и вообще, в этом каменном доме мог и обычный человек жить в древности.
Но почему тогда такая странная дверь? Ведь пробка закрывается только снаружи, да и поднять её одному невозможно. Невозможно и пользоваться костром в дольмене. Да и зачем такие сложности – долбить дом из цельного валуна. Легче ведь сложить из небольших камней. Ещё лучше – сделать из дерева. Летом будет прохладней, а зимой теплее.
В большинстве дольменов находили скелеты людей, а потому появилась версия, что это древние гробницы. Но к чему тогда такая прочность конструкции? Ведь граби-тели могли просто вынуть пробку и залезть. Да и вообще, зачем мёртвому окно в скле-пе, да ещё и с видом на море?
Есть почти голливудская легенда о людях-птицах, которые использовали дольме-ны в качестве боевых установок; этаких ультразвуковых излучателей, воздействовав-ших на психику врага. Говорят, что скифы даже использовали их для ультразвуковой сварки своих ювелирных изделий. Эту идею подхватили украинцы Фурдук и Швайдак, окрестив дольмены акустическими резонаторами [2]
Начали съемку "планов" с моего любимого дольмена в с.Широкая щель. рядом с Геленджиком Дольмен расположен возле дороги за магазином в этом поселке, к нему легко подъехать и он в превосходной сохранности.

-4

Полный размер

-5

Полный размер

-6

Полный размер

На дольмене мы с коллегой произвели геофизические измерения, о результатах которых в конце этого очерка.
Затем переместились на самую пожалуй известную группу дольменов на реке Жане в с.Возрожение неподалеку.

-7

Полный размер

-8

Полный размер

-9

Полный размер

-10

Полный размер

И закончили на горе Нексис.

-11

Дольмены горы Нексис очень интересны, во первых они раположенны на достаточно большой высоте, во вторых они совершенно разные по конструкции и в 3х хорошо сохранились.
Во время съемок и сделанных наи "для кадра" геофизических измерений на блислежащем карьере производили технологические взрывы. И эти взрывы выбили у меня прибор измерения электромагнитной эмиссии, а у оператора съемочной группы согрел новенький смартфон, при чем сгорел в буквальном смысле оплавившись изнутри.

но об этом и других явлениях связанных с дольменами в моих следующих публикациях