Найти тему

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта. Часть 2.

Мы продолжаем говорить о развитии так называемого эмоционального интеллекта (ЭИ, EQ) и о том, какие простые упражнения и игры помогут вам самостоятельно помочь вашему ребенку развить его (начало в прошлой статье).

3. Угадай эмоцию

Интересная игра, в которую можно играть всей семьей. Для начала необходимо заранее договориться, каким будет набор эмоций, угадываемых в ходе игры. Это могут быть как базовые чувства (страх, злость, отвращение, радость, печаль, любовь), так и более расширенный их спектр (желательно брать не более 10 эмоций). Дальше названия чувств пишутся на карточках (если дети еще не умеют читать, желательно добавить к словам рисунки-смайлики с выражением той или иной эмоции). Игроки по очереди вытягивают карточку и пробуют выразить без слов то или иное чувство, а остальные пытаются его угадать. Со старшими детьми (от 8-9 лет) можно играть в вариации игры, когда водящий рассказывает, что именно ассоциируется у него с тем или иным загаданнным чувством, когда именно он его испытывал и т.д. Такая затея хороша тем, что позволяет рассказать о своих переживаниях в формате игры, в тот момент, когда дети не ждут от старших оценки своих чувств. Например, при загадывании слова "страх" ребенок может сказать, что испытывает это на уроке у строгого учителя или, например, в присутствии старших ребят, которые могут над ним издеваться.

4. Волшебный мячик

А в эту игру можно играть, напротив, с детьми раннего возраста, начиная с 1,5 лет. Взрослый берет в руки мячик и говорит:

- Мой мячик сегодня не простой! Он превратился в счастливую улыбку! (Улыбается). Вот сейчас я передаю улыбку Машеньке и она начинает радоваться...

Как только мяч оказывается в руках ребенка, тот должен начать улыбаться, а взрослый в этот момент, напротив, стирает с лица улыбку. Дальше игра идет по кругу - каждый у кого в руках мячик, должен улыбнуться, а потом передать "улыбку" дальше.

С детьми 3-4 лет можно уже играть в усложненную версию - каждый игрок называет то, во что "превращается" мячик. В этом возрасте дети плохо отличают само испытываемое чувство от выражения лица, поэтому можно называть как эмоцию, так и какой-то элемент её выражения - слёзы, смех и т.д.