«Бойцовский клуб» – абсолютно культовый роман Чака Паланика. Причём известность этого романа, как и самого Чака Паланика, однозначно из ряда вон выходящая вещь. Сам стиль Паланика не предрасполагает к большой аудитории: он груб, очень сатиричен и очень ярко высмеивает как средний класс, так и владельцев этого мира. Но факт остаётся фактом – «Бойцовский клуб» оказался очень успешным в продаже, получил одну из лучших киноэкранизаций за всю историю литературы (шутка ли – сейчас у фильма Дэвида Финчера более 2 миллионов оценок на международном сайте IMDb, что результат просто фантастический), а также обзавёлся продолжениями, которые, судя по всему, пользуются определённым финансовым успехом. Да и сам образ и философия Тайлера Дёрдена определённо отпечатались как на поколении, росшем в 1990-х, так и на последующих «детях контркультуры». Так каков же главный роман Паланика в 2022 году?
Сюжет повествует о безымянном Рассказчике, который страдает бессонницей. У него скучная жизнь, такая же работа и полная зависимость от покупки вещей из IKEA. Но всё меняется с появлением в его жизни сначала Марлы Сингер, а потом и Тайлера Дёрдена.
Писать что-то более подробно в краткой аннотации нет смысла, так как те, кто читал и (или) смотрел «Бойцовский клуб» и так знают сюжет, а те, кто по какой-то причине до сих не ознакомился с этими выдающимся произведениями, не должны пострадать от спойлеров, если ещё не словили их. Очевидно, что произведение Паланика очень многогранно и для каждого читателя «Бойцовский клуб» раскрывается совершенно по-своему. Самое прекрасное, что сам роман Паланика только поощряет твой интерес к нахождению новых смыслов и разгадок различных загадок, намёки на которые оставил автор. Тем более что сами эти загадки зачастую имеют как минимум два варианта ответа (как с персонажем Марлы Сингер), причём их спокойно можно обосновать и аргументы обеих сторон не будут мешать существованию аргументов друг друга.
Грубо говоря, действительно важных персонажей в истории «Бойцовский клуб» всего три – Рассказчик, Тайлёр Дёрден и Марла Сингер. Одна из основных идей романа – подчинение и обезличивание множества людей (которых Паланик именует «космические обезьянки», в честь животных, которых отправляли в космос), поэтому выделить кого-то кроме троицы главных героев сложно. Конечно, книга Паланика переполнена запоминающимися образами – это и Роберт Полсон (по кличке «Большой Боб»), и «Ангельское личико», и Механик, и начальник Рассказчика. Но, по сути, хоть какую-нибудь прописанную историю из вышеперечисленной четвёрки имеет лишь «Большой Боб», остальные же появляются на дальнем плане как раздражители Рассказчика, помогающие ему принять определённые решения.
Собственно, Рассказчик действительно необычный герой не только из-за того самого сюжетного поворота и других подтекстах сюжета, которые Паланик напрямую никогда не подтверждал. Во-первых, пример повествования от лица Рассказчика, пожалуй, один из лучших примеров подобного способа подачи истории. Как поданы сами фразы Рассказчика (без типичной «тире» перед фразами), как подаётся главная интрига (в книге она гораздо легче читается, извиняюсь за каламбур), да и сама деградация главного героя показан просто эталонно. Тот же момент с «Ангельским личиком» в книге гораздо более впечатляющий, чем в экранизации, и очень хорошо показывает стирающуюся грань между Рассказчиком и Дёрденом.
И хотелось бы добавить в эту рецензию небольшое сравнение с фильмом: уж слишком известна экранизация, чтобы обойти её в этой рецензии стороной. Часто можно услышать мнение, что Финчер улучшил роман Паланика, но я с этим не соглашусь. Финчер в своей экранизации очень сильно поменял акценты – из едкой, полукомедийной сатиры с не таким большим упором на тайну личности Тайлера Дёрдена, культовый режиссёр сделал напряжённый детективный триллер, в котором та самая интрига вокруг Тайлера закручивается весь фильм, пока не достигает пика ближе к третьему акту. К тому же, Финчер слегка изменил некоторые моменты книги – где-то поменял локации, где-то перетасовал персонажей. Изменения вроде и небольшие, но в книге всё как-то более органично выглядит. Да и в фильме «Бойцовский клуб» очень оказалась порезана сатира, по ощущениям так процентов на 90. Всё же едкая сатира Паланика с полусерьёзным тоном мне ближе, чем более развлекательная и простая, но от того не менее прекрасная киноэкранизация Финчера. Концовки и книги, и фильма прекрасны по-своему.
Как бы то ни было, «Бойцовский клуб» абсолютно заслуженно получил все свои регалии. Эта книга, как и фильм, из той серии произведений, что никогда не устареют, так как покуда сами люди не меняются, так и такая едкая сатира на поведение потребителей всегда будет актуальна. Потрясающе написанное, умное, напряжённое и очень смешное произведение. Если вы почему-то до сих не знакомы с «Бойцовский клуб» в каком бы то ни было варианте, то стоит это срочно исправить. Медиаконтента становится всё больше, но настолько умного и уникального – ни на грамм.
10 из 10